Механизм подушевого финансирования действует в школах Псковской области второй год. Норматив количества учеников как для городских, так и для сельских общеобразовательных учреждений одинаков и составляет 300 человек. Однако в районах области крайне мало сельских школ с такой наполняемостью. Поэтому с вводом подушевого финансирования малокомплектные сельские школы очень сильно проиграли в отношении денежных поступлений. У городских же школ своя проблема: если они и набирают 300 человек, нужных для 100-процентного финансирования, то многие не выполняют другой норматив – по наполняемости классов.
Этот второй норматив для сельской школы составляет 14 человек, для городской – 25. Между тем многие директора будут согласны с тем, что 25 человек по санитарным правилам и нормам – это все-таки предельная наполняемость класса. Почему она вдруг приобрела статус обязательной? Конечно, никто не заставляет директоров школ организовывать классы-комплекты по 25 человек, но от выполнения этого норматива зависит зарплата учителей, вот и идет школьная администрация на хитрости – сокращает количество классов, чтобы увеличить их наполняемость. С точки зрения экономии это разумно, но, увеличивая наполняемость классов до предела, мы получаем увеличение напряженности педагогического труда и в конечном итоге снижение качества обучения. Если сразу отрицательные последствия этого процесса незаметны, они непременно скажутся через год-два…
В подавляющем большинстве сельских школ наполняемость классов также ниже «положенных» 14. И этот факт финансово бьет сельскую школу дважды: во-первых, потери в бюджетном финансировании, зависящем от количества учеников в школе, и, во-вторых, снижение зарплаты учителей из-за недостаточной наполняемости классов.
Областная администрация и Управление образования Псковской области принимают различные меры, чтобы финансово поддерживать сельские школы, в основном с помощью дотаций. Однако эти меры не могут сгладить последствий подушевого нормативного финансирования, которое сельскую школу любой наполняемости уравняло с городской. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что малокомплектные сельские школы должны финансироваться по факту, но на деле этого не происходит.
Пореченской школе повезло – количество учеников в ней более 200, поэтому на недостаток финансирования мы жаловаться не можем. Благодаря введению новой системы оплаты труда с 1 сентября 2007 года зарплата наших учителей выросла на 60 процентов. Во многом это произошло потому, что мы выполняем нормативы по наполняемости, от которых напрямую зависит основная часть коэффициентов, входящих в расчет заработной платы. Я рад за своих педагогов… Но думаю: а что, если бы мы работали в школе с пятьюдесятью учениками?
Не только в Псковской области, по всей стране очень много сельских школ, где учатся менее ста человек, и таким учреждениям крайне тяжело выжить в подобной ситуации. Я считаю, что финансирование сельских школ должно производиться по факту, как указывает Закон «Об образовании», иначе они будут закрываться. Это видно на примере нашей области. Несмотря на то что областная администрация старается всеми силами поддерживать сельские школы, за неполные два года, прошедшие со времени введения подушевого финансирования, произошло сокращение числа малокомплектных школ. Подушевое финансирование стало своеобразным катализатором процесса оптимизации – ликвидации малокомплектных школ как юридических лиц и превращения их в филиалы более крупных образовательных учреждений. У учителей возникли проблемы с трудоустройством. За несколько последних лет одна только наша школа уже невольно «поглотила» четыре малокомплектные, которые стали ее филиалами.
Василий МЕФЕД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район, Псковская область
Комментарии