search
main
0

Движение мысли

Учимся слышать друг друга и размышлять

Получить знания – это непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине, – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным.

Владимир Путин

 

Главная задача в воспитании школьников – сформировать позитивный опыт общения с людьми, научить корректно себя вести и действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной личности ребенка. Эта работа ведется по нескольким направлениям одновременно: социальному, физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг.

 

Лично для меня процессы образования, развития и воспитания неразрывно связаны и протекают одновременно. На уроках математики ребята воспитывают в себе настойчивость и упорство, царица наук формирует у младших школьников убежденность в важности математических знаний в практической жизни. В уроки математики я включаю задачи экологического содержания, которые позволяют воспитывать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Когда ребята погружаются в мир сказок А.С.Пушкина, размышляют о жизни вместе с М.Ю.Лермонтовым или прикасаются к природе с Н.И.Сладковым, то на их лицах сразу появляется весь спектр эмоций, то есть развивается именно эмоциональная сфера, которая как раз и воспитывает умение понимать и переживать за ближнего.

Наиболее эффективно, на мой взгляд, применение на уроках литературного чтения таких технологий, как технологии критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, технологии продуктивного чтения.

Иногда на уроках литературного чтения мы с ребятами используем элементы театрализации, что позволяет осмыслить прочитанное еще лучше, увидеть нравственные и эстетические аспекты произведения, погрузиться в него. Мы разыгрываем мини-спектакли, участвуем в работе школьной театральной студии. Такая работа помогает воспитывать любовь к прекрасному, умение чувствовать окружающих, прислушиваться к мнению другого человека, работать в команде.

Одна из важнейших задач уроков русского языка – воспитание любви к языку, природе, Родине. Готовясь к урокам, стараюсь продумывать, как лучше раскрыть темы, чтобы максимально использовать воспитательные возможности предмета. На помощь приходят пословицы, поговорки, высказывания известных писателей, отрывки из стихотворений, предложения, слова, связанные общей темой, иллюстрации. Большими воспитательными возможностями обладают уроки развития речи. «Картинная галерея», представленная в учебнике, вызывает эстетическое наслаждение и способствует развитию прекрасного в душе ребенка.

Часто на уроках обучающиеся моего класса работают в паре или мини-группах. Такая форма работы способствует формированию необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это помогает сплотить коллектив учащихся, так как они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, таким образом формируются самооценка и взаимооценка.

Игры, просмотр исторических документальных фильмов, встречи с ветеранами, волонтерская деятельность, изучение истории семьи, обязательные тематические выставки, приуроченные к знаменательным событиям страны, – учеба может быть увлекательной и воспитывать личность. Мы проводим сюжетно-тематические игры («Народные обычаи наших предков»), составляем проекты для городских и районных конкурсов («Подвиг женщин-летчиц во время Великой Отечественной войны»), участвуем в конкурсе чтецов, акциях («Георгиевская ленточка»), проводим уроки-дискуссии или круглые столы («Что значит быть патриотом?»), тематические родительские собрания. «Учить и воспитывать, как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке» (Евгений Ильин).

Наталья БРОННИКОВА, учитель начальных классов школы №1374

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте