search
Топ 10

Двенадцать полезных месяцев Работа по созданию детской организации

Сегодня насчитывается большое количество различных программ учеников 1-3-х классов. Большинство из них предполагает постепенную подготовку детей к вступлению в детскую организацию, поэтому основная нагрузка в реализации программы должна ложиться на вожатого-организатора этой детской организации. Но как показывает практика, не всегда вожатый может самостоятельно ее реализовать из-за большой нагрузки, из-за отсутствия опыта работы с детьми этого возраста.
Эта программа спланирована на учебный год так, чтобы каждый месяц учебного года посвящался одной теме, одному направлению. При ее разработке ставилась цель дать вожатым конкретные дела для работы, но это не значит, что именно эти дела должны проводиться из года в год. Творчески работающий вожатый сможет самостоятельно дополнить и доработать каждое направление, а вот новичок получит необходимую подсказку.

Старт игры для 1-х классов проводится в конце сентября, а в мае обязательно подводятся итоги в каждой параллели классов. В конце 3-го класса организуется знакомство с детской организацией, в которую вы приглашаете вступить.

СЕНТЯБРЬ. “Добро пожаловать!”
1-е классы: Знакомство со школой, с ее кабинетами, традициями и достижениями, школьным музеем и т.д.
2-е классы: Для ребят, пришедших после каникул, можно провести конкурс рисунков по темам: “Чему я научился летом”; “Мое лето”; “Здравствуй, школа” и т.д.
3-е классы: Проводятся конкурсы сочинений на тему “Я стал старше”, “Что я узнал летом”, “Чему я хочу научиться в этом году” и т.д.

ОКТЯБРЬ. “Мы – спортсмены”.
Этот месяц мы посвящаем спорту. Проводятся веселые старты и различные спортивные игры, а в последнюю неделю – общешкольные соревнования (небольшая мини-олимпиада). Мы проводим ее по параллелям по следующим видам спорта:
1. Метание мяча.
2. Прыжки в длину с места.
3. Бег на 60 метров.
4. Перетягивание каната.
5. Эстафетный бег.
6. Для 1-2-х классов игра “Охотники и утки”, для 3-х классов – игра “Снайпер”.
Открытие мини-олимпиады проводится торжественно, а заканчивается она награждением победителей. Кроме того, можно провести конкурс знатоков олимпийского движения.
Примерные вопросы:
1. Когда и где появились Олимпийские игры?
2. Когда была Олимпиада в Москве?
3. Каких олимпийских чемпионов ты знаешь?
4. Перечисли олимпийские виды спорта.
5. Где проходили последние Зимние и Летние Олимпийские игры?

НОЯБРЬ. “Мой дом”
Эта программа посвящена истории семьи, семейным традициям.
1-е классы: Предлагаем нарисовать портреты родителей, бабушек и дедушек, подарки всем членам семьи, нарисовать любимый семейный праздник, домашнее животное, если есть, и т.д.
2-е классы: Предлагаем написать рассказы о том, что умеют делать члены семьи, о семейном празднике, познакомить одноклассников с рецептом любимого семейного блюда, с самыми интересными членами своей семьи.
3-и классы: Предлагаем познакомить своих товарищей с семейной реликвией (ордена, фото, документы и т.п.), рассказать ее истории, нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, нарисовать карту своей семьи (место, где кто родился, где живут, где кто работает, учится, где отдыхают, где бывают и т.д.).

ДЕКАБРЬ. “Наши руки не для скуки”
1-е классы: Конкурс на самую длинную гирлянду и самую интересную снежинку.
2-е классы: Конкурс на лучшую елочную игрушку.
3-и классы: Конкурс на игрушку-гигант.
Можно также учить детей изготовлению масок, костюмов, всевозможных игрушек. Конечно, прежде чем проводить конкурс, надо научить детей пользоваться ножницами и клеем. Желательно использовать природный материал и научить делать новогодние композиции из него. И в это же время можно научить детей делать кормушки для птиц из подручных средств, а затем провести конкурс кормушек.

ЯНВАРЬ. “Друг наш – книга”.
В библиотеке оформляется выставка наиболее интересных книг. Организуются встречи с героями книг, проводятся утренники по книгам А.П.Гайдара, конкурс рассказов о любимой книге и о любимом герое. Надо обязательно совершить рейд помощи в школьную или любую ближайшую библиотеку, чтобы помочь подремонтировать книги. Также можно попросить детей принести по одной уже прочитанной книге и сделать подарок детскому дому, детскому отделению больницы, школе-интернату, подшефному детскому садику, а третьеклассников, по возможности, сводить в типографию, показать, как делают книги.

ФЕВРАЛЬ. “Город мастеров”.
А этот месяц посвящен трудовым навыкам, которые пригодятся дома. Причем занятия с мальчиками и девочками проводятся отдельно, а праздники – вместе. Можно проводить множество праздников и конкурсов, но предварительно нужно научить их чему-то интересному, тогда темы праздников скажут все сами за себя – “Мастер на все руки”, “Именины Мухи-Цокотухи” (конкурс семейных блюд), “Левша” и т.п.

МАРТ. “В гостях у сказки”
Кто из детей не любит сказки? Но все знают, какое большое количество сказок придумано писателями и народами? Вот и надо познакомить ребят со сказками разных народов и писателей из разных стран мира.
1-е классы могут нарисовать любимого героя, иллюстрацию к любимой сказке. Можно показать им инсценированные отрывки из разных сказок, чтобы пробудить у них желание прочитать эти сказки.
Во 2-х классах можно устроить вечер встречи с героями сказок, чтобы они по их поведению и словам отгадали, кто это и из какой сказки. Можно устроить конкурс знатоков сказок и поговорить о том, чему учат эти произведения.
3-м классам можно предложить написать рассказ о том, на какого сказочного героя они хотят быть похожими. Вариант – самим сочинить сказку. И, конечно, в библиотеке должна быть устроена выставка книг со сказками, чтобы дети могли с ними познакомиться.

АПРЕЛЬ. “Здравствуй, лес”.
Эта программа – одна из любимых. Ее задача – познакомить детей с природой родного края.
1-е классы знакомятся с деревьями, которые растут в лесу, рисуют наиболее красивые пейзажи. С детьми проводятся конкурсы загадок и пословиц о лесе.
2-е классы совершают прогулку-поход “Дом в лесу”, рисуют известных им птиц и животных. Можно совершить путешествие по станциям “Грибная”, “Лесная”, “Цветочная”.
3-и классы уже не только знакомятся с природой, но и вносят свой посильный вклад в дело охраны природы – делают скворечники, собирают семена, знакомятся с исчезающими видами растений, сажают деревья.
Можно совершить поездку в ближайший зоологический музей.

МАЙ. “Мы ребята-туристята”.
Первоклассники узнают, для чего нужны рюкзак, компас, карта, котелок, что нужно брать с собой в поход и т.д. Можно подготовить рисунки с ситуациями, происходящими в походе, а ребята должны выбрать, где туристы ведут себя правильно, а где нет. Необходимо научить ребят правильно вести себя в лесу.
А второклассников уже можно знакомить с правилами укладки рюкзака, установки палатки, различным туристическим снаряжением. Можно научить определять стороны горизонта без компаса, оборудованию мест отдыха.
Третьеклассники знакомятся с направлениями работы детской организации, с историей ее создания. А завершит эту работу прием всех желающих ребят (выдержавших все испытания) в детскую организацию.
В каждой параллели в конце учебного года проводится итоговый праздник, где подводятся итоги. Дети рассказывают, чему они научились в течение года. Можно провести различные творческие выставки, подготовить выступления. Не забудьте на этот праздник пригласить родителей!

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ. “Ура! Каникулы!”
А эти месяцы надо использовать для организации пришкольных лагерей, проведения туристических походов, игр и соревнований на свежем воздухе. Вы можете научить детей плавать, разводить костер, научить применять на практике те теоретические знания, которые они получили в течение года. Конечно, не всех детей можно найти летом, да и учителя и вожатые имеют право на отдых, но детям нужно дать задание на лето. И даже провести заочную игру в “разведчиков” – дать детям задание узнать что-то новое и интересное в тех местах, где они будут отдыхать (а заданий таких можно придумать очень много). Пусть они пишут вам письма – “донесения в штаб”.
Олег КАМАКИН,
руководитель пионерской
дружины “Арго”
Волжск,
Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте