Есть люди исследующие, и пока они крутят в руке модельку мира, разделяя его на части, мир наблюдает человека, вкладывая в него по крупице себя. Мир так же многогранен, как и его составляющие, наука разбивает его по категориям, только мелким шрифтом приписывая, что, в сущности, это все одно целое. А может, мир в его целостности и вовсе не увидеть, мы копаем вглубь своих интересов.
Михаил Юрьевич – нейробиолог. Ему 15. Он собрал свою вторую лабораторию и начинает сотрудничество с Роскосмосом. Ученик 9‑го класса школы №1577 Миша Резников проводит свои собственные исследования электрической активности человеческого мозга. Это его обычная жизнь.
Школьник и звезды
– Моя лаборатория существует уже шесть лет, – рассказывает Михаил Резников. – Изначально оборудование мне предоставили японские и немецкие компании, когда ознакомились с первыми результатами моих исследований. Последние два года российские производители достойно заменили иностранные аналоги, и на базе кабинета, выделенного моей школой, я в этом году смог открыть лабораторию, уже полностью оснащенную отечественными приборами. В этом году моя работа была отобрана госкорпорацией «Роскосмос» среди 100 лучших работ молодых ученых ракетно-космической отрасли. Я буду представлять мое исследование на очном финале конкурса.
И расшифровывает:
– Более трех лет я проводил эксперименты по воздействию техногенных фоновых электромагнитных излучений (ЭМИ) на головной мозг подростков. Никаких специальных воздействий, кроме присутствующих в фоне школы ЭМИ, на испытуемых не предусматривалось. В результате работы мной были выявлены патогенные излучения, которые нас окружают в повседневной жизни, но при этом значения их мощности не превышают предельно допустимые по санитарным нормам и правилам. Негативное влияние этих излучений было явно выражено, но при использовании специальной экранированной ткани это воздействие нивелировалось. После многочисленных опытов была предложена конструкция экрана для использования в каютах отдыха космонавтов во время орбитальных полетов. Эта легкая по весу (что является определяющим) и простая по сборке и установке конструкция специально разработана для использования на борту новой российской орбитальной станции. Я благодарен за поддержку моей работы не только ГК «Роскосмос» и производителям российского оборудования, но и Фонду поддержки молодых ученых имени Геннадия Комиссарова, который оказывает большую помощь в организационных процессах моей работы. Для меня большая честь, что наши великие современники – известные ученые и герои-космонавты – могли найти драгоценные минуты для консультаций по моим исследованиям. Мне очень хотелось бы сказать о тех, кто практически изменил мою жизнь. Это летчик-космонавт, Герой России Олег Германович Артемьев, ученый секретарь Института медико-биологических проблем РАН доктор биологических наук Маргарита Александровна Левинских и доктор физико-математических наук, профессор Денис Дмитриевич Киселев. Если перечислять всех замечательных людей, которые не остались равнодушными к моим просьбам помочь, – врачей, ученых и инженеров, то не хватит, наверное, и газетной полосы.
Нейронаука
– Дальнейшим развитием моих исследований, – делится ученик 1577‑й школы, – я вижу новую науку – нейросоциологию. В настоящий момент этой областью занимаются медики и специалисты, изучающие когнитивные процессы, но и те и другие рассматривают отдельную личность и ее физиологию путем применения инструментальных методов медицинских исследований (ЭЭГ, фМРТ). На мой взгляд, этот подход является неверным, так как рассматривает конкретную личность (как делают психологи), а не социум. Необходим совершенно иной подход к данным проблемам, которые ставит нейросоциология. Их можно разделить на два раздела.
Первый – рассмотрение единого мышления малой или большой группы с применением методов и закономерностей изучения головного мозга отдельного человека (как, например, ритмы электрической активности головного мозга, которым присущи свойства синхронизации, смена ритмов в зависимости от активности).
Второй – рассмотрение социологических закономерностей групп с пониманием объединения мышления каждого из индивидуумов в единый общий разум, который присущ исключительно отдельно взятой социальной группе в конкретном местоположении и времени. Мне кажется, что наиболее эффективным будет рассмотрение в исследовании следующих социологических групп: политические партии и митинги, театральные, религиозные.
Отдельно стоит выделить группу массмедиа и цифровых коммуникаций, так как она, на мой взгляд, будет иметь много собственных, отличных от других характеристик.
Исполнение мечты
Поиск новых и более эффективных подходов к испытаниям беспределен, ведь даже мы, далекие от научных страстей, но уже знакомые с законами прогресса наблюдатели невероятного, понимаем, что открытия не происходят сразу, многие идеи вызревают, развиваясь, долгие годы и после эксперимента, как правило, должна совершиться адаптация научного открытия под реальные условия.
Начинается все с… разговора: Миша общается со многими серьезными учеными на равных уже давно, ведь и его брат был увлечен наукой с ранних лет. О Дмитрии Резникове, тогда еще совсем маленьком Мише, «Учительская газета» рассказывала неоднократно («Учительская газета» №39 от 27 сентября 2016 года)! С возрастом способность Миши Резникова загораться идеями и желаниями претворить задуманное в жизнь не пропала, мальчику с аналитическими способностями и научным складом ума по-прежнему интересно находиться в гуще исследований. Поэтому он задает вопросы, из которых выкристаллизовывается задача, требующая всестороннего анализа. Науке свойственна точность. Взрослые, оценив остроумие и актуальность проблематики, становятся мудрыми наставниками, консультируя школьника по ходу реализации его изысканий.
И вот Миша приступает к исследованиям. Сегодня у него есть необходимое оборудование благодаря оснащению лабораторий школы, нужный инструментарий. Зафиксированные данные предстоит еще расшифровать, и для этого тоже подчас нужна помощь более опытных и знающих людей из мира науки.
А когда все складывается, то счастье от совершенной работы переполняет, ею всегда хочется поделиться с другими. Михаил Резников говорит, что главная привлекательность науки – ее открытость, он с удовольствием представляет свои разработки на всеобщий суд, становясь участником всероссийских конкурсов и олимпиад научно-технических работ, научных конференций и чтений, посвященных ракетно-космической отрасли. Его труды, пройдя строгую экспертизу, публикуются в ряде научных журналов.
Идеальный мир
Под призмой собственного опыта каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому существует неоценимая субъективность. И тем не менее при занятии похожим родом деятельности у людей вырабатывается соответствующий способ трактовки событий. Например, философ задает вопросы в поддержку рассказанной истории, а физик попытается вычислить причинно-следственные связи. У нас есть определенный способ реагирования на ситуации. И все же научный подход представляет собой гораздо более глубокий разбор явлений. Так созрел и мой вопрос к Мише:
– А сильно ли меняется взгляд на окружающий мир, на обыденные в нем вещи, когда ты ученый?
– С какой-то стороны, да, наука очень сильно меняет мой взгляд на мир, но это происходит настолько постепенно, что я и не замечаю это.
К своему миру привыкаешь, порой кажется, что он такой и есть для всех, оттого мы и задаем вопросы.
– Миша, считаешь ли ты, что существует предназначение?
– Нет, думаю, не существует, человек в любой момент может менять свое предназначение, – подумав всего пару секунд, отвечает Миша.
Безусловно, для окружающих человек, настолько сконцентрированный на своих изысканиях и увлеченный наукой, – явление удивительное. С самых первых исследований еще в семилетнем возрасте этого пытающегося докопаться до самой сути ребенка многие провозгласили вундеркиндом, но считает ли он сам себя человеком выдающимся, необыкновенным? Занятие наукой для него – это и есть жизнь, его главный интерес и основная сфера деятельности.
– У меня с детства мания к исследованию всего окружающего, я интересовался тем, что и как происходит, очень любил искать ответы в энциклопедии, потом просто чтения стало не хватать, хотелось большего, раздвинуть горизонты, – говорит мальчик.
А на вопрос, почему именно нейробиология, Миша отвечает, что это наука молодая и малоизученная, он считает, что благодаря исследованиям в этом направлении можно многое изобрести и улучшить. При разговоре о движениях науки захотелось узнать, каким ученому представляется идеальный мир. Как ни странно, для человека, наблюдающего за тенденциями и развитием науки, это оказалось сложным вопросом. Но, наверное, свой ответ на него есть в сердце каждого.
– Идеальный мир – мир, где наука доступна для каждого и люди не боятся делать исследования, ведь до сих пор есть много всего неизученного, – ответил Миша.
Его любимая книга – «Физиология для ленивых студентов», она ценна тем, что написана простым языком и может быть понята любым, а заинтересовать способна каждого.
Этим летом Миша сделал перерыв в своих исследованиях на месяц. Он гулял с друзьями, но…
– Я чувствовал, что что-то не так. У вас было такое чувство, когда вы, например, каждую неделю ходили на какой-то кружок, а потом его бросили и думали, что чего-то не хватает? Вот такое же чувство. Но потом, когда исследования заново начали проводиться, все возобновилось, обычная жизнь, – объясняет Миша.
Этот месяц с точки зрения развития в науке он считает непродуктивным, но говорит, что отдых все-таки необходим. В любой деятельности даже самому усердному и увлеченному нужен перерыв, глаз замыливается, и нужно выделять время для паузы, чтобы потом со свежим взглядом сделать рывок. Сейчас Миша проводит исследование по нейросоциологии и изучает, как ведет себя мозг в обществе. Эти изыскания охватывают многие аспекты, такие как изучение влияния различных электромагнитных волн и даже музыки на головной мозг групп людей. Например, покупателей в торговых центрах, участников различных собраний, зрителей в зале. Впрочем, это у них, видимо, семейное, старший брат Дима в свои 13 тоже, помнится, запатентовал результаты своей работы о влиянии приятной и спокойной музыки на когнитивность («Учительская газета» №7 от 15 февраля 2011 года).
Миша буквально не может представить свою жизнь без науки. Даже в альтернативной реальности.
– Что такого должно было случиться, чтобы ты не занимался наукой? – спрашиваю его.
Последовала пауза, альтернативу науке в своей жизни Миша так и не придумал, даже в мыслях исключить ее не получается. Наука – это ствол всего дерева, она настолько тесно вплетена в жизнь, что является не дополнением ко всему прочему, а фундаментом.
Елена СВИСТОВА
Комментарии