Совсем недавно состоялась онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы». Трансляцию конференции в YouTube смотрели 3670 педагогов, причем не только из России, но и многих зарубежных стран – Беларуси, Тайваня, Казахстана, США, Сирии, Франции, Эстонии, Германии, Японии, Австралии… «Очередная онлайн-конференция? Сколько можно?» – хмыкнет, возможно, уставший педагог. А вот и не очередная. Уникальная.
Удивительно, важно, нужно!
Инициировали онлайн-общение клуб «Учитель года Самарской области» и Самарская международная школа. Идею председателя самарского клуба «Учитель года», директора гимназии №3 Самары Светланы Ильиной поддержала «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования, Самарская областная организация профсоюза.
В чем состоит инициатива? Объясняет сама Светлана Сергеевна: «Идея заключается в том, чтобы заработали международные методические объединения по предметам. Цель – распространить успешный педагогический опыт лауреатов региональных финалов конкурса «Учитель года».
Мы ожидаем, что будет создана площадка обмена опытом для учителей-предметников – методические объединения. Председателями методических объединений становятся самые именитые учителя России, мэтры отечественной педагогики, проводятся межрегиональные, международные онлайн-конференции».
Секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата профсоюза Елена Елшина приветствовала участников конференции:
«Поражает, что собрались успешные педагоги, победители, лауреаты конкурсов профессионального мастерства. У вас так мало выходных, особенно сейчас, однако же в субботний день вы у экранов для того, чтобы учить и учиться.
Вы все время в движении, это здорово. Я уверена, что это движение позволяет вам не только сохранять равновесие, но и двигаться выше, дальше. Конечно, вместе с Общероссийским Профсоюзом образования.
Ждем вас на наших профсоюзных площадках – Всероссийской педагогической школе, Всероссийском тренинг-лагере, где вы сможете не только прокачать профессиональные навыки, но и заняться актерским мастерством, узнать права педагогов, включиться в активную жизнь. Мы всегда рядом с вами!».
Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова отметила:
«Мне кажется, что сегодняшняя конференция с такой замечательной сверхзадачей – создание неформальных методических объединений – это действительно очень важная идея.
Конференция позволит еще раз дать импульс для развития послеконкурсного движения учителей года и решения важной задачи – как повысить качество образования, сделать так, чтобы наши дети учились лучше.
Проводя эту конференцию, мы делаем то, о чем говорят на государственном уровне, – вырабатываем новые механизмы организации методической поддержки и помощи учителям-предметникам. Это очень перспективный проект. Будем слушать друг друга, анализировать, делать выводы, работать с полной отдачей».
На пленарном заседании участники конференции увидели богатый педагогический опыт финалистов и победителей регионального конкурса «Учитель года Самарской области».
Не случайно первыми в программе были поставлены именно они, а не абсолютные победители всероссийского финала. Светлана Ильина совершенно права, когда говорит: «Как много у нас достойных учителей, участников региональных финалов! И как мало мы о них знаем.
Победитель региона едет на Россию, там попадает в «пеликанью стаю» и, возможно, остается в конкурсе навсегда или не остается, это выбор каждого. А что же с талантливыми финалистами? Неужели они не достойны того, чтобы транслировать свой опыт? Ну, конечно же, достойны!».
Дальше началось самое «вкусное» и интересное – заседания методических объединений учителей русского языка и литературы, английского языка, физики, химии. В рамках этой конференции опытом поделились педагоги Самарской и Тюменской областей, мастер-классы показали победители Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет.
Светлана Сергеевна пообещала: «Учителя других предметов смогут собраться на методические объединения 12 декабря в рамках Всероссийского форума «Педагогическая гавань», который пройдет в Самаре. Мы надеемся, что регионы подхватят эту инициативу».
Мудрые советы
Мне повезло присутствовать на выступлениях преподавателей русского языка и литературы. Расскажу только об одном мастер-классе – председателя методического объединения филологов, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1994, директора издательства «Академия 76» Михаила Нянковского.
Он говорил вещи, очень важные для педагогов, а особенно – участников конкурса «Учитель года России». Например, о том, что, даже выбрав педагогическую технологию, нельзя ей рабски подчиняться, так же как нельзя подчиняться гаджетам или презентации, из которой в ходе открытого урока конкурсант порой не желает выбросить ни слайда, даже если реакция детей ведет занятие в другую сторону.
И еще: «Смысл уроков литературы – научить ребят читать самостоятельно, потому что они окончат школу, и рядом не будет мудрого учителя. Научиться этому можно, только работая с текстом».
Нужные советы Михаил Александрович дал по групповой работе: «Почему-то многие коллеги считают, что групповая работа более индивидуализирована, чем фронтальная. С точки зрения ученика это не так, в группе проще отсидеться. Группы очень часто не слышат друг друга.
В итоге объем знаний, который можно было извлечь из работы первой группы, вторая группа не получает. И третья слышит только себя. Это касается не принципа групповой работы, а того, как она зачастую на практике реализуется.
Нередко учителя дают ребятам задания, которые при фронтальной работе выполнялись бы на разных этапах. Одна группа работает с сюжетом, вторая с системой персонажей, третья с языковыми средствами и так далее. Это неправильно. Должна быть логика анализа, последовательность.
Когда ребята выполняют часть работы, логика разрушается и анализа не происходит. Важный этап – презентация работы групп, его обязательно должны слушать все! Например, одна группа презентует, остальные задают вопросы или вступают в дискуссию. Часто этого не делают.
Не надо давать заданий, требующих от учеников выполнения функций, которые вы с ними не проработали. Это напрасная трата времени».
В перспективе – разнообразие
На финальном заседании об увиденном и услышанном рассказали председатели только что возникших предметных методических объединений. Отметили выступавших коллег, выделили «изюминки». А главное – говорили о перспективах.
Учитель английского языка гимназии «Пущино» Московской области, победитель конкурса «Учитель года России»-2015, председатель МО учителей английского языка Мария Ахапкина:
«Сегодня каждый заявил свою тему. Как бы я построила работу дальше в своем методическом объединении? Мне бы хотелось сузить направления обсуждения приемов, технологий. Такой вариант: мы берем какую-то одну технологию, проектную деятельность, например, и дальше ищем спикеров с интересными наработками по этой теме. Одной технологии мы посвящаем целый год, но разбираем ее тщательно».
Михаил Нянковский, председатель МО учителей русского языка и литературы:
«Соглашусь, что надо подумать о тематических сессиях, причем не обязательно должны быть педагогические технологии, могут быть другие темы, содержательные. Например: как изучается тот или иной аспект в предмете, как изучать творчество писателя или эпоху? Могут быть разные форматы».
Председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии, главный редактор журнала «Химия в школе», председатель МО учителей химии Людмила Левина:
«Порадовали меня. Это были мастер-классы уровня «Учителя года России». Показали, что учитель-химик – эрудированный, широко образованный, понимающий, что он делает на уроке. Это движение я считаю очень перспективным. Было бы очень полезно сделать группу естественно-научного профиля. Нам есть о чем поговорить в своем кругу – физикам, химикам, биологам, географам».
Учитель информатики и физики, заместитель директора гимназии №12 Липецка, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, председатель МО учителей физики Алла Волкова:
«Я солидарна с Людмилой Семеновной, что надо расширяться, сейчас образование уходит от монопредметности к межпредметности и интеграции. Это очень важно – не разрывать ребенка на отдельно взятые химию, физику, математику, а давать восприятие мира целостно. Кстати, первый мастер-класс у нас был об этом – об интеграции физики с предметами естественно-научного цикла, его провел Андрей Иванович Семке. Наше событие важно не только для педагогического сообщества, но и для родительского. Выступления замечательных учителей дают возможность родителям посмотреть на образовательный процесс другими глазами».
Вот такие разные взгляды на перспективы развития методических объединений. И прекрасно, что разные! Можно воплощать все идеи, и это пойдет на пользу педагогам. Самые блестящие идеи рождаются в дискуссиях.
Права председатель Самарской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Антонина Гудкова:
«Общение – самое большое счастье, которое существует сегодня. Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в онлайн-конференции, конечно же, Светлану Сергеевну Ильину и ее команду, председателей методических объединений, педагогов, которые давали мастер-классы. Профсоюз больше, чем кто-либо, заинтересован в профессиональном росте учителя, потому что чем профессиональнее учитель, тем он более защищен».
Кстати, Антонина Васильевна, учитель физики, в этой стихийной дискуссии за сужение содержания: «В каждом предмете есть проблемные темы. Например, у нас в физике – электромагнитные явления. Возможно, рассмотрение этих сложных тем и должно быть предметом обсуждения на онлайн-конференциях».
А что думаете вы, уважаемые читатели? Идея всероссийских, международных методических объединений из разряда тех, которые требуют общероссийского же обсуждения. Пишите!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии