search
main
0

Движение друг к другу

Опыт взращивания будущих абитуриентов

Трансформации в высшем образовании и появление вариативных образовательных траекторий дали не только огромные возможности для самоопределения, но и заставили старшеклассников делать сложный выбор направления обучения для своего профессионального будущего из многообразия профессий и специализаций.

Подобная ситуация, несомненно, диктует необходимость ранней профилизации школьников и большой ознакомительной работы с предложениями вузов на рынке образовательных программ. Каков же механизм современного профессионального выбора школьника? Как происходит слияние интересов выпускников школ с предложениями и образовательными возможностями высшей школы? Эти вопросы, на наш взгляд, сегодня становятся особенно актуальными.

Процесс движения друг к другу старшеклассника и академического сообщества на современном этапе несет ряд специфических особенностей. С одной стороны, высшая школа стремится к сближению, расширяя линейку образовательных предложений, старается войти в школьную образовательную среду через профильные проекты, просветительскую деятельность и дни открытых дверей. Внедрение академических знаний, традиций и ценностей в образовательный процесс со школьной скамьи позволяет сориентировать ребенка, привлечь его внимание, чтобы сформировать академическую готовность к обучению в высшей школе. С другой стороны, важно, что появилась заинтересованная сторона – школьники, выпускники школ, – которая способна трансформировать вузовское образование. Расширяется концептуальный маршрут в высшем образовании путем трансляции академических ценностей в обществе. Философ Барнетт призывает «не просто понять университет или даже защитить его, но изменить его». То есть речь идет об обоюдном общественном договоре, отвечающем интересам как школьников, так и вузов, и о более широких перспективах развития за счет расширения спектра образовательных возможностей.

Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является устойчивая система ценностей, благодаря которой возникает осознанная цель и строятся профессиональные планы. Это и есть ядро жизненной перспективы. Какой выпускник интересен? Готовый объяснить мир и свои поступки, носитель идей и устремлений, стремящийся к знаниям, уважающий опыт. Общеизвестно, что в процессе обучения мы адаптируемся к требуемым правилам и образцам, впитываем новые смысловые и ценностные ориентиры, приобретаем фундаментальные понятия и прикладные представления о различных областях научного знания, формируем спе­ци­фи­чес­кие профессиональные навыки и умения. Практический опыт показывает, что в старшей школе начинает закладываться новая академическая средовая система поиска, усвоения и преобразования информационных и прикладных полей в деятельности обучающегося. Выстраивается система академических правил, позволяющих сформировать желаемый образовательный маршрут, вооружив будущего выпускника разнообразным профессиональным инструментарием. При этом особенно важно, что формирующаяся компетентностная академическая готовность наслаивается на сложившийся когнитивный образовательный костяк фундаментальной школьной подготовки, преобразовываясь в формат академической культуры подготовки выпускника. Мы можем предполагать, что компетентностная академическая готовность – это важный элемент готовности школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

В образовании принято говорить о культуре учебного труда, культуре умственного труда, академической культуре. При этом считается, что академическая культура формируется только в студенческие годы. Однако современные школьники часто нуждаются в развитии не только когнитивных, но и мотивационно-смысловых способностей понимать, принимать и осваивать новое в академических форматах и правилах от первого академического лица. Это особые компетенции, демонстрирующие способности самостоятельно выбирать и предпринимать исследовательские шаги, проектировать, решать творческие задачи за пределами школьной программы. Компетентностная академическая готовность возникает в тот момент, когда школьник приобретает субъектную позицию. Это, с одной стороны, нечто большее, чем ФГОС, а с другой – более прикладное и конкретное. Самое главное в ней – стремление стать частью (носителем) академических традиций и культуры вуза.

Ситуация в высшей школе показывает, что в последние годы преподавательский состав упоминает о дефиците академических навыков и недостаточном их развитии у части первокурсников, что приводит к торможению образовательного процесса и необходимости дополнительных усилий преподавателей по формированию данных академических компетенций. Академическое сообщество готово к совместным действиям. Возникновение проектов на базе сотрудничества Академии наук, университетов и школ свидетельствует об устойчивой тенденции внедрения академических требований и стандартов в профильную старшую школу с целью формирования компетентностей академической готовности к обучению в вузе как одного из важнейших условий развития будущего студента, прикладного специалиста или ученого. Практически академическое сообщество внедряет элементы академической культуры в школьную образовательную среду. Важно, что в рамках данных проектов оно предлагает не только разовые мероприятия. Разработана система долгосрочного сотрудничества со школьниками. В основе нее не только встречи с профессорско-преподавательским составом, образовательные академические курсы в проектах «Академический класс в московской школе», «Медиакласс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе», «Кадетский класс в московской школе», на «Университетских субботах», но и осуществление профессиональных проб, знакомство с системой требований, традициями на научно-исследовательских каникулах. Это уникальная возможность понять, как организована жизнь, найти свой интерес. Приживаемость таких вливаний зависит от множества факторов. Мы наблюдаем процесс преобразования учебных курсов, внедрение новых ресурсов для обучения учительского состава, трансляции академических стандартов и традиций в школьное обучение и, самое главное, включение преподавателей высшей школы в учебную подготовку школьников. Подобная система должна быть гармонична и эффективна. Именно это способно осуществить перелом в понимании того, что такое высшая школа, стимулирует желание соответствовать и принадлежать ей. Именно высшая школа объединяет в единую систему элементы той самой компетентностной академической готовности, которую мы начинаем складывать и развивать еще со школьной скамьи, в тот уникальный психологический момент, когда ребенок готов к выстраиванию перспектив своей будущей жизни, готов к поиску своего профессионального призвания.

Сегодня множество тестов и методик по профессиональной ориентации, советов специалистов, родителей, друзей подталкивают ребенка к поиску. Но не задают критерия данного поиска как понимания своего профессионального призвания. Среди ценностных ориентиров все чаще лидируют прагматические (финансы, власть, привилегии), но в дефиците присутствует понимание ценности культуры труда, самоотдачи в деле, стремления долго и усердно трудиться ради созидания. В подобной ситуации проигрывают многие виды труда, требующие большой и длительной аккумуляции знаний, поиска и переработки громадного объема информации, долгосрочных исследований в ситуации поиска и неизвестности. Стратегические позиции уступают краткосрочным тактическим решениям. Особенно страдают в данной ситуации социально ориентированные, гуманитарные профессии и специальности, не связанные с услугами и товарооборотом.

Например, привлекательность профессии ученого исчезает сразу после того, как становится необходимым овладение такими академическими компетенциями, как самоорганизация научно-исследовательской деятельности (умение самостоятельно планировать рабочий график исследовательской работы), анализ и рефлексия этапов и коррекция результатов, логические навыки описания исследования, способность к длительному поиску информационных ресурсов, владение иностранными языками, принятие ситуации отсутствия быстрого научного результата, умение привлекать данные из смежных областей, способность генерировать идеи, переформатировать большие объемы информации. Кроме того, стремление к созданию нового продукта, открытию нового знания, умение критически мыслить, преодолевать инертность, способность отказаться от ошибочности идей, вербально представлять свои результаты в научных обсуждениях, дискутировать, описывать исследование в статьях, монографиях. Все это длительный процесс, требующий глубокой внутренней мотивации к исследовательской деятельности, получению удовольствия и радости от интеллектуального исследовательского труда, волевых усилий и волевой регуляции (усидчивости, упорства, терпения, лишения ради научной деятельности), сформированного ценностного представления гордости за то, что «я ученый», любви к своему делу.

Мы замечаем, что профессиональный выбор современного выпускника часто меняется, и очень кардинально. Опыт применения академической подготовки по определенным специализациям (психология, управление социальными и экономическими системами, медиа) показал, что именно внедрение академических курсов и правил в учебный процесс, подключение ведущих преподавателей, посещение высшей школы, участие в профильных конкурсах, олимпиадах, клубах и предпрофессиональной подготовке облегчает выбор абитуриента и фактически включает его в вузовскую систему подготовки и обучения. Сформированная компетентностная академическая готовность обеспечивает плавный переход ребенка из школы в вуз, делая процесс адаптации легким и быстрым. Мы наблюдаем, как уже готовый студент сразу же включается в процесс обучения. Понимание академического процесса образования и своего места в нем помогает ему самостоятельно приобретать знания и компетенции, быстро и целенаправленно двигаться вперед.

Таким образом, включение в школьную среду академических требований и форматов помогает школьнику понять и принять новые правила и систему академической подготовки, выбрать специализацию осознанно как свое профессиональное призвание. Сформировав компетентностную академическую готовность, он может начать движение к желаемой цели (мечте) уже со школьной скамьи.

Елена УЛУНЯН, ведущий специалист Центра компетенций по развитию общего образования РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте