search
Топ 10

Двенадцать месяцев успеха Четыре тысяси педагогов стали учителями.ru

WWW, глобальная сеть, Всемирная паутина, прорыв человеческой мысли в области информационных технологий, “дорогая игрушка продвинутой молодежи”, “мировая помойка ненужной информации”, “прорыв в будущее”┘ Существует огромное количество эпитетов, коими награждают Интернет общественность и средства массовой информации. Несмотря на разную смысловую окраску, их объединяет одно: Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, они так же необходимы любому современному человеку, как телефон, радио и телевизор. Правда, последние есть и доступны почти каждому россиянину, а Интернет √ лишь 3 процентам наших граждан. В развитых странах доступ к сети имеют 20, а то и 30 процентов населения.
Мы всегда гордились своим образованием и до сих пор считаем его самым лучшим и┘ самым нищим: по уровню образовательных информационных технологий Россия находится в четвертой десятке. Мир уже в информационном веке, а наша школа все еще живет в каменном. Как кто-то остроумно заметил, большинство учителей даже не знают, где у компьютера находится кнопка “вкл.” и “выкл.”. Обещанная государством всеобщая компьютеризация затянулась на десятилетия. Только сейчас заговорили об информатизации сельской школы, к этой проблеме подключился Президент России. Но есть и частная инициатива. Нефтяная компания “ЮКОС” первая осознала, что достойное будущее страны ни за какие деньги не купишь, добиться лучшей жизни смогут только качественно образованные поколения. В 2000 году впервые в истории современного российского образования коммерческая компания создала некоммерческий образовательный проект “Поколение.ru” и для его реализации – Федерацию Интернет Образования. В апреле 2001 года ФИО исполнился год. Пора подводить первые итоги.

Бизнес без образования √ государство без будущего
Идея создания особой программы обучения работников образования Интернет-технологиям пришла главе “ЮКОСа” Михаилу Ходорковскому не случайно. В городе Нефтеюганске, где работает компания, после кризиса, обрушившегося на страну в 1998 году, “ЮКОСу” пришлось сокращать рабочие места. А это для региона, живущего только за счет нефтепромышленности, стало серьезной проблемой. Надо было что-то делать. Тогда создали корпоративный учебный центр, где всех желающих обучили работе с Интернетом, секретам, как создавать и обслуживать веб-сайты. Успех нового предприятия подтолкнул к учреждению Интернет-компании, в которой выпускники центра получили работу. Целый регион зажил новой жизнью, оказалось, что с помощью Интернета можно решать серьезные проблемы.
В образовании тоже много проблем. При нищенском оснащении школ методическими материалами, новыми педагогическими разработками учебники Интернет √ лучшая помощь учителю. Вот поэтому Федерация Интернет Образования (ФИО), призванная обучить российских педагогов Интернет-технологиям, оказалась кстати.
Невольно возникает вопрос: зачем нефтяной компании создавать проект, не приносящий прибыли? В чем выгода? Где логика?
– Ответ на эти вопросы абсолютно закономерен, хотя кого-то он удивит, – поделился с “УГ” ответственный секретарь ФИО Сергей Монахов. √ “ЮКОС” раньше всех осознал, что без образования бизнеса не может быть вообще. Судьба компании, ее дальнейшее процветание немыслимо без новых кадров, которые пока еще учатся в школе. А как мы можем принять на работу человека, абсолютно незнакомого с компьютером, Интернетом? Обучив же своих учителей Интернет-технологиям, мы выйдем на мировой уровень информационного развития, обгоним все страны (интеллектуальный потенциал у России есть, нет только возможностей), а значит, и поднимем экономику. Ведь, как я уже сказал, без образования бизнес не выживет.
Мы не ожидаем никакой финансовой прибыли от работы федерации. Другое дело, мы стараемся привлекать дополнительные средства из дополнительных источников: договариваемся с другими компаниями, предлагаем софинансирование губернаторам областей. Надо сказать, что местные региональные власти на наши предложения реагируют достаточно активно, что позволяет осуществить наши планы в намеченные сроки.
В определенной степени “Поколение.ru” и ФИО работают на улучшение имиджа компании. Но поднять свой статус в глазах общественности можно и недолгосрочными, нересурсоемкими как с финансовой, так и с организационной точки зрения проектами. Для “ЮКОСа” же проект “Поколение.ru” – работа на свое будущее. Ну а если говорить о масштабности проекта “Поколение.ru”, то (пусть это будут высокие слова, но это правда) это забота “ЮКОСа” о своей стране, о будущем России.
Никакие кризисы и падения цен на нефть не прекратят существования проекта. “ЮКОС”, как и многие другие компании, пострадал от кризиса, однако он из тех немногих, кто выстоял, не поддался панике и вихрю разрушения. В компании разработано несколько стратегий для кризисных ситуаций, предусмотрен ряд сценариев развития социальных и образовательных проектов. “ЮКОС” делает и сделает все возможное, чтобы сберечь свое детище.
Несмотря на то что федерация работает всего год, за столь короткий срок ею сделано немало. Более четырех тысяч учителей средних школ из 75 регионов прошли обучение Интернет-технологиям, с августа 2000 года открыто восемь региональных центров в Воронеже, Санкт-Петербурге, Томске, Красноярске, Новосибирске, Нефтеюганске, Самаре и Барнауле, выпущено несколько методических пособий, книг, компакт-дисков, электронный журнал. В 2000 году независимые эксперты нашей газеты назвали федерацию “фирмой года”, она стала соучредителем всероссийских конкурсов “Учитель года России” и “Лидер в образовании”. Планируется, что до 2005 года более четверти миллиона педагогов овладеют знаниями Интернет-технологий, а число региональных центров достигнет пятидесяти. Открыты сайты “Поколение.ru”, “Учитель.ru”, “Родитель.ru”, “Писатель.ru”, “Тeen.ru”. Скоро появится и “Ученый.ru”. Дело в том, что 18 апреля Федерация Интернет Образования и Российская академия образования заключили договор о сотрудничестве. Согласно документу, РАО будет содействовать в создании научно-методического, научно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения учебных программ федерации. Для РАО этот договор укрепит связь с региональными отделениями, и особенно с Сибирью. Кстати, о ФИО у президента академии Николая Никандрова РАО только самое лучшее мнение, он без стеснения поставил организации пятерку: “Они смогли так хорошо развернуться, что им можно просто позавидовать”. Первый год каждого начинания √ испытание: либо предприятие выживет, либо погибнет. Другого не дано. 2000 год для ФИО был лишь разминкой.
– Я, конечно, представлял себе ту кризисную ситуацию, в которой находится образование, однако не ожидал, что все так плачевно, – продолжает Сергей Монахов. – То, с чем мне пришлось столкнуться, можно назвать только нищетой. Но насколько все-таки наш учитель оптимистичен, насколько он полон надежды на лучшее! Российский педагог даже в самые трудные годины не устает созидать, а значит, у нас есть все шансы оказаться впереди планеты всей.

Сергей МОНАХОВ

Учителя года – любимчики
За 2000 год федерация в прямом и переносном смысле для российского учительства открывает мир. Приезжая из городов, отдаленных сел, они каждый день находят для себя что-то новое, доселе им неизвестное, начинают переписку с коллегами. Ведь сейчас собраться в командировку просто невозможно: у регионов нет денег, чтобы отправить свои кадры на курсы повышения квалификации и переподготовку. Федерация же своих слушателей обучает бесплатно, более того, целиком оплачивает их проживание, питание и дорогу.
Во время обучения учителя настолько “заболевают” Интернетом, что “заражают” им своих коллег, учеников, директоров школ, начальников управлений образования. И так постепенно, по цепочке, конвейерным способом, благодаря ФИО, Интернет завоевывает новые территории России от Москвы до Чукотки. Благо, что созданием региональных центров руководит опытный специалист – Семен Мушер, который до этого организовывал центры Интернет по программе Сороса.
Ну а началось все в Москве, вернее, в Московском центре Интернет-образования.
Московский центр ФИО начал обучение 21 марта прошлого года. На тот момент сотрудники центра понимали, что они должны делать √ знакомить педагогов с образовательными возможностями Интернета. Но как? Провели анализ существующих программ обучения и поняли, что готовых программ не существует. Тогда они стали разрабатывать свои. Работа проходила в несколько этапов: слушателей учебного центра постоянно анкетировали и в первоначальный учебно-тематический план постепенно вносились изменения. Затем существенно изменился преподавательский состав: преподаватели ВУЗов, компьютерных образовательных центров делали упор на подготовку технических навыков работы с Интернетом, зачастую забывая, что их слушатели √ педагоги, для которых очень важны образовательные возможности Сети. Стали искать специалистов по Интернет- технологиям в сфере образования и выяснили, что их единицы. После года работы Московский учебный центр пришел к нынешним программам обучения, и его директор Светлана Авдеева может похвалиться новыми профессионалами в области Интернет-технологий.
С каждым потоком слушателей центр повышает свой профессионализм. Для него каждый педагог √ единственный, неповторимый. Но особенно здесь любят учителей года. По мнению преподавателей, это наиболее творческие потоки, их выпускные работы √ сайты, презентации, программы, методические разработки в мультимедийной форме особенно отличаются. То, что делают учителя года, √ клад для педагога-предметника, оторванного от центра, обделенного необходимой методической литературой и материалами. А с помощью Интернета он легко может найти необходимую информацию для очередного занятия. Не говоря уж о школьниках: Интернет только повысит их творческий потенциал. На уроках труда мы учим мальчиков и девочек шить, пилить, строгать, так почему бы в дополнение к этому не дать им знания по созданию собственных веб-сайтов? Тем более что школа никогда не сможет позволить себе профессионального дизайнера, художника, так пусть школьники сайты сделают сами. Лучшей оценкой их труда, лучшей наградой станет то, что их работу увидят миллионы.
– У 90 процентов школ компьютерные классы используются для уроков информатики, на которых даются знания, далекие от того, что детям понадобится на практике, – говорит Светлана Авдеева. √ Я много лет проработала в МГТУ им. Баумана и столкнулась с тем, что подготовка будущих студентов узконаправленна. Их учили писать компьютерные программы на языках Паскаль или Бейсик, но редко кого знакомили с информационной средой, с работой офисных приложений. Современный выпускник школы должен уметь пользоваться компьютером как источником знания, навигатором по информации, а не как машинкой для программирования или написания реферата.

Семен МУШЕР

ФИО пенсия не грозит
Педагоги самарской школы N 124 постоянно участвуют в компьютерных проектах, в конкурсах школьных сайтов, через Интернет поддерживают связь со сверстниками из Австрии и Америки. “Ну и что в этом удивительного?” – спросите вы. Дело в том, что в школе нет ни одного компьютера. Машины – у семи учеников этого учебного заведения, и учителя смогли договориться и максимально использовать домашние компьютеры своих учеников и добиться положительных результатов. В этом и состоит их организаторский талант, их стремление идти вперед. Такие педагоги нужны нашей школе, только стараниями энтузиастов она сможет выкарабкаться из бедственного положения. К сожалению, не все управленцы понимают и ценят те выгоды, которые несет Интернет.
– Проблема, с которой мы столкнулись, обучая педагогов использованию Интернет-технологий в учебном процессе, это, зачастую, отсутствие понимания со стороны управленцев образования, – комментирует Светлана Авдеева. – Безусловно, у нас есть выпускники, которые на местах формируют вокруг себя ячейки образовательного Интернет-сообщества. Но таких пока не очень много. Если начальники управлений образования, директора школ не понимают важности внедрения информационных технологий в своих учреждениях, то учителям таких школ очень трудно использовать на практике полученные у нас знания. Поэтому мы пришли к выводу: “Как важно обучать Интернет-технологиям и организаторов образования!”
Слушателями Московского центра по программе обучения Интернет-технологиям и их использования в области уже стали управленцы из Красноярского края и Новосибирской области, а также участники конкурса “Лидер в образовании”. Результаты не заставили себя долго ждать. Недавно, будучи в столице, начальник управления образования Красноярского края Владимир Петрович Шишмарев пообещал каждому выпускнику центра поставить на рабочий стол компьютер и выделить 300 тысяч рублей на компьютеризацию школ районов. В Куйбышеском отделе образования Новосибирской области открыто немало компьютерных классов. Так, совсем недавно провели конференцию “Использование Интернет-технологий в образовании”. У людей, приобщившихся к информационным достижениям, совсем другое мышление: сначала поставим компьютеры, а потом уже и крышу залатаем. Если начальник понимает всю важность этой проблемы, то он всегда найдет соратников в среде простых учителей, которые бы реализовали все его идеи.
– Обучая наших слушателей, мы пришли к необходимости отработки определенных моделей организации образовательной информационной среды на базе школы, – продолжает Авдеева. – Ведь в ней участвуют и учитель, и директор, и библиотекарь. Короче говоря, команда. Мы уже подписали соглашение с начальником Департамента образования и науки Самарской области Ефимом Яковлевичем Коганом о том, что выберем несколько школ – сельскую, городскую, муниципальную, частную и т.д. и на их базе отработаем модели организации единого информационного образовательного пространства школы. Конечно, у каждой школы разная техническая оснащенность: у кого-то два компьютерных класса, у кого-то всего один компьютер. Учтя все тонкости, мы сможем выйти на разные модели использования информационных технологий в учебном процессе школы. Это во многом нам поможет отработать технологию использования Интернета, составить конкретные рекомендации для каждого типа школ, подготовить методические пособия. Реализацию этого проекта мы запланировали с 1 сентября.
Федерация собирается запустить дистанционное обучение – курсы по основам Интернет-технологий, которые помогут каждому, не выходя из дома, сделать свой сайт. Дистанционное обучение еще раз убедит общественность в том, насколько интересные занятия можно построить с помощью Интернет-технологий. На таких уроках школьники уж точно не будут скучать.
О планах на будущее сотрудники федерации могут говорить часами: к концу 2001 года у ФИО будет уже 12 центров, и около 15 тысяч учителей пройдут курс обучения Интернет-технологиям. Окрыленные первым годом успешной работы, они готовы свернуть горы, но прекрасно понимают, что в одиночку добиться чего-либо практически невозможно. Поэтому-то для федерации так важна обратная связь с учителем, чтобы знать, как их выпускник применяет полученные знания на деле, помогли ли они его коллегам. Ни у одной нефтяной компании не хватит средств, чтобы оснастить каждого учителя компьютером и бесплатной электронной почтой. Остается один выход – региональные образовательные центры. В федерации надеются, что со временем они станут точками конденсации информационных образовательных ресурсов. В центрах могли бы собираться для общения не только учителя, но и родители, школьники, чиновники. И все-таки никакая переписка по e-mail не заменит личного контакта. Дабы окончательно не растерять своих выпускников, еще более сплотить костяк активистов Интернет-образования, ФИО решила проводить фестивали молодых учителей и молодежные Интернет-дискотеки.
Первый в России (и в мире!) Интернет-фестиваль состоялся 1-5 марта 2001 года в Томске. За ним последовали Красноярск, Воронеж и другие российские города. По словам руководителя дирекции образовательных программ Анатолия Ермолина, “эта оригинальная образовательная программа, разработанная на основе игровых обучающих технологий, направлена на популяризацию знаний об Интернете”. В ходе мероприятия участники не только вспоминают дни обучения в ФИО, но и обмениваются опытом, адресами сайтов, рассказывают о своих успехах, проходят психологический тренинг личностного развития и курс Интернет-проектирования, разрабатывают и защищают собственные Интернет-проекты. Педагогов, показавших себя с лучшей стороны, пригласят стать участниками клуба менеджеров ФИО.
Большая часть современной молодежи, в отличие от старшего поколения, с Интернетом на ты. Поэтому дискотеки “пОКоление”, прогремевшие в сентябре – декабре 2000 года в Воронеже, Красноярске, Новосибирске и Самаре, собрали огромное количество юных жителей этих городов – более 13 тысяч. Школьники и студенты других мест, где региональные центры уже открыты, но молодежные акции еще не проводились, ждут их с нетерпением. Популярности тусовок способствовало и то, что их организовывал известный деятель шоу-бизнеса и руководитель дирекции молодежных программ ФИО Юрий Грымов.
С каждым месяцем федерация все дальше и дальше продвигается в глубь страны. Скоро на карте России не останется места, где бы флажком не был обозначен один из ее центров. Удивительно, но ФИО хватило всего одного года √ первого года своего существования, чтобы завоевать любовь педагогов. И в следующем году влюбленных в Интернет станет больше, а через год еще больше, и так до тех пор, пока каждый учитель и ученик не узнает о заветных кнопках “вкл.” и выкл.”. Это значит, что Федерация по достижению “пенсионного” возраста не уйдет на заслуженный отдых, потому что уже не сможет прожить без своего учителя.

Джамиля САЙРАМОВА

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования Российской Федерации:
– За прошедший год я бы отметил два события в области российского образования: создание Федерации Интернет Образования и конкурс “Лидер в образовании”, в организации которых, кстати, Федерация также приняла участие. В первую очередь я бы хотел поблагодарить нефтяную компанию “ЮКОС” и лично ее руководителя Михаила Борисовича Ходорковского за вложение средств в образование, в наиболее дорогостоящее его направление – информатизацию.
“Ядерная реакция” федерации в скором времени охватит всю страну. От Московского центра, который первый начал подготовку тьюторов – наставников-учителей, по цепочке создаются региональные центры образования, на их базе готовятся тьюторы уже для районных центров. Потрясает еще и то, что качество обучения в регионах нисколько не отличается от московского.
Убежден, то, что делают “ЮКОС” и Федерация, должно стать примером для других бизнесменов.
Я хочу поздравить и создателей Федерации Интернет Образования, и все российское образование с первым удачным годом работы ФИО. Уверен, что еще не один десяток лет мы вместе будем радоваться ее успехам.

Михаил Ходорковский, глава НК “ЮКОС”:
– Еще год назад проект распространения Интернета в российской школе рассматривался в одном ряду с проектами полета человека на Марс или создания вечного двигателя. Сегодня же перспектива подключить к Всемирной сети большую часть учебных заведений нашей страны и посадить за компьютеры десятки миллионов человек воспринимается как само собой разумеющееся. Пример федерации доказывает, что при наличии ясной цели, четкой организации и убежденности в своей общественной миссии даже небольшой коллектив единомышленников способен совершить переворот в массовом сознании. Находясь в авангарде прогресса, Федерация Интернет Образования уверенно прокладываете нашей стране путь в современную информационную цивилизацию.

Владимир ШИШМАРЕВ, начальник управления образования Красноярского края:
– О Федерации Интернет Образования я могу сказать только хорошее. 8 декабря 2000 года в Красноярске открылся учебный центр, за пять месяцев работы которого было обучено 400 учителей. Для края это цифра немалая. Мы всеми силами стараемся продвигать новые информационные технологии в образование и в настоящее время ведем переговоры с федерацией о расширении этой деятельности. В городе Ачинске мы самостоятельно открыли ресурсный центр, полностью оборудованный техникой, Интернет-каналом. Этот центр будет обеспечивать информацией и продвигать информационные технологии в двенадцать прилегающих районов. В крае была принята программа информатизации школы на 2001 – 2004 годы. На эту работу администрация выделила 137 миллионов рублей. Надеюсь, что к 2004 году все школы будут иметь компьютеры, подготовленные кадры и программный материал в полном объеме. Управление образования Красноярского края весьма заинтересовано в совместной работе с федерацией, так как наши планы в информатизации образования полностью совпадают.

Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:
– В явлении под названием “Федерация Интернет Образования” я выделяю два момента. Первый заключается в том, что впервые за постсоветский период в истории образования реанимировано российское меценатство. За свою пятидесятилетнюю службу на ниве просвещения я ни в советское, ни в постсоветское время не встречал подобного рода проектов. “ЮКОС” личным примером показал остальным акулам бизнеса, как и во что необходимо вкладывать деньги: на поддержку учителя и его профессионального соответствия требованиям XXI века.
Второй момент относится лично к федерации. За последнее время появилось много различных организаций, которые каким-то способом пытались помочь образованию. Но я не помню, чтобы за год кто-то смог сделать столько, сколько сделала Федерация. Сущность успеха я вижу в великолепном менеджменте.
Сегодня практически во всех регионах страны ФИО для работников системы образования не закрытое учреждение, его двери всегда открыты для педагогов.

Виктор САВИНЫХ, ректор Московского университета геодезии и картографии, председатель координационного совета ФИО:
– То, что делает Федерация, – огромное достижение: за год в России Интернет-образованных учителей стало на четыре с половиной тысячи больше, открылись восемь региональных учебных центров. Ничего подобного в нашей стране еще не было. Даже соросовские Интернет-центры не были рассчитаны на учителей. Только для студентов и научных сотрудников. ФИО же действительно хорошо готовит преподавательские кадры.

Алексей Семенов, ректор Московского института повышения квалификации работников образования:
– ФИО делает благое дело. Часто государственные программы компьютеризации забывают об учителе, оставляют его “на потом”, поэтому говорить о серьезной, высококвалифицированной подготовке кадров не приходится. У федерации же для этого есть все условия: отличная оснащенность компьютерной техникой, талантливые и профессиональные педагоги. То, что делает ФИО, можно назвать “новой педагогикой”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте