search
main
0

Двойка стала «парашютом», а яблоко – «хакнутым»

Изучая русский язык, ребята прекрасно понимают, что существуют как общеупотребительные слова, так и лексика ограниченного употребления, к которой относятся, в частности, жаргонизмы.Как реагировать на то, что дети частенько употребляют слова, которые неуместны для определенной речевой ситуации? Можно, конечно, запрещать, наказывать, но это, как правило, малоэффективно.

На мой взгляд, надо доходчиво объяснять учащимся (и не только на уроках русского языка), что все слова, которые есть в языке, имеют право на жизнь, что они зачем-то нужны и, следовательно, выполняют какие-то определенные функции. Только надо отдавать себе отчет, где, когда и с кем можно так или иначе говорить. Дети с большим интересом занимаются маленькими исследованиями, связанными, например, с использованием молодежного сленга. Ведь русский молодежный сленг – интереснейший лингвистический феномен, в котором нередко проявляется творческое отношение к словам, придается им неожиданно новое лексическое значение. Например, «папье-маше» у сегодняшних подростков – это родители, «парашют» – неудовлетворительная оценка, «чертеж» – преисподняя, «однёрка» – единица. Так, неологизм «хакер», возникший в языке относительно недавно, стал производящей основой для слова «хакнуть», и вот уже яблоко с отбитым боком ребята называют хакнутым. Множество примеров можно привести, если посмотреть на современную компьютерную лексику. На 16-й региональной научно-методической конференции «Культура общения и ее формирование» мой ученик Роман Обухов представил интересное исследование об особенностях компьютерного сленга и преобразования иностранных слов в типично русские жаргонизмы («мыло», «клава», «электронка», «аська», «мозги», комп, «железо» и так далее). Как учитель русского языка, я должна знать молодежные жаргонные слова, чтобы понимать их, хотя совсем необязательно самой использовать этот сленг. Бывают и курьезные случаи. Так, однажды мне пришлось объясняться с мамой ученика девятого класса, которая возмущенно заявила, что ее сын не может мне отвечать на уроках, так как я употребляю ненормативные слова, значения которых он не знает (!!!) и поэтому повторить не может. Когда мы стали разбираться, что же это за слова, оказалось, что за нецензурные слова ученик принял такие термины, как анапест, амфибрахий, хорей, гипербола. И смешно, и грустно… ​Наталия СМОТРОВА, учитель русского языка и литературы лицея №8, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте