Нередко один из первых неприятных сюрпризов, с которыми сталкивается ребенок, переступая порог школы, – это… запрет на движение. Такую ситуацию академик Николай Амосов обозначил как явное противоречие условий социальной жизни законам биологии, приводящее к детренированности «рабочих» функций и перетренировке «регуляторов» деятельности.
Природа подарила ребенку врожденное стремление к движению и ценнейшее чувство «мышечной радости», которую он испытывает, двигаясь. Движение обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям существования. «Бегающий, играющий и прыгающий ребенок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щеки, он приходит в приятное возбужденное состояние», – отмечал один из первых отечественных ученых в области физического развития и воспитания В.В.Гориневский. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, она дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек, в период интенсивного роста и развития ребенка ведущей для развивающегося организма становится костно-мышечная система, все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе головной мозг. Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении нескольких столетий выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы. Еще Е.Покровский, выступая в 1893 году на заседании Российского общества охранения народного здравия в Санкт-Петербурге, с тревогой говорил: «…Тяжелыми, глубокими неудачами болен наш современный воспитательный организм… У школьников в первые годы пребывания в школе страшно развивается малокровие… Причина такого вредного влияния школы на здоровье заключается главным образом в том, что дети сразу после вольной домашней жизни и большого пребывания на свежем воздухе начинают много сидеть на месте и недостаточно пользуются движениями». П. Лесгафт, И.Сикорский, П.Каптерев в конце XIX – начале ХХ в. писали о том, что школа постепенно утрачивает «традиционные здравоохранительные обычаи: появилась крайняя концентрация учебных часов, пренебрежены основные требования, касающиеся движения и питания растущего организма, ослаблено значение игр и эстетических занятий».В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей, чьи клетки коры головного мозга обладают еще относительно низкими функциональными возможностями. Поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга, а младшим школьникам свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Учебная работа требует и длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника, как у его сверстников много десятилетий назад, соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение. В сложной системе факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья, существенную роль играет двигательная активность. Складываясь из суммы разнообразных движений, выполняемых ребенком в течение дня, она находится в непосредственной зависимости от объективных (возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, сезон года, климатогеографические условия) и субъективных условий, включающих качество организованных форм физического воспитания и характер свободной детской деятельности. За счет последних двух условий возможна значительная вариация объема и интенсивности движений, а также продолжительности двигательного компонента в режиме дня. Именно посредством движения в дошкольном и младшем школьном возрасте закладывают наиболее благоприятные основы для формирования физиологической основы всех будущих физических качеств человека. Нагружая мышечную систему, взрослые не только воспитывают ребенка сильным и ловким, но и развивают его сердце, легкие, все внутренние органы. Если в это время не сосредоточить необходимых педагогических усилий на составляющих физического потенциала детей, то будут безвозвратно упущены самые подходящие время и условия для закладки основ их физического, психического и нравственного здоровья. Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологической потребности детского организма в движениях. Ограничение двигательной активности, таким образом, противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям), приводит к снижению темпа психического развития учащихся. Недостаточная физическая активность особенно опасна в периоды активного роста тела, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала. Такие диспропорции развития часто основные причины ухудшения здоровья детей, понижения у них жизненного тонуса.Для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина – «гипокинезия», то есть снижение общего объема двигательной активности, и «гиподинамия» – снижение тонуса, силы сокращений мышц и уменьшение напряжения мышечной системы. У младших школьников эти состояния, как правило, встречаются в сочетании.Двигательная активность в границах ниже оптимума у детей может сопровождаться накоплением избыточной массы тела – ожирением. Это заболевание имеет много общего с процессом старения и, начавшись в детстве, может приводить со временем к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья. Однако основные трудности профилактики и лечения ожирения заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья (!). По этой причине такие дети достаточно долгое время не попадают в поле зрения врачей, что усугубляет их состояние. Из всех форм физического воспитания у младших школьников с избыточным весом зачастую используют только урок физкультуры в школе, то есть суточный объем движений явно низок. Рассчитывать же на компенсацию недостатка движений за счет спонтанной двигательной активности не приходится, потому что у детей уже выработалась привычка к малоподвижному образу жизни, тихим играм с себе подобными сверстниками. На фоне сниженной двигательной активности у детей не исключены также и явления гипотрофии – отставания массы тела от возрастных нормативов со специфической негативной симптоматикой. В этом случае недостаток мышечных движений ослабляет не только сами мышцы, но и мозг, делает его более уязвимым к различного рода неблагополучиям. Исследования М.Кольцовой свидетельствуют: прогресс функций мозга ребенка в большой степени определяется прогрессом в развитии двигательного анализатора. Для совершенствования функций высшей нервной деятельности необходимы не только разнообразные воздействия внешней среды, но и постоянный приток тонизирующей его импульсации в результате моторной деятельности. Проблема преодоления гиподинамии в условиях школы чрезвычайно актуальна не только для России, но и многих стран мира. В связи с этим Международный совет спорта и физического воспитания еще в 1968 году подготовил и выпустил «Манифест о спорте», в котором указано на необходимость соблюдения разумных пределов чисто интеллектуального воспитания и определения должного места физического воспитания. На него в зависимости от возраста детей следует выделить от 1/5 до 1/3 общего учебного времени. В целом пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы функциональных расстройств и хронических болезней не позволяют возникнуть состоянию функционального комфорта (комфорта в деятельности), столь необходимому для учеников любого возраста. Функциональный комфорт предполагает оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой деятельности и низких нервно-психических затрат. При блокировке естественных желаний ребенка, интереса и свободы активных действий в первую очередь подавляются моторные функции организма, то есть именно то, что нужнее всего для успешного развития. В результате ограничения двигательной потребности создается и закрепляется установка неприятного. У младших школьников уменьшаются симпатии к учителю, падает его авторитет, в свою очередь это тормозит формирование благоприятного отношения и положительной мотивации к учебной деятельности, поскольку школьные успехи даются ценой большого напряжения и на пределе психофизических возможностей детей. Однако двигательная нагрузка может выступать не только в качестве фактора защитного действия, но и фактора риска, что происходит при ее передозировке. Под воздействием режима чрезмерной двигательной активности (гиперкинезии) могут возникать перенапряжение сердечно-сосудистой системы, ухудшение обмена веществ, неблагоприятные изменения в развитии детского организма в целом. Только оптимальный – среднеинтенсивный – режим двигательной активности создает у младших школьников основу хорошего физического самочувствия и ярко выраженного повышения умственной работоспособности. Гигиенической нормой принято считать такие величины двигательной активности, которые полностью удовлетворяют биологическую потребность в движениях, соответствуют функциональным возможностям организма, способствуют укреплению здоровья детей и их благоприятному, гармоническому развитию в дальнейшем. Дети и подростки, в режиме которых разумно дозирован объем двигательной активности, как правило, выделяются высокой умственной работоспособностью, сопротивляемостью утомлению, средним и высоким физическим развитием, более благоприятными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышенной иммунной реактивностью и низкой заболеваемостью острыми респираторными болезнями. Свой важный и ничем не заменимый вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников с учетом индивидуальной вариативности в показателях здоровья и развития призвана внести игровая деятельность, в первую очередь те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. В зависимости от задач, требующих своего решения средствами игры, педагог начальной школы определяет формы реализации игровых программ, принимая во внимание те общие и частные оздоровительно-профилактические возможности, которыми располагает каждая из них. Ольга СТЕПАНОВА, зав. лабораторией МИРО
Комментарии