С начала ХХI века российские школы медленно, но верно двигались по пути информатизации и компьютеризации. Компьютеры, интерактивные доски, нетбуки активно поступали в образовательные организации в рамках национального проекта «Образование». В 2007 году все учителя были обязаны пройти курсы компьютерной грамотности и получить заветные «корочки», которые подтверждали компетентность педагога в вопросах ИКТ. Следующим шагом было ведение электронных дневников и классных журналов. Противников этого нововведения можно было пересчитать по пальцам. Спорить с прогрессом трудно да и глупо. Большинство педагогических работников и родительское сообщество считали, что все это будет способствовать оптимизации учебного процесса, ну и, естественно, положительно отразится на качестве последнего.
Другая реальность
В реальности оказалось все несколько иначе. Знаменитая фраза бывшего российского премьера «Хотели как лучше, а получилось как всегда», как проклятье, висит над всеми реформаторскими потугами постсоветского времени. Что бы мы ни начинали, что бы мы ни делали, итог всегда один, и В.С.Черномырдин подметил это еще в 1993 году. Его слова как нельзя лучше иллюстрируют многое из того, что происходит в сфере образования.
Появлению классных журналов в электронном виде предшествовало внесение изменений в должностные инструкции педагогов. Его заполнение стало обязанностью, и ни о каких доплатах речи не шло. Вроде все правильно, так и должно быть. Только вот есть маленькое «но». Бумажный вариант журнала никто не отменял. Сначала рассказывали байки о переходном периоде, но это «временное» состояние сохраняется во многих школах до сих пор. В результате объем работы учителя увеличился вдвое, а оплата труда осталась на прежнем уровне.
Но и это еще не все. Зачастую не во всех школьных кабинетах есть персональные компьютеры, да и Интернет в образовательных организациях не всегда работает на должном уровне. Это в отчетах он бесперебойный и скоростной, а по факту все иначе. Многие педагоги фотографируют страницы бумажного журнала и уже дома – в свое свободное время и на своих же компьютерах – выставляют оценки в электронный журнал.
Однако сюрпризы с заполнением не заканчиваются. Платформа часто виснет. Происходят всевозможные сбои в программе. И это не единичные случаи. Механизм привязывания уроков к учебным темам настолько несовершенен, что может вывести из себя даже святого. Все это отнимает слишком много времени у преподавателя. А ведь он мог потратить его на более полезные дела.
Самодурство или правовая безграмотность?
Теперь еще одна сторона этой проблемы. Так как в школе ведутся два журнала, то и контроль за их заполнением двойной. Правильность ведения бумажного варианта проверяет заместитель директора по учебной работе, а порядок заполнения электронного варианта отслеживает специалист управления образования. Как только заканчивается очередная четверть, сразу вывешиваются списки тех нерадивых учителей, кто вовремя не заполнил электронную версию классного журнала.
И тут возникает вопрос: а знают ли чиновники управления образования, что ведение двух журналов одновременно противоречит целому ряду нормативно-правовых актов? Есть соответствующие документы, которые подробно разъясняют, что и как нужно делать в подобной ситуации. Вот некоторые из них: письмо Министерства образования и науки РФ от 15.02.2012 №АП 147/07 (с изменениями от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде», приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», письмо Министерства образования и науки РФ №НТ-664/08, Общероссийского профсоюза образования №269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей». А если знают, то почему настаивают на заполнении сразу двух видов классных журналов? Возможно, это чиновничье самодурство, которое всегда было и будет, или безграмотность и незнание матчасти. А может быть, все сразу.
Из года в год одно и то же
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов 3 октября 2021 года снова акцентировал внимание на этой проблеме. В своем письме он обратился к главам российских регионов и в который раз рекомендовал снизить нагрузку на учителей. По словам министра, не нужно вести бумажный журнал в образовательной организации, если уже заполняется электронный, и наоборот. Только вот опять в этом письме звучит волшебное слово «рекомендует». А это значит только одно: чиновники от образования продолжат подстраховываться и будут требовать от школ заполнения обоих видов классных журналов. Просто так, на всякий случай. Проблема, которая не стоит выеденного яйца и которую можно решить одним махом, растягивается на десятилетия.
Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область, фото автора
Комментарии