search
main
0

Дворянин и буржуа: столкновение двух эпох. Урок для разновозрастной группы детей, данный на зимней школе «Учитель года»

Друзья! Люди разных исторических эпох мыслят совершенно по-разному. И сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самом беспощадном виде войны. Такую войну не объявляют, но ведётся она до тотального уничтожения противника. В ней нет правил и здесь невозможно достигнуть перемирия. Это столкновение не солдат и генералов, а схватка различных мироощущений, принадлежащих к разным эпохам. Арена этой войны – начало нового времени – эпоха, когда происходила не только ломка старого средневекового общества в ходе революций, но и когда в противовес мироощущению старого человека – дворянина, рождалось мироощущение нового человека – буржуа.

Итак, если средневековый человек стремился подавить порок частного эгоистического интереса, то новый человек наоборот смирился с этим пороком, возвёл его в ранг добродетели, и более того – сделал его мерилом благосклонности Всевышнего. С этого времени порок стяжательства стал самой деятельной в истории силой. Буржуазия, исповедующая , выпустила джина из бутылки, в пороховом погребе вспыхнула искра. Эта искра – частный интерес. Богатства уплывали из рук дворянства, которое превратилось в грандиозную насосную станцию по перекачке денег из государственной казны. Но куда, в чей карман? В карман производителей предметов роскоши. А кем были эти производители? А сами буржуа, которые неуклонно богатели и, расширяя свою промышленность, развивали экономику Европы. в их руках стали производительным капиталом, и этот капитал становится главной движущей силой исторического развития.

Подлинная власть – это не столько власть над телом человека, сколько, прежде всего, вкрадчиво-абсолютная власть над его мыслью. Целое тысячелетие историю Европы и образ мысли европейца определяли католическая церковь и феодалы-дворяне. Но вот на историческую сцену сначала робко, а затем напористо вышла буржуазия, которая принесла с собой новую религию – протестантизм, – и которая посмела оспорить эту безраздельную власть над умами. Мы должны с вами понять, в чём принципиальная разница между дворянско-католическим типом мышления и буржуазно-протестантским, и почему один из них пришёл на смену другому. Мы увидим, как легко незыблемая власть королей и феодалов превратилась в иллюзию, стала столь же легковесной, как воздушные тончайшие кружева их золотистых камзолов.

Эпоха, о которой пойдёт речь, – это эпоха господства религиозного сознания. Религия включала в себя всё, а не только представления о Боге, как сейчас. Религия была и политической идеологией, и научной картиной мира, и собранием правил бытового поведения, начиная от манеры одеваться и завершая гигиеническими нормами.

Итак, каким же видела человека католическая религия?

Человек мыслился как изначально греховное существо, и смысл его существования – в ежеминутном преодолении в себе порока, в заботе о спасении своей бессмертной души. Кошмар адских мук неотступно преследовал благочестивых святых отцов и набожных дев.

Давайте с вами вспомним, какие человеческие грехи и пороки обрекали средневекового человека на адские мучения?

Самый первый и самый страшный грех – гордыня – она есть источник всех остальных грехов, ибо именно гордыня привела Дьявола к мятежу против Всевышнего. Она заставляет претендовать на нечто большее, чем ты есть; вызывает желание обладать чем-то большим, чем ты имеешь. Стремление человека к социальному успеху, к преуспеванию, желание подняться вверх по социальной лестнице, честолюбие расценивалось как гордыня, как происки Сатаны. Как же можно излечиться от гордыни? Рецепт незатейлив и прост: смирись со своим положением, оставайся тем, кем ты родился, ибо это угодно Богу. Богу угодно, чтобы крестьянин возделывал землю, а дворянин правил этим миром.

Таким образом, социальный статус дворянина, т.е. его положение в обществе и связанные с ним привилегии, – результат благоволения, покровительства, любви Всемогущего Бога. Вместе с кровью, по праву рождения дворянину передавалось это благоволение, а значит и все социальные привилегии и политическая власть. Высокий дворянский социальный статус служил источником денежных средств. Королевская власть платила дворянам деньги, наделяла землями и крестьянами не за какой-то определённый труд, а только за то, что они были дворянами. Дворянин даже не мог себе представить вещь, совершенно очевидную для нас, что труд – это источник денег. Для него источником денег была передаваемая по наследству благородная кровь. Поэтому дворянин был избавлен от труда. Трудились те, кто был предназначен к труду от рождения. Да и в целом католическая религия с большим подозрением относилась к труду. Признавался лишь труд для физического выживания или во благо Господа (то есть для благосостояния церкви). Труд для извлечения дохода называли стяжательством, стремление вкусить мирские радости развращает душу и способствует эгоизму, который есть та же самая гордыня.

Однако вспомните: уже с XVI века в Европе активно развивается мануфактура, торговля и ремесло. Здесь трудится большая и постоянно растущая группа людей, занимающихся торгово-промышленной деятельностью – это буржуа. С точки зрения средневекового дворянско-католического сознания это были представители самых низов общества, они были никем. Более того, вся их жизнь и вся их деятельность – это служение пороку стяжательства, поскольку трудятся они во благо собственного обогащения. Поэтому новому человеку была необходима новая религия, чтобы почувствовать свою сопричастность к замыслу Божества, то есть оправдать в глазах общества сам факт своего существования. Так появляется протестантизм. Самое яркое его течение – кальвинизм, оказавший самое сильное влияние на формирование мироощущения буржуа.

В середине 16 века в тихой милой горной Швейцарии в городе Женеве, где уже тогда было огромное множество ростовщиков, внезапно появился необычайно красноречивый проповедник Жан Кальвин. В истории ему предстояло сыграть огромную роль, потому что он смог уловить надежды буржуа и облечь их в форму новой религии. Но в чём-то эта новая религия была более нетерпима и деспотична, нежели старая. Если бы женевцы знали, что принесёт им его появление, может быть, они сразу же побили его камнями. Здесь, в Женеве, Кальвин разработал новое религиозное учение – кальвинизм – и установил в городе невиданную до тех пор религиозную диктатуру. Специально созданная полиция нравов контролировала всю жизнь женевцев на предмет соблюдения норм учения Кальвина. Начиная от выражения лиц и заканчивая ночной жизнью.

Создавая своё учение, Кальвин исходил из того, что все люди ещё до своего рождения разделены Богом на избранных – предназначенных для рая – и проклятых – обречённых на адские муки. Но знание, кто избран Всевышним, а кто нет, сокрыто от людей. Человек имеет возможность лишь догадываться о своем предназначении. Самое важное здесь: критерием избранности кальвинисты считали высокий социальный статус и благосостояние, добытые упорным трудом. Чем больше человек трудится, тем больше у него богатств, тем выше его социальный статус, а это даёт ему основание заявить, что он избран Всевышним и божественное благоволение у него в кармане. В том же кармане, где и туго набитый кошелёк. Так новая аристократия денежного мешка как бы отнимала божественную благосклонность у старой аристократии крови.

Таким образом, логика мышления буржуа противоположна логике мышления дворянина.

Итак, если средневековый человек стремился подавить порок частного эгоистического интереса, то новый человек наоборот смирился с этим пороком, возвёл его в ранг добродетели, и более того – сделал его мерилом благосклонности Всевышнего. С этого времени порок стяжательства стал самой деятельной в истории силой. Буржуазия, исповедующая кальвинизм, выпустила джина из бутылки, в пороховом погребе вспыхнула искра. Эта искра – частный интерес.

Теперь наша с вами задача рассмотреть, как сталкивались основные категории дворянского и буржуазного типов сознания, и как эта война мировоззрений влияла на исторические судьбы этих социальных групп, да и всей западной Европы.

Мы уже говорили, что любой труд был несовместим с высоким дворянским достоинством. Их единственной деятельностью были война и благородные развлечения. Но после того как в XVI – XVII веках войны в Европе несколько поутихли, заскучавшему дворянству оставалось лишь заниматься бесконечными развлечениями. Вспомните хотя бы знаменитую четверку мушкетёров. При кардинале Ришелье Атос, Портос, Арамис и д\’Артаньян занимаются только тем, что дерутся на дуэлях с гвардейцами кардинала и участвуют в антигосударственных интригах Анны Австрийской. Между делом они участвуют в осаде крепости Ла-Рошель, которая принадлежала гугенотам, –  так во Франции называли французских кальвинистов.

А чем они занимались двадцать лет спустя?

Д\’Артаньян целыми днями спит на военной службе; Портос весело и добродушно обжирается в своём имении, охотится и провоцирует соседей на дуэли; Атос от скуки заперся в своём замке; Арамис дегустирует лучшие вина в своём аббатстве в компании очаровательных женщин, пробирающихся к нему в келью по веревочной лестнице. Приблизительно тем же самым они занимались и тридцать лет спустя. При этом, обратите внимание, мушкетёры были вполне обеспечены хлебом насущным.

Для буржуа труд – это не просто инструмент для удовлетворения потребностей, но, прежде всего долг, самоцель и призвание, высшая жизненная ценность, освещённая Господом. Такое отношение создаётся именно религиозным воспитанием. Если католический священник в Средние века внушал пастве, что лучший труд – это молитва, то буржуа-кальвинист был убеждён, что лучшая молитва – это труд.

Давайте с вами задумаемся: какую роль в бурно развивающейся промышленности и торговле нового времени играли дворянство и буржуазия? Но учитывайте при этом отношение к труду тех и других. Кто из них был более полезен для развития экономики и почему?

Дворянство превратилось в ненужный нарост на теле общества, в гигантского социального паразита с раздутым самомнением. Тогда как трудоголики-буржуа стали главным компонентом экономического механизма нового времени.

Именно в этом одна из причин столь лёгкого массового истребления дворянства в эпоху революционного террора в Англии и во Франции. Если человек бесполезен для общества и государства, то холодная сталь топора или гильотины легко может опуститься на его тонкую благородную шею.

Деньги

Итак, деньги доставались дворянину без всякого труда, а для буржуа деньги – это достойное воздаяние за упорный труд, а количество денег – мерило добродетельного образа жизни. Перед вами лежат две репродукции с изображением дам из буржуазной и дворянской среды. В предметы, которые их окружают, в одежду, вложены деньги. Посмотрите, как по-разному используются эти деньги.

Демонстративная расточительность с одной стороны. И практичный аскетизм – с другой. Изящно-небрежный беспорядок и идеальная чистота. А всё почему? Потому, что дворяне не знали цены деньгам, которую знали буржуа; а цена эта – кропотливый труд. Единственное достойное применение деньгам в глазах буржуа – вложение денег в новое доходное предприятие для извлечения новых денег.

Теперь давайте задумаемся о реальных социальных и экономических последствиях такого отношения к деньгам буржуазии и дворян. В чьих руках скапливались капиталы?

Богатства уплывали из рук дворянства, которое превратилось в грандиозную насосную станцию по перекачке денег из государственной казны. Но куда, в чей карман? В карман производителей предметов роскоши. А кем были эти производители? А сами буржуа, которые неуклонно богатели и, расширяя свою промышленность, развивали экономику Европы. Деньги в их руках стали производительным капиталом, и этот капитал становится главной движущей силой исторического развития.

Социальный статус

Теперь обратимся к положению в общественной иерархии дворян и буржуа, к их социальному статусу. Как известно, герцог из «Женитьбы Фигаро» получил от этой жизни всё только за то, что дал себе труд родиться. Буржуа добивались для себя места под солнцем, используя свои богатства. Бенжамин Франклин говорил: «Стань обеспеченным человеком – и независимость будет твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной».

Как вы думайте, чей статус в исторических условиях нового времени был прочнее: дворянский или буржуазный, основанный на крови или основанный на деньгах?

Основанный на деньгах. Дворянский статус постепенно выхолащивался и превращался в иллюзию. Действительно, что это за социальный статус, если он основан на шёлковых чулках, тоненьких легко ломающихся шпагах, на пудре для париков и галантных словооборотах? Очень скоро роскошные замки и живописные дворянские гербы вместе с чудными дворянскими дочками в массовом порядке начнут скупаться буржуазией.

Божественное покровительство

В нашей схеме остался лишь один компонент – божественное покровительство. Друзья, мы говорили, что сознание того времени – религиозное сознание. И конкретная политика облекалась в религиозную форму. Для людей того времени благоволение Господа было ни чем иным как претензией на политическую власть, ибо власть, в соответствии со взглядами того времени, исходила, прежде всего, от Всевышнего, и лишь затем – от народа. Но дворяне считали, что это божественное покровительство у них никто не в состоянии отнять. Именно поэтому они беззаботно и, что самое страшное, безответственно относились к своим обязанностям по отношению к народу и государству. Именно поэтому основатель буржуазной монархии Наполеон с гневом и презрением бросал феодальным монархам Европы: «Это вы можете проиграть сражение. От этого вы не потеряете свой титул, доставшийся вам по наследству. Я не имею права на поражение, ибо вместе с ним потеряю всё, что достиг. Ведь моё величие должно ежедневно подтверждаться новыми и новыми заслугами перед Родиной». Но, тем не менее, история наказала всех этих первых дворян Европы за их безответственность, и они теряли политическую власть. В то время как власть перетекала в руки тех, кто готов был её заслужить.

Философ сказал: «Вещи, дошедшие до своего предела, превращаются в свою противоположность». Первые становятся последними, а последние – первыми. Величие изысканного благородства обернулось иллюзией, дорогостоящей декорацией беззаботно-разлагающейся реальности. А то, что с высоты этого фасада казалось ничтожеством и мелочностью лавочников оказалось силой, создавшей современную цивилизацию.

Друзья, мы сегодня также пользуемся понятиями: труд, деньги, социальный статус. Но, как и тогда, существуют два варианта отношения к этим понятиям. Нельзя быть слугой двух господ, нельзя одновременно соглашаться и с тем, и с другим утверждением. Один из этих вариантов должен быть для вас реальностью – действующим в нашем мире; а другой – иллюзией, пустыми словами. Сделайте свой выбор…

Умные люди учатся на чужих ошибках, в данном случае – исторических. Дворяне считали реальностью то, что на самом деле было иллюзией и было быстро и легко разрушено. Всё дело в том, что первая колонка схемы 2 отражает мировоззрение, которое один раз уже потерпело поражение в истории. Но иллюзии коварны, они рядятся в одежды реальности. Понять, что есть реальность, – это значит понять, на чьей стороне сила и будущее. Блеск и великолепие иллюзий не должны очаровывать нас, подобно тому, как взгляд удава очаровывает кролика. То, что казалось реальным и незыблемым – первая колонка схемы 2 – вновь может оказаться иллюзорным.

Сергей Лямин,  учитель истории, учитель года Тамбовской области-2001, начальник  отдела мониторинга научных конкурсов Управления  методологического обеспечения основной деятельности Тамбовского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте