search
main
0

Две ступеньки к успеху

Труд и талант Ларисы Александровой

Ничему такому, что важно знать, научить через силу нельзя. Все, что может сделать учитель, – это пробудить интерес ученика, считает учитель немецкого языка Кармановской школы Лариса Александрова. А уже потом от самого человека зависит, сделает ли он первый шаг к своей цели, которая появилась у него.

Можно сказать, что родители (отец – инженер, мама – бухгалтер) никоим образом не могли повлиять на выбор профессиональной стези своей любимицы-дочери. Хотя так считать не совсем правильно, ведь именно они создали в семье атмосферу интереса к новым знаниям, которая воспитывает лучше любых слов. В доме всегда выписывали много периодики, журналов, газет, само собой, существовал культ книги. Впрочем, те, чье детство хоть немного да пришлось на доперестроечный период прошлого века, еще ощутили целостность связки «человек – словек (слово)». (У нынешнего цифрового поколения другие клипы.)

В детстве у живой, любознательной Ларисы увлечений и интересов было множество. Одно из любимых – рисунок, живопись. Так хотелось запечатлеть ускользающую красоту окружающего мира: капельки росы на лепестках цветка, бездонность летнего неба, прозрачность речной волны… Пыталась даже учиться у мастеров живописи, копируя портреты простым карандашом. В школе привлекала биология, одно время думала о медицине, примерялась к профессии врача. И если бы не те два случая, казалось бы, не связанные друг с другом, то вряд ли пошла после школы в педагогический.

…На устном экзамене по геометрии после восьмого класса Лариса, нисколько не сомневаясь в своих знаниях (твердая четверка в течение года – чем не гарантия успеха?), уверенно стала решать предлагаемую задачу. Учительница, у которой даже самые неспособные осваивали трудную науку, не предполагала, какой неожиданный подарок получит от прилежной ученицы, вовсе не пламенеющей любовью к геометрии.

Когда Лариса прочла условие, то вдруг ясно увидела два пути решения. И это так обрадовало ее, что, отвечая у доски, она почти выкрикнула: «А есть и второй способ!» Экзаменаторы, переглянувшись, стали слушать. Пришлось даже останавливать ученицу – воодушевленная вниманием, она готова была снова и снова рассказывать о своем радостном открытии. Как в тумане услышала ободряющее заключение: «Достаточно, все ясно. Пять с плюсом. Молодец!»

Что чувствовала в тот момент восьмиклассница? К радости и восторгу прибавилось чувство благодарности учителю. Как это оказалось прекрасно, что вовсе не любимый школьный предмет вдруг открылся с другой стороны. Позже на новом витке жизни она поймет, что количество накопленных знаний непременно переходит в качество, меняя жизнь и представления о себе. И потому все наши радостные открытия и достижения начинаются с вдохновенного «я могу».

До сих пор учительница немецкого языка Лариса Михайловна Александрова хранит в душе благодарную память о преподавателе математики Евгении Сафоновне Романович. Ведь то событие на экзамене связано с этим замечательным педагогом. Ее вскоре не стало, скончалась неожиданно. Старшекласснице она потом не раз снилась в обычном виде за рабочим столом.

Случайность – непознанная необходимость. Книга смоленского педагога Александра Ерофеевича Кондратенкова «Труд и талант учителя» привлекла внимание школьницы в книжном магазине своим названием. Что скрывается за такими знакомыми словами и как они связаны с педагогами, которых каждый день видишь на уроках? Книгу директора школы будущая учительница прочла на одном дыхании. Вдохновенно и поэтично автор рассказывал о своем любимом деле, о детях, признавался, что лучшей профессии выбрать не мог. Будоражил читательские умы вопросом: «Всегда ли мы бываем благодарны тем, кто нас учил и воспитывал?».

К окончанию десятого класса выпускница сафоновской средней школы №5 (в городке Смоленской обрасти прошли детство и юность нашей героини) уже точно определилась с выбором профессии. А почему решила стать учительницей иностранного языка? Пластинка «Deutsche Intonation» попала в поле зрения любознательной школьницы опять же в магазине. И так же поразила своей загадочностью. Что такое немецкая интонация? Стала слушать и незаметно выучила наизусть, сама себе удивляясь. Увлекательным занятием оказалось проникновение в тайны другого языка. Свою роль сыграло и то, что классный руководитель учитель немецкого языка Светлана Васильевна Никитина всячески поощряла желание способной ученицы совершенствовать знание языка и сумела привить любовь к своему предмету.

Во время обучения на факультете иностранных языков в Смоленском педагогическом институте имени Карла Маркса студентка дважды побывала в Германии. Это были замечательные языковые практики в Дрезденской высшей педагогической школе и в рамках Первого Международного семинара русского языка в немецком Тиммендорфер Штранде (федеральная земля Шлезвиг – Гольштейн). Знакомство с культурными и историческими достопримечательностями древних городов побудило желание больше узнать о немецкоязычных странах. Тогда же, правда, осознала со всей очевидностью, насколько привязана к родным местам. Могла рассказывать о своей Смоленщине бесконечно. И приятно было ощущать интерес в чужой стране к родине первого космонавта. Когда после института в 1991 году появилась возможность в своем родном Сафонове поработать переводчиком в телекомпании СНТ (Студия независимого телевидения), где осуществлялась международная партнерская связь со спутниковым телевидением «Немецкая волна», то не могла упустить этот хороший шанс для языковой практики. Первая запись в трудовой книжке – «журналист-переводчик». За время работы попутно освоила азы профессии диктора, репортера, оператора.

С переездом в 1995 году по семейным обстоятельствам уже с мужем и ребенком в село Карманово Ларисе Михайловне работу искать долго не пришлось. Дорога была одна – в школу в качестве учителя немецкого языка. Права оказалась директор школы Иванова, когда при первой встрече заверила, что молодой учительнице жалеть не придется. Коллектив слаженный, дружный. И действительно, вот уже четверть века позади, а будто только вчера все начиналось. Жить и работать интересно, когда ноги сами несут в школу. Надо отдать должное директору Татьяне Ивановне Ивановой, руководителю, умеющему, судя по всему, создать условия для творческого роста педагогов и совершенствования учительского мастерства. Представьте, Лариса Михайловна уже третий педагог Кармановской школы, с успехом выступивший на конкурсе «Учитель года». До нее в 2006‑м учитель начальных классов Наталья Кубарева стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса и представляла Смоленскую область на заключительном туре в столице. А географ Ирина Абрамова стала лауреатом регионального конкурса «Учитель года»-2015, проходившего в Смоленске.

Все пыталась выведать у собеседницы, чем, на ее взгляд, объясняется такая «удачливость» сельской школы. Лариса Михайловна много добрых слов говорила о творческой, дружеской, здоровой атмосфере в коллективе. О том, какие талантливые и замечательные у нее коллеги. Вот недавно, к примеру, у нее новое увлечение появилось – вдохновили друзья-коллеги заняться всерьез плаванием. Смеется, что вовсе не для спортивных побед она осваивает с тренером брасс и кроль. Считает, если берешься за что-то, старайся по мере сил стремиться к совершенству. Кстати, увлечение плаванием совпало с подготовкой и участием в конкурсе и помогало в разных ситуациях не терять спокойствие и бодрость духа.
На конкурсном уроке в Грозном Александровой пришлось вести урок в классе, где никогда не изучался немецкий язык. Не растерялась – удалось реализовать задуманное с помощью своего доброго талисмана-медвежонка.

В Кармановской сельской школе немецкий язык дети изучают со второго класса. Для Ларисы Михайловны главное – увлечь детей, развить интерес к языку, научить общаться. Занятия проходят живо, динамично, разговорная речь – главное. Пригодился опыт работы на телевидении, когда в ткань урока органично включаются видеоролики, приглашающие к живому диалогу, различные видеосюжеты, пробуждающие интерес к изучению иностранного языка. Так, к примеру, на экране появляется медвежонок – символ города Берлина – и говорит ребятам, что скоро прилетит к ним. Но он не говорит по-русски. Значит, надо подготовиться к встрече. Появление игрушечного медвежонка вызывает живые эмоции. На уроках ребята путешествуют по разным городам, знакомятся с выдающимися мастерами немецкой культуры, слушают музыку. Атмосфера занятий, где учителю удается увлечь своих юных собеседников «немецкой интонацией», не может никого оставить равнодушным. Как не порадоваться за учеников сельской школы?! Они постигают не только язык, но и культуру другой страны с увлеченным, талантливым педагогом.

Лариса Михайловна постоянно совершенствует знание языка. Поставила задачу – посетить во время путешествий все немецкоязычные страны. Задумано – сделано. Побывала в Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне. Какое же это счастье общаться с носителями языка и рассказывать им о родине Гагарина, слышать в ответ восхищенные отзывы и представлять, как это встроить в свои будущие уроки!

– Знаете, иногда я себя ловлю на том, что вне школы начинаю в голове сочинять свой рассказ детям о том или ином событии на немецком языке. Хочется, чтобы имели возможность не только на уроках совершенствовать язык.

Однажды директор школы в разговоре заметила, что в соседнее село навестить бабушку приехала девочка, которая несколько лет назад уехала с родителями на постоянное место жительства в Германию, и предложила пригласить ее к ребятам. Как не воспользоваться таким случаем?! Знакомство и общение с ровесницей из Германии продолжилось потом в переписке. Дети на практике могли использовать знание иностранного языка. Так и необычный экспонат школьного музея – письмо пленного унтер-офицера – стал основой для большого проекта целого класса. Письмо оказалось в музее благодаря поисковикам, рассказывает Лариса Михайловна. Сохранилось, хотя и с большими повреждениями, так как было написано на прочной бумаге. Хотя не все слова можно было разобрать, но ребят очень увлекла эта работа. Немецкий унтер-офицер сообщал родным, что находится в плену, с ним хорошо обращаются. Теперь в школьном музее рядом с уникальным экспонатом есть и перевод на русский язык.

Желание развиваться, совершенствоваться самому и побуждать к этому учеников – самое ценное в учительской профессии, считает Лариса Александрова. Ведь в каждом человеке есть немало скрытых и еще не реализованных талантов. И важно их пробудить. Каким образом? Пробовать, искать, трудиться, не бояться ошибок, одним словом, действовать.

Надежда ТУМОВА, с. Карманово, Гагаринский район, Смоленская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте