Блокбастер Антона Мегердичева «Движение вверх» собрал рекордную для российского кино кассу, побив на этом поле «Иронию судьбы…», рекордсмена прошлых лет.
Фильм снят по мотивам одноименной книги Сергея Белова и рассказывает о реальном эпизоде из истории советского спорта: в 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене наша сборная по баскетболу обыграла американцев, не проигрывавших никому с 1936 года. Отрыв получился небольшим – 51:50, все решилось буквально за три секунды до финального свистка, но в спорте, как и на войне, – aut Caesar, aut nihil (лат. «Или Цезарь, или никто»). Черная страница для американского баскетбола и триумфальная для советского (а теперь и для российского).Этот отрезок времени и стал отправной точкой сюжета и ее мифологическим измерением (не случайно и то, что снимать начали именно с этой сцены). Итоговый хронометраж картины 2 часа 13минут. И, честно говоря, он кажется несколько затянутым, а временами нудным.Если спортивные эпизоды хороши и зрелищны, то сцены из повседневной жизни напоминают некий бородатый анекдот – про дефицит, черную икру как основную валюту, конформизм партийных лидеров, голодный взгляд советского гражданина, обращенный по ту сторону кордона. Учитывая особенности жанра, приходится принять, что для драматизма необходимо наличие контрастов: технически продвинутый Запад и отстающие мы, тренер Гаранжин (Владимир Машков), идущий вопреки системе, и трусливый приспособленец Терещенко (Марат Башаров), вечная любовь и болезнь, ограничивающая земной срок.Еще контраст – витальность команды, впечатляющей слаженностью, и недуги некоторых игроков: тут зрение плохое, тут порок сердца (благодаря этому факту выросла трогательная лавстори), у самого бронебойного игрока повреждено колено…Можно это назвать советской синергией. В «Легенде №17» акцент делался на Харламове (Данила Козловский), то есть в русле голливудского кино с его героем-индивидуалистом. В этом же фильме акцент делается на всей команде, где по отдельности каждый в чем-то несовершенен: кто-то болен, кто-то националист, у кого-то личные интересы выходят на передний план, но вкупе все тянут на сверхчеловеческий уровень.Жертвуя эгоистичным, побеждают противника. Фраза главы Госкомспорта (Сергей Гармаш) о том, что победителей не судят, здесь не случайна. Если представить на месте спортивного поединка военное сражение, логика не нарушится, а все архетипы останутся на месте. И главнейший из них – фигура командира, то есть тренера. Именно он собирает интернациональный состав (до этого момента основной костяк сборной составляли игроки ЦСКА), поддерживает моральный дух ребят, жертвует во имя победы личными и даже семейными интересами, ставит на кон свою репутацию, ни на секунду при этом не теряя самообладания. Машков с ролью справился отлично, умудрившись переплавить в обаятельный сплав сталь голоса и взгляда с человечностью намерений и поступков, а также жертвенность (без грамма самоуничижения).Попытавшись избежать прямолинейности, автор, то ли сознательно, то ли нет, попытался использовать иронию (не в принципиальных, второстепенных вещах), из-за чего не совсем понятно, чего здесь больше – гордости за прошлое или некоторого стеба. С одной стороны, блистательный спорт, с другой – дрянные автоматы с газировкой и дефицит ниток (один из спортсменов попадается в таможне с ворохом мотков), плохая медицина, бюрократические проволочки. Эта двусмысленность не дает покоя. Зритель вполне ведь может прочитать месседж «победили не благодаря, а вопреки», а из этого проистекают не совсем радужные выводы. Если есть крутые спортсмены и косная система, то что плохого в том, чтобы остаться за рубежом и продать себя в местные клубы?!Но раз четкого посыла нет, все отдается на откуп интерпретатора. Наконец, тренер Гаранжин олицетворяет все то, ради чего все-таки стоит играть в своей команде и биться за свою страну. Это хорошо показано с помощью параллельного монтажа: его отеческое, напутственное (как перед боем) обращение к игрокам, с одной стороны, и попытка тренера-американца мотивировать свою сборную тем, что после победы им будет легче продать себя в престижные клубы. Вспоминаются две цитаты из известного фильма: «У кого правда, тот и сильнее» и «Здесь вообще все просто так, кроме денег», отлично иллюстрирующие диаметральные подходы.Главное достижение картины состоит не в реконструкции матча, а в создании настроения, напряжения и саспенса, царящих на площадке и трибунах. То есть художественная правда достигнута. Видно, что в спортивную часть вложены основные творческие силы. Рапидные съемки здесь вообще безупречны, а вкупе с музыкой создают дополнительный драйв (как тут не вспомнить сиквел «Боя с тенью», другое детище режиссера). Что касается слоу-моушна, с ним немного переборщили на последней минуте матча. Но здесь можно понять: показать всю емкость и судьбоносность трех секунд с помощью кинематографических средств не так просто.В «Движении вверх» явный дисбаланс между технически блестящей спортивной частью и шаблонным отображением эпохи, которое скрашивается воздействием на эмоциональном уровне.
Комментарии