search
main
0

Движение вперед – без остановки. или Как заинтересовать сидящих на заборе

Югра – территория фестивалей. А что еще прикажете делать долгими зимними вечерами, коими так славится Ханты-Мансийский автономный округ, в чьих недрах сокрыты уникальные природные богатства… Фестивалей на севере нашей страны проходит действительно много. Театральный – «Чайка», кинематографический дебют – «Дух огня», международный телевизионный – «Спасти и сохранить», музыкальный – «Югра». В этом году появился еще один – Первый Всероссийский педагогический – «Югра – территория инноваций», который с 19 по 26 октября прошел в трех крупнейших городах округа – Ханты-Мансийске, Нижневартовске и Сургуте. Организаторы фестиваля – Правительство ХМАО – Югра и «Учительская газета». Задача фестиваля – тиражирование лучшего опыта обладателей гранта в рамках национального проекта «Образование»: учителей, директоров школ, классных руководителей.

Стартовал фестиваль 19 октября из столицы региона. Ханты-Мансийск принимал участников Международной конференции «Актуальные вопросы развития систем образования». 22 октября «эстафетную палочку», которой стал флаг «Учительской газеты», перехватил Нижневартовск. На двухдневный семинар «Инновации в управлении школой» съехались директора окрестных школ и руководители органов муниципальной системы управления образованием округа, чтобы принять участие в «круглых столах» во время Дня руководителя управления образования и мастерских на Дне директора школы. Вечером 24 октября эстафетную палочку привезли в Сургут журналисты федеральных СМИ, под пристальным взором которых проходил педагогический фестиваль. 25 и 26 октября в Сургуте работала Школа учителей года при «Учительской газете», в которую впервые был объявлен набор учеников по всей стране. «Стань учеником учителя года России» – так назывался конкурс для старшеклассников, участников олимпиад разного уровня, который объявила «Учительская газета» в сентябре 2007 года.

Как разворачивались события на «круглых столах» и мастерских в Нижневартовске и чему учили в Школе учителей года при «Учительской газете», вы узнаете, прочитав этот номер газеты, а подробности «круглого стола» «Государственно-общественное управление в системе общего образования», который проходил в Ханты-Мансийске, – читайте в следующем номере «Учительской газеты».

В вестибюле 40-й школы радовали глаз махровые, солнечные бархатцы. Ребята их с пришкольного участка выкопали вместе с корнями, перенесли в тепло – пусть лето подольше продлится. За окном-то вовсю снежок порхает-кружится. Зима на Севере норовит осенние месяцы прихватить. Но гости Всероссийского педагогического фестиваля в Нижневартовске о зиме вспоминают, только когда поздно вечером после теплых встреч, разговоров, общения покидают стены гостеприимной 40-й школы.

День руководителя управления образования начался с «круглого стола» «Вчера, сегодня, завтра профильной школы». Руководит дискуссией Алла Курбатова – заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2000», директор гимназии «Дмитров» – абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Лучшие школы России-2005».

– Каждая школа определяет свои ресурсы для создания профилей, – считает Алла Викторовна. – Количество профилей не должно быть бесконечным, а между ними должны быть прозрачные перегородки, чтобы ребенок мог свободно передвигаться и менять свой индивидуальный маршрут. Я за «точку роста» снизу. Нужно оставить школам степень свободы. Варианты создания сетевой системы профильной школы различны, но нужно и не забывать о роли муниципальных органов управления. При введении элективных курсов должна быть определенная система.

В 40-й школе система предпрофильной и профильной подготовки начала создаваться пять лет назад. В рамках сетевой модели все старшеклассники прошли обучение в компьютерной школе города Нижневартовска. Здесь работают высококвалифицированные специалисты. А как выяснилось позже, интерес к дальнейшему изучению информатики проявился лишь у четверти ребят. И потом оказалось, что всего половина из них смогли освоить профильную программу по информатике. Как быть дальше. Выход, по мнению Натальи Василенко, заместителя директора школы №40, одного из авторов программы развития школы на 2005-2011 годы, таков. В образовательном учреждении должна действовать многопрофильная модель. Нельзя загонять школьников в жесткое прокрустово ложе.

– В условиях нашего образовательного учреждения, – подтвердила Наталья Алексеевна, – многопрофильность оказалась самым оптимальным вариантом. Модель эта отличается мобильностью и гибкостью, так как профили открываются в зависимости от социального заказа. Сначала у нас было два профиля: информационно-математический и социально-гуманитарный. А с этого года их уже три. Добавился химико-биологический. Учтены результаты анкетирования, опросов детей и их родителей. А вот вторая школа Нижневартовска так и называется – «многопрофильная». Ее директор, отличник народного просвещения Надежда Мартина, убеждена: вариативное, дифференцированное, личностно-ориентированное образование – гарантия профессиональной карьеры. В разные годы в школе создавались театральный, спортивный, гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, индустриально-технологический и другие классы. Их многообразие определялось интересами, склонностями, возможностями старшеклассников, их профессиональными планами. Оснащение школы: три компьютерных класса, интернет, кабинет и зал профориентации, художественная мастерская, швейная мастерская, кабинет парикмахерского искусства, большое количество справочников, энциклопедий – все способствует раннему саморазвитию и самоопределению выпускников. Добавьте к этому сотрудничество с вузами (а это почти все вузы и филиалы города). Семь учебных заведений оказывают помощь школе в создании более совершенной системы профильного обучения.

– Мы заметили, – делится своими размышлениями Надежда Константиновна, – что дети, достигнув определенных успехов во внеурочной деятельности, зачастую потом выбирают профессию, связанную с этими успехами. Например, корреспонденты школьной газеты пошли у нас учиться на журналистов. Спортсмены поступили на физкультурный факультет университета. Лидеры школьного самоуправления выбрали профессию менеджера.

Стратегия образования в школе заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения мальчишкам и девчонкам проявить свои таланты, творческий потенциал, определиться с выбором профессии, чтобы реализовать в дальнейшем все свои планы. Трудна эта задача? Несомненно. Мониторинг профессионального самоопределения выпускников профильных классов второй школы показывает, что более 75 процентов из них в дальнейшем выбирают профессии в соответствии с изучаемым в школе профилем. А это, согласитесь, хороший результат.

Какой должна быть современная профильная школа? Каждый из выступающих делился своим опытом. Вариантов изучения профильных предметов немало. Ясно, что число профилей, как и элективных курсов, не может в одной школе бесконечно увеличиваться. Анна Хамардюк, начальник инновационно-аналитического отдела Управления образования города Муравленко, поведала об уникальном опыте. В городе, что находится в Ямало-Ненецком автономном округе, создана профильная образовательная сеть. В рамках города. Это вариативная, гибкая, оперативная структура. Продумана система урочной и внеурочной работы с детьми начиная с младшего школьного возраста. А в прошлом году в Муравленко открылась многопрофильная школа для старшеклассников. В одной школе теперь сосредоточены все профили, заявленные в Федеральной концепции профильного обучения.

Сюда приходят ребята из разных учебных заведений, чтобы определиться в выборе дальнейшей профессии. А в этом им помогают высококвалифицированные специалисты.

Сегодня в каждом из регионов накоплен уникальный опыт. Создаются различные модели профильной школы. В таком непростом со всех точек зрения процессе введения профильного обучения в старшей школе происходят поистине революционные прорывы.

В городе Гусеве Калининградской области к проблеме введения профильного и предпрофильного обучения подошли комплексно, основательно. Готовы ли прежде всего сами учителя к предстоящим изменениям? Кто они? Союзники, помощники, «сидящие на заборе», то есть занимающие выжидательную позицию, или вовсе противники. Руководитель должен знать, насколько благоприятна мотивационная среда для введения профильного обучения. В городе был создан совет координаторов по профильному обучению, в который вошли представители от каждой школы. О всех тонкостях и подробностях длительной работы Елена Зайцева, заместитель директора школы №5 (она стала базовой в системе профильного обучения), конечно же, не могла рассказать. Иначе «круглый стол» не ограничился бы, пожалуй, и одним днем. Хорошо, что у участников фестиваля была возможность пообщаться, обменяться адресами, телефонами. Всех заинтересовало сообщение Елены Анатольевны о создании городского ресурсного центра по профориентации, о ярмарке элективных курсов. Свыше двухсот курсов разработано учителями города (удалось-таки заинтересовать всех, даже «сидящих на заборе» в творчестве). Самые лучшие курсы включаются в сетевое взаимодействие. Презентация курсов превращается в яркий праздник. В актовом зале школы №5 собираются около пятисот человек. Это старшеклассники, учителя со всех школ города. Совет координаторов по предпрофильной подготовке и профильному обучению работает в тесном контакте с учреждениями начального профессионального образования. Кто-то из ребят определяется с выбором профессии уже в девятом классе.

Но не случайно самый актуальный вопрос прозвучал из зала о том, как же быть сельским школам? В России лишь 48 процентов школ работают над созданием профильной школы. В городских школах, чьи представители в основном и задавали тон разговору, конечно же, более благоприятные условия для всяческих инноваций. А сельские учителя и рады, да условий никаких.

– Главное, захотеть вовремя оказаться на коне и в стремени, – заявляет директор сельской Караевской школы Костромской области, кандидат педагогических наук Олег Голованов. В обычную сельскую школу едут учиться даже городские школьники. Потому что интересно, ново, необычно! Треть коллектива, как и водится, – это выпускники школы. Все они исповедуют девиз: «Движение вперед – без остановки – вот идеал профессиональной подготовки». Введено углубленное изучение отдельных предметов со 2-го класса, в 8-9-х классах созданы пролицейские классы, осуществляется предпрофильная подготовка. Разработано множество элективных курсов и программ. С 2004 года Караваевская школа стала областной экспериментальной площадкой. Успешно действует модель сетевой дистанционной школы муниципального района. Теперь ученики 14 школ, самых отдаленных малочисленных, имеют возможность обучения у так называемого сетевого учителя.

Давняя дружба связывает школу с Костромской сельскохозяйственной академией. И не забыта пословица «Где родился, там и пригодился». Обучают ребят сельскохозяйственным специальностям, вовсю идет опытническая работа на пришкольном участке. В жизнь школы вошли и новейшие компьютерные технологии. Недаром талисманом школы стала Буренка (именно в этом поселке была выведена знаменитая караваевская порода коров). Но эта школьная Буренка держит в руках компьютер.

– Превосходное образование, стремление к успеху каждого ученика, современные знания и технологии – вот к чему мы стремимся, – подвел итог выступлению энергичный директор обычной сельской школы.

И в который раз подумалось, технологии технологиями, но как много значит личность директора. Недаром замечательные школы называют просто по фамилии директора.

У Аллы КУРБАТОВОЙ особый взгляд на профильную школу. Фото Влады ЛЕППКЕ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте