search
main
0

Двенадцать пишем, пять в уме Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников

Осенью прошлого года мы публиковали интервью с министром образования и науки Украины Василием Кремнем о переменах в жизни украинской школы (“УГ” N 48, 20 ноября 2001 г). Российских учителей, судя по откликам, особенно заинтересовала 12-балльная система оценивания знаний учеников. Поэтому сегодня мы более подробно рассказываем об этом опыте украинских коллег.

“Я без тебя подтянулась, мама. Вот мои оценки: украинский язык – “7”, за прошлый семестр было “5”, украинская литература – “10”, было “5” (я знаю – позор), русский язык “8”, было “7”, русская литература – “10”, без изменений, английский – “8”, как и было…” – пишет мне моя дочь, оставшаяся по воле судьбы с папой и бабушкой в украинском городе Мелитополь.
Там Ксения заканчивает седьмой класс в учебно-воспитательном комплексе. Она уже вполне самостоятельный человек и сама отвечает за свою учебу. Это дело чести. Но держать “планку” высоко нынче довольно сложно. Если до 5-го класса включительно она была “твердая” хорошистка и все были этим довольны, то начиная с шестого класса определить ее “рейтинг” становится сложно. Ксюша и отличница, и хорошистка, и троечница – все вместе. Вот такой – видимый – результат дала нам школьная реформа, которая в 2000 году была введена в систему среднего образования Украины.
Прошлый 2000-2001 учебный год начался в Украине очень необычно, с бурных обсуждений и активного освоения нового и неизведанного. Главные принципиальные идеи в реформе “крутились” вокруг числа 12 – двенадцатибалльная система оценок, двенадцатилетнее обучение в школе. Если со вторым все более-менее было понятно, то с первым – сплошная неразбериха. Впрочем, со временем туман развеялся, приходили в порядок новые критерии оценивания, родители и ученики стали свыкаться с новшеством.
О необходимости реформирования средней школы специалисты говорили задолго до нововведений, аргументируя свои предложения стремлением дифференцировать подход к составлению учебных программ по предметам, привести их в соответствие с реалиями современности и способностями учеников к восприятию определенного объема материала.
В последние годы, как и везде, в Украине развилась тенденция к усложнению учебного материала и увеличению его объема. Дети оказались поставленными в такие условия, когда качественных знаний одновременно по всем предметам, которые предлагает школьная программа, получить практически невозможно. По крайней мере это может быть достигнуто лишь ценой каких-то чрезмерных умственных, физических, психологических и эмоциональных перегрузок.
Также учителя средней школы встали перед фактом, что прежняя – пятибалльная – система оценки знаний учеников не способна обеспечить достаточную объективность, а может лишь оценить сумму знаний школьника по предмету. Потребовалось создать что-то новое, свое.

Школа без второгодников
Школьная реформа, которую сейчас проводит Министерство образования Украины, заключается не столько в количественной трансформации системы оценивания учеников (вместо пятибалльной двенадцатибалльная), сколько в качественном изменении подхода к системе обучения в целом.
Надо сказать, что нововведение не затрагивает пока начальную школу. Здесь педагогические устои, как нигде, сильны и непоколебимы. А вот основная школа живет в условиях глобального эксперимента. Благодаря реформированию общеобразовательной системы учителя получили возможность изменить сам принцип оценки знаний учеников. Отныне им доступен более тонкий инструментарий оценивания, который предполагает учитывать уровень достижений ученика, а не фиксировать его неудачи и провалы. Отметки перестают выполнять “карательную” функцию, потому что все они – положительные! Школа поворачивается лицом к ученику, становится более гуманной. Так по крайней мере задумано. С новой системой ребенка ждет раскрепощение и свобода. В том плане, что он сам выбирает, как ему учиться, по каким дисциплинам стремиться к вершинам, а где можно будет просто “отсидеться”. На повторное обучение его теперь никто не вправе оставить. И документ об образовании дадут при любой успеваемости. А главное, не будут “долбить”, “пилить” за “неуды”, обзывать дебилом, идиотом. Как пел Высоцкий, жизнь сама научит…
Все создатели и “проводники” реформы в украинском образовании учились в школе по старым правилам, но хорошо запомнили, что учителя часто стремились дифференцированно оценивать учебные результаты, применяя “плюсы” и “минусы”. Однако эти уточнения не имели законной силы. В аттестате выставлялись оценки без “добавок”. Вот это, видимо, и запало в душу будущим министрам, и они, став людьми взрослыми и образованными, дослужившись (во многом благодаря “старым правилам”) до высоких чинов, решили, что надо учиться по-новому. Поскольку оценки теперь призваны не столько оценивать, сколько фиксировать определенный уровень компетентности ученика, разработаны такие четыре уровня: низкий, средний, достаточный и высокий.
Кому поставить 12 баллов?
Учителя на первых порах не были даже знакомы с этими критериями и скорее применяли их интуитивно. Когда уже до них “спустили” разработки, они смогли стать на более твердую почву. Но все равно по сей день преподавателям еще очень сложно научиться применять 12-балльную систему. К сожалению, министерство, издав приказ о реформировании, не позаботилось о детальной проработке всех возможных затруднительных ситуаций, в которых могут оказаться как учителя, так и ученики. Была предпринята попытка разработать конкретные инструкции по оцениванию уровня подготовки школьников по каждому предмету, где расписывалось все в деталях. Например, 1 балл по географии, соответствующий низкому уровню, учитель может поставить ребенку, который способен отличить отдельные географические явления или объекты, такие, как горы и равнины, суша и океан, с помощью учителя способен найти их на карте. Но при этом мало осознает цель учебно-познавательной деятельности. А самый высокий балл – 12, соответствующий высокому (творческому) уровню, получит ученик, который свободно владеет географическими знаниями, в том числе и вне рамок школьной программы. При этом ученик пользуется методами научного анализа географических явлений и процессов, характеризует их черты и формы проявления, высказывает и аргументирует свое отношение к альтернативным взглядам на большинство вопросов.
По гуманитарным предметам – литературе, истории, праву – некоторые учителя сразу заявляют: “12 баллов – не дождетесь!” Для такой “потолочной” оценки надо иметь не абы-какие способности и рвение к тому же. Это, по сути, исследовательский уровень, претендовать на который могут лишь избранные.
Очевидным становится факт, что самый высокий оценочный балл смогут получить лишь необыкновенно одаренные дети, которых, к слову, по данным статистики, в стране не более 2 процентов. Понятным становится и другое: один и тот же ребенок вряд ли сможет демонстрировать выдающиеся знания по всем предметам одновременно. Следовательно, родителям – рекомендуют министерство и управления образования – не стоит требовать от своих детей невозможного – отличных результатов во всем. А вот что действительно должно насторожить их, по мнению чиновников, – так это отсутствие оценок. По новой системе учитель может вовсе не оценивать ребенка, если тот не способен продемонстрировать хоть какой-нибудь уровень знаний. Тут уж пора и в колокола бить!
Первые полгода учителя еще оценивали ребят по 5-балльной системе, но потом это запретили. Подстраиваются под школу и высшие учебные заведения. Так, Мелитопольский педуниверситет одним из первых ввел у себя на вступительных экзаменах 12-балльную систему, дабы лишний раз не травмировать вчерашнего школьника и окончательно не запутать его и родителей.

Так кто же отличник?
Раньше все было просто: получаешь по предметам пятерки – отличник. Теперь же высокому уровню компетентности учеников соответствуют три отметки – “10”, “11”, “12”. Кто нынче считается отличником?
Золотые и серебряные медали сохранились, но они имеют лишь поощрительное значение и не обеспечивают приоритетность при поступлении в вузы. Это вызвало большой резонанс в обществе, мнения людей разделились, но, в общем-то, идею не одобрили. К чему, мол, тогда все потуги бедного дитяти, если золотая медаль не ведет в институт? С другой стороны, такое непопулярное решение было вызвано как раз тем, что слишком “развелось” медалистов, среди которых оказалось немало “дутых”.
Итак, дети в Украине приносят домой девятки и десятки, шестерки и семерки, а также тройки, четверки и пятерки нового образца. Все надеются, что новая система облегчит жизнь всем: детям, учителям, родителям.

Ирина КАМИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте