Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дворец для принцессы. Особенности возникновения художественного образа в изобразительном творчестве дошкольников

Учительская газета, №37 от 14 сентября 2004. Читать номер
Автор:

Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство – художественное (образное) отражение человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Исследуя психологический аспект изобразительной деятельности, В.С. Мухина выявила, что художественный образ, возникающий в детских рисунках, отражает индивидуальность, социокультурный опыт ребенка. На формирование способности к образному выражению влияют несколько факторов. Среди них биологические: возраст, пол, тип темперамента, состояние здоровья, познавательная активность; социальные: культура, влияние семьи, особенности той местности, в которой проживает ребенок; эмоциональные: настроение, личное отношение к изображаемому.

Определяя содержание изобразительной деятельности в старшей группе детского сада, мы подбирали темы занятий так, чтобы каждый ребенок смог выразить свое представление об образе. С итересом дети воспринимают тему «Лес рассказывает сказки», в которой предлагается нарисовать красавицу березку или могучее, старое дерево. При подготовке к рисованию сказочного дворца вместе с детьми обсуждаем, каким может быть дворец принцессы, а каким – богатыря. Каждое занятие строится по принципу вариативности способов изображения, материалов, объектов изображения.

Процесс формирования умений и навыков неотделим от процесса творческого образного выражения ребенком своих впечатлений. Для этого на занятиях создаются такие ситуации, чтобы ребенок сам искал способ решения проблемы:

1. «Как можно нарисовать пушистого мишку?»

2. «Что получится, если рисовать по мокрой бумаге?»

3. «Что получится если смешать краски? Какие краски помогут нарисовать веселое (грустное) настроение?»

Еще один из приемов – обучение технике рисования по пути ассоциаций. На таких занятиях роль слова приобретает ключевое значение. Сравнивая гуашь и акварель, сначала сравниваем слова.

– Гуашь! Какое слово? (Сильное, яркое). Какая краска? (Сильная, яркая). Найдите рисунки, которые нарисованы гуашью. А здесь другие краски – акварель (произносится нежно). Что напоминает вам это слово? (Капель). Слово «акварель» какое? (Нежное, ласковое, прозрачное). На рисунке встретились акварель и гуашь. Кто победит? Почему? Что лучше рисовать акварелью, а что гуашью?»

Большое разнообразие художественно–творческих идей дает интегрированный подход в формировании художественного образа. Сходство средств выразительности рисования, аппликации, лепки позволяет разнообразить проявление детского творчества. Так, выполняя дом в технике аппликации, дети по желанию дорисовывают жителей, деревья. Портреты дополняют аппликацией или лепкой. В процессе таких занятий мы обеспечиваем ребятам свободный доступ к разнообразным материалам.

Интегрированный подход дает следующие результаты: у детей пропадает страх перед изобразительной деятельностью, появляются творческие работы, отличающиеся самобытным художественным образом, возрастает самооценка ребят. Содержание образов детских рисунков становится разнообразнее:

1. Ребята начинают самостоятельно передавать художественный образ, продумывать свой оригинальный ход событий.

2. Учатся осознанно выбирать средства выразительности.

3. Формируется интерес к процессу творчества.

4. У детей появляется достаточный объем практических знаний, умений, навыков, который позволяет разнообразить рисунки.

Елена ШЕМЕТА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту