В Воронежском государственном педагогическом университете прошел «круглый стол», посвященный одной из самых значимых для образования (да и, пожалуй, для всего общества) проблем – повышению качества подготовки педагогических кадров. Все ведь очевидно: чем ниже это качество, тем призрачнее перспективы «Нашей новой школы». Для столь важного разговора университет пригласил не только чиновников областного Департамента образования, но и представителей всех районных и городских муниципальных органов управления образованием Воронежской области. Одним из самых активных участников обсуждения был руководитель отдела по образованию администрации Таловского района Геннадий ИЕВЛЕВ. Я попросила Геннадия Викторовича подробнее рассказать о технологии переподготовки таловских учителей.
– Геннадий Викторович, давайте начнем разговор с самого главного: ваш район первый, кто не побоялся изменить привычную схему повышения квалификации школьных педагогов. Группа таловских учителей уже проходит переподготовку в педагогическом университете. Почему выбрали именно педагогический вуз, а не областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования и как восприняли это сами учителя? – Ситуация в этом году сложилась так, что у достаточно большой группы учителей русского языка и литературы закончился срок прохождения курсовой переподготовки. Практически все они проходили переподготовку в 2005 году в областном институте повышения квалификации на базе района. Заявку на 2010 год мы подавали, но для учителей этой категории курсы на район нам не дали. В связи с новыми правилами зачисления стать слушателями плановых курсов в ВОИПКиПРО все желающие не смогли, не прошли по результатам ранжирования. Поэтому мы и решили обратиться с этим вопросом в ВГПУ. Сейчас наши педагоги проходят курсовую переподготовку и на базе института повышения квалификации согласно плану, и на коммерческой основе, есть даже учителя, которые прошли курсы дистанционно в Московском педагогическом университете. А 15 учителей русского языка повышают свою квалификацию в ВГПУ. Сомнения, конечно, у педагогов были, но поскольку большинство в прошлом выпускники пединститута и не понаслышке знают о профессионализме преподавателей этого учебного заведения, сомнения развеялись.- Для учителей сельских школ повышение квалификации, наверное, не менее актуально, чем для городских. – Повышение квалификации сегодня актуально для всех педагогов, тем более что курсовая переподготовка необходима для аттестации педагогических и руководящих работников. У нас в районе одна начальная, пять основных и 23 средние школы. Большинство педагогов в возрасте от 35 до 55 лет. В основном это опытные учителя, их стаж превышает 15-20 лет. У нас более 100 педагогов и руководителей школ с высшей квалификационной категорией, более 250 имеют первую. Есть и молодые специалисты: в 2009 году пришли на работу в школы пять человек, в 2010-м – семь, все они выпускники Воронежского педуниверситета и Борисоглебского педагогического института. – Какие вы видите перспективы сотрудничества с педагогическим вузом?- Думаю, что одной курсовой подготовкой мы ограничиваться не должны. В прошлом учебном году мы предложили руководству ВГПУ приглашать наших педагогов и учеников на семинары, конференции и олимпиады. Вуз сразу откликнулся на нашу просьбу, и это очень приятно – наше сотрудничество стало более плодотворным и интересным. Если же говорить о повышении квалификации, то сегодня растет популярность дистанционных курсов и курсов с приглашением преподавателей на места, в районы. Например, у нас сейчас складывается такая ситуация: если просчитать расходы, то 3500-3800 рублей на человека надо заплатить за сами курсы, еще добавить за дорогу, командировочные за питание и проживание – в итоге получается двойная цена. А если я сам выбираю вуз, через который будет проводиться повышение квалификации, то мне, как правило, идут на многие уступки. Например, преподаватели сами приезжают к нам в район и проводят курсы. Соответственно экономится половина средств – мы платим только за обучение. Еще момент: если учитель проходит курсы повышения с отрывом от производства, то это время не зачисляется в общий непрерывный трудовой стаж, который идет ему в выслугу лет. Поэтому педагоги сами просят, чтобы для них были организованы курсы во второй половине дня, как говорится, без отрыва от производства, уже после того, как они проведут уроки. Преподаватели вуза идут и на это. Для приезжающих у меня организовано общежитие – три спальных места, холодильники, телевизор, все удобства – пожалуйста, живите.А сейчас мы договорились, что будем проводить курсы на каникулах, чтобы учителям было легче. Кстати, и сами курсы мы выбираем с наибольшей выгодой для себя, вуз предоставил нам такую возможность. Например, учителя русского языка уже отучились, а следующими будут педагоги дошкольного образования, причем мы выбираем такой курс, где есть часы по ИКТ, это входит в стоимость. С первого января каждый учитель обязательно должен будет предоставлять удостоверение об окончании курса информационно-коммуникативных технологий. Если у учителя такой документ на руках есть, то ему придется сдавать только педагогику, психологию и предмет. – Насколько оправданны опасения, что учитель, повысив свою квалификацию «на стороне», придет в ИПК за разрядом или свидетельством, а ему там скажут: не та квалификация? Должен ли областной департамент занимать в этом вопросе какую-то позицию, как-то регулировать эти моменты? – Думаю, что такие опасения ничем не оправданы. ВГПУ и еще четыре учебных заведения области помимо ВОИПКиПРО имеют лицензию на проведение курсовой переподготовки учителей, по окончании курсов педагог получает свидетельство установленного образца. А Главная аттестационная комиссия при Воронежском департаменте образования, науки и молодежной политики абсолютно независима. Конечно, новый механизм аттестации должен пройти обкатку, но уверен, что никаких трудностей у педагогов из-за того, что они выбрали для повышения квалификации то или иное учебное заведение, не будет. – Насколько качественно сегодня готовят учителей в вузах?- Конечно, хотелось бы, чтобы был поднят престиж учительской профессии и в педагогические вузы шли лучшие. Ведь если сейчас не подготовить достойную смену и не изменить ситуацию, когда в педвузы идут типичные троечники, то вскоре накопленный опыт и знания педагогического сообщества сойдут на нет, не только новаторов не будет, но и не придется говорить о профессионализме учителей и качестве знаний учеников. – Что делается в районе для повышения престижа учительской профессии, в частности, в Год учителя? – Проводились профессиональные конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», педагогические чтения, конференции – все это дает возможность педагогам самоутвердиться, повысить свою компетентность, способствует распространению педагогического опыта. В рамках Года учителя педагоги района участвуют в различных профессиональных областных и всероссийских конкурсах. В региональном конкурсе «Лучшая школа Воронежской области» Каменностепная школа заняла второе место и получила грант в 150 тысяч рублей, а таловский детский сад №5 победил в конкурсе «Лидер в образовании» в номинации «Дошкольное образование». Традиционно на районном праздничном концерте, посвященном Дню учителя, каждый год мы чествуем не только ветеранов и победителей профессиональных конкурсов различного уровня, но и молодых специалистов. Районная администрация выделяет средства для награждения и лучших школ, и лучших учителей. Кстати, педагогический университет специальными призами наградил школы, выпускники которых поступили в ВГПУ. С 2003 года самые талантливые наши педагоги пополняют золотой фонд образования района. Сейчас в нем более 60 человек, а в этом году дипломы золотого фонда и соответственно подарки получили еще пять учителей. Конечно, очень много в этом году официальных наград и грамот: четыре знака «Почетный работник образования», 10 грамот Министерства образования и науки, 86 грамот районного отдела образования – такого количества никогда раньше не было. – Есть в районе школы, где большинству учителей вы бы без колебаний присвоили высшую квалификационную категорию? – Да, есть. Например, Каменностепная (директор Любовь Евгеньевна Шевлякова). Кстати, практически все учителя школы – ее бывшие выпускники. Также я бы назвал Высоковскую (директор Любовь Яковлевна Гриднева) и Докучаевскую, которой руководит Татьяна Ивановна Лазарева. – Геннадий Викторович, каковы ваши планы на будущее?- Одна из моих главных задач состоит в том, чтобы отобрать лучших выпускников наших школ и направить их в педагогический вуз для получения учительской специальности, чтобы потом они свои знания отдавали будущим поколениям наших земляков. ВоронежКомментарий Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области: – Мы изменили финансирование системы повышения квалификации педагогов и разрешили с 2010 года те средства, которые получают образовательные учреждения, направлять в том числе и на повышение квалификации педагогов. Также формируется банк программ, которые могут быть использованы для этой работы. Сейчас в банке уже несколько сотен программ, и не только от института повышения квалификации и педагогического университета, но и от Воронежского государственного университета, воронежского филиала Академии государственной службы, Воронежского института высоких технологий. У этих учреждений есть лицензии на осуществление данного вида деятельности, и педагоги могут направлять в них свои заявки и проходить курсы повышения квалификации. У нас уже есть примеры, когда школы направляют своих педагогов и в федеральные центры – в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, в Академию повышения квалификации. Конечно, это не может быть массовым явлением, это стоит дороже, чем повышение квалификации на территории региона, но наши лучшие педагоги, наши звездочки, имеют такую возможность. Активную позицию в этом вопросе занимает Воронежский педагогический университет: с одной стороны, учителю предоставляется возможность повысить свою квалификацию на базе педагогического вуза, а с другой стороны, педагоги дают возможность преподавателям вуза понять, что же сейчас происходит в учительской среде, чтобы не было оторванности и чтобы бывшие студенты, уже став учителями, через несколько лет могли вернуться в свою альма-матер и узнать, что нового происходит в образовании с точки зрения педагогической науки. Учитывая то, что оператором аттестационной комиссии является областной институт повышения квалификации, складывается впечатление, что все делается в этом институте. Мы считаем это не совсем правильным, поэтому постепенно изменяем эту схему и разделяем тех, кто занимается повышением квалификации – это должны быть отдельные учреждения, – и тех, кто принимает окончательные решения. То есть это должно быть отдельное областное учреждение, которое никакого отношения к механизму и процедуре повышения квалификации не имеет. Своего рода чиновничий уровень, который принимает формальные решения на основании прохождения курсов, квалификационных процедур и квалификационного экзамена. Учитывая то, что со следующего года у нас вводится новое положение об аттестации, которое предусматривает не только аттестацию на квалификационную категорию, но и на подтверждение занимаемой должности (один раз в пять лет для педагогов), объем работы увеличивается, поэтому и меняется схема. В аттестационной комиссии не будут смотреть на то, где прошел повышение квалификации данный педагог. Он может это сделать и в Российской академии образования, и в Воронежском госуниверситете или в педагогическом вузе, а может и в областном институте повышения квалификации, который, кстати, в этом году привлек наибольшее количество слушателей.
Комментарии