search
main
0

Движение – жизнь. Социальная реабилитация и адаптация детей-инвалидов с использованием методов физической культуры

​Одним из актуальных вопросов современного общества является проблема инвалидности, ее медицинское, социальное и экономическое значение на государственном уровне.

В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 2 до 5% детского населения.Структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по причинам нарушений в состоянии здоровья достаточно стабильная. Ведущее место занимают болезни нервной системы, среди них детский церебральный паралич, психические расстройства и врожденные аномалии развития.Нарушения интеллектуального и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида и как следствие к его социальной дезадаптации.Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта Управления социальной защиты населения Зеленоградского административного округа города Москвы с 2008 года осуществляет свою деятельность по работе с инвалидами и лицами с ограничениями жизнедеятельности, направленную на их реабилитацию методами физической культуры и спорта.Коллективом специалистов в области реабилитации методами физической культуры, работающими в центре, разработано множество эффективных методик для физической реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных групп, имеется большой потенциал для развития перспективного направления социальной реабилитации.Известно, что ряд инвалидизирующих заболеваний у детей, и в первую очередь заболевания, вызывающие нарушение функции движения, требуют начала интенсивной физической реабилитации ребенка как можно в более раннем возрасте, причем параллельно или сразу по окончании активной медицинской реабилитации. Как правило, этот период соответствует возрасту ребенка 3‑4 года.Другая, значительная по численности в детской популяции группа – дети школьного возраста с грузом хронических заболеваний, не приводящих к инвалидности, но значительно снижающих активность и ограничивающих жизнедеятельность ребенка. Как правило, такие дети освобождаются от уроков физической культуры в школе и фактически лишаются возможности гармоничного физического развития и адекватной возрасту физической активности. Кроме того, данная группа детей представляет собой группу риска по развитию инвалидизирующих заболеваний у взрослых.Основная работа центра состоит в предоставлении реабилитационных услуг в целях социальной реабилитации, социальной интеграции и адаптации детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности посредством систематических занятий лечебной физической культурой, адаптивной физической культурой, адаптивным спортом и услуг по социально-психологической реабилитации ребенку и его семейному окружению.Реабилитация детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в реабилитации методами и средствами физической культуры и спорта, проводится в РЦИМФКиС с 4 лет.Опыт работы центра показал, что при многих заболеваниях у детей наиболее эффективными являются индивидуальные занятия лечебной гимнастикой с инструктором или занятия в небольших группах с числом детей до 5‑6 человек.В распоряжении специалистов-реабилитологов зал лечебной физкультуры для проведения групповых занятий (до 5 детей одновременно), зал лечебной физкультуры для индивидуальных занятий с применением специального реабилитационного оборудования, зал для занятий адаптивной физической культурой (группа детей до 6 человек одновременно). Кроме того, имеются кабинет реабилитационной диагностики для осуществления тестирования и оценки стартового функционального состояния ребенка, проведения контроля реабилитации, ее эффективности по окончании курса реабилитации, кабинет массажа и кабинет психологического консультирования.В зависимости от функциональных возможностей ребенка-инвалида и степени нарушения или утраты функций программа реабилитации в реабилитационном центре предусматривает применение методов лечебной физической культуры (ЛФК), адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта.В целях реабилитации применяются общепринятые методики лечебной гимнастики, специальные методики лечебной гимнастики с учетом индивидуальных особенностей нарушений функций конкретного ребенка, ряд спортивных направлений адаптивной физической культуры с учетом функциональных возможностей инвалидов, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности: различные виды гимнастики (суставная, атлетическая), танцевальная гимнастика, общая физическая подготовка разной интенсивности, игровые виды спорта малой интенсивности (дартс, бочча, мини-гольф, новус, жульбак, керлинг, флорбол), настольный теннис, скандинавская ходьба, стрельба из лука, городской велотуризм, которые позволяют применять физическую культуру как эффективный метод реабилитации.Достаточно результативны направления адаптивного спорта, предназначенные для активной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов: для детей-инвалидов и взрослых с поражением опорно-двигательного аппарата – настольный теннис, для слабослышащих детей-инвалидов и молодых инвалидов – волейбол, бадминтон, теннис, для всех групп инвалидов – стрельба из лука.Осуществляет работу уникальное направление деятельности центра по реабилитации инвалидов-колясочников, в том числе детей-инвалидов, – это реабилитационное направление «Владение коляской активного типа», позволяющее обучить человека, использующего для передвижения кресло-коляску, безопасному и независимому от посторонней помощи передвижению и пребыванию в современной городской среде, в том числе в зданиях, сооружениях и городском транспорте.Востребована методика проведения совместных занятий родителей и детей с целью привлечения родителей к активному участию в процессе реабилитации и обучению их методикам физических упражнений для самостоятельных занятий с ребенком после завершения курса реабилитации в условиях центра.Показаниями к реабилитации методами физической культуры в центре являются: заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушением функции движения, в том числе после травм и реконструктивных операций на суставах; заболевания центральной и периферической нервной системы с нарушением функции движения, в том числе после травм, воспалительных заболеваний головного и спинного мозга и нарушений мозгового кровообращения; врожденные аномалии развития и наследственные болезни, сопровождающиеся нарушением функции движения; сенсорная тугоухость и другие заболевания, сопровождающиеся нарушением функции костно-мышечной системы.В реабилитационном центре созданы комфортные условия для занятий, работает высокопрофессиональный коллектив специалистов в области физической реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, а также других лиц с ограниченными возможностями здоровья.Людмила ЛЯХОВИЧ, заместитель директора по реабилитационной работе Реабилитационного центра для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта Управления социальной защиты населения Зеленоградского административного округа города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте