Каждый родитель в начале жизни ребенка внимательно отслеживает все показатели развития своего чада. Важно все: рост, вес, аппетит, здоровый сон, настроение ребенка и его активность, как кулачки сжимает, как ванну принимает, как родных узнает, здоров ли. Чуть позже родители начинают ждать первое слово, которое приводит всех близких в восторг.
Ребенок подрастает. И вот сверстники начинают говорить, кто лучше, кто хуже. Но остаются упорные молчуны, которых ни мама, ни бабушка разговорить не могут. Приходит время, ребенка ведут в детский сад. Важно, чтобы ребенка понимали, а он мог объяснить, чего хочет. Чтобы, придя домой, он мог рассказать, как ему было в детском саду.
Что такое логоритмика и чем на ней занимаются? «Лого» – производное от слова «логос». В древнегреческом языке это «мысль», «голос», «слово», «разум», «закон», «смысл», «понятие», «причина», «число». «Ритмика» – от слова «ритм» – упорядоченное чередование элементов. Например, в речи, музыке, стихотворении, физиологии. «Ритмика» – это музыкальный и литературоведческий термин. Он означает учение о ритме в музыке или стихах. Да и свой биологический ритм есть у каждого. Как же соединяются эти два слова в занятиях для малышей?
Логоритмика занимается нескучным запуском, развитием и коррекцией речи ребенка. Играем, поем, танцуем, учим стихи, отгадываем загадки, рассматриваем дидактический материал, играем на музыкальных инструментах, слушаем интересные истории, конечно же, интерактивные.
Есть тема, которая объединяет цикл занятий. На каждое из них приходит персонаж сказки – наш проводник в мир логоритмики. Детям от 2 до 4 лет понятно что-то конкретное, что можно подержать, потрогать, обнять, то, что им знакомо. Более абстрактные темы, такие как «Дружба», «Честность», «Доброта», «Взаимопомощь», адресованы детям старшего дошкольного возраста. Все занятия взаимосвязаны, темы плавно перетекают одна в другую, контактируют друг с другом, создавая полную общую картину, раскрывая ее со всех сторон. Герои ходят друг к другу в гости, пьют чай, играют, учат друг друга говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Для самых маленьких ребят я беру тему «Бабушка Наталья». Венок занятий получается из тем «Бабушка и каша», «Кошка», «Мышка», «Петушок», «Собачка», «Уточка», «Коза и внучка Машенька», «Во саду ли», «Дедушка и внучек Ванечка».
В «Зоопарк» собираются темы «Птичка», «Зайчик», «Лиса», «Волк», «Жираф», «Пингвин», «Бегемот», «Слон», «Змея» и т. д. Любые звери (на ваш вкус) занимаются с детьми в образах внушительного размера. К обычным зверям я добавляю очень любимые для детей темы «Динозавры», многие дети их собирают, и «Осьминог».
Есть циклы занятий, посвященные игрушкам и профессиям. Не забываем про времена года с их календарными праздниками. Занятия проходят на улице и посвящаются жукам, пчелам, комарику, божьей коровке, бабочкам, лягушке и даже Мухе-цокотухе, всему окружающему, что так будоражит ребенка и что он с большим интересом наблюдает в природе.
Конечно, любую большую тему объединяет репертуар, который дополняется, повторяется и закрепляется на каждом занятии. Чтобы занятие становилось более теплым, называйте героев именами своих хороших знакомых. И поверьте, вам никогда не будет скучно.
Родители становятся участниками нашего процесса, и мы дарим им небольшой видеосюжет после каждого цикла на память, наблюдаем вместе, как развиваются малыши. Смайлики, сердечки и ладошки дают заряд эмоций всем участникам чата. Эмоциональный отклик детей – улыбки, восторг от встречи, радость в процессе занятия и счастливые воспоминания – заряжает меня энтузиазмом и творчеством.
Светлана ДОВГАЛЬ, музыкальный руководитель школы №89 имени А.П.Маресьева
Комментарии