Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Исследование

Две стороны одной медали

Взгляд
Учительская газета, №01 от 01 января 2019. Читать номер
Автор:

Говорят, что люди, которые всегда и во всем винят кого-то другого, но не себя, страдают глубинным инфантилизмом, корни которого уходят в детство. Их просто на ранних этапах развития не научили брать на себя ответственность за свои поступки, а также, вполне возможно, сурово наказывали за ошибки и проделки. Что в итоге привело к стойкому желанию свалить все на кого-то, а самому остаться ни при чем. И такая стратегия им очень нравится, поскольку легко объясняет, кто виноват в самых разных бедах. Ясно же: это кто угодно, но только не я!

Если спроецировать подобную практику на целые сообщества или даже страны, выяснится еще одна занимательная вещь: нередко и они тоже страдают таким же глубинным инфантилизмом. И все именно из-за того, что их на заре становления точно так же жестоко наказывали и обвиняли во всех смертных грехах. Что в конечном счете возымело свое действие, и теперь их представители совершенно спокойно говорят, мол, мы чисты и непорочны, аки агнцы, никому и никогда не причинили никакого вреда, а если вы в это не верите, то только потому, что у самих рыльце в пушку! В общем, мы хорошие по умолчанию, и то, что мы делаем, точно так же, по умолчанию, хорошо, и только попробуйте нас в чем-то обвинить!

Но что бы ни произошло в нашем обществе, государстве и мире, с каким бы социальным конфликтом мы ни столкнулись, не важно, будь то спор по поводу территорий, война интересов на рынке углеводородов или просто ссора между учеником и учителем, в этом процессе участвуют как минимум две стороны, а обычно гораздо больше. Поэтому любые попытки представить все так, будто в происходящем виноват только кто-то один или, наоборот, что одна из сторон конфликта абсолютно ни при делах, вызывает как минимум сомнения. К тому же, если мы что-либо слышим о происходящем из уст представителя одной стороны конфликта, нужно всегда помнить, что версия другой стороны будет, мягко говоря, отличаться от нее. Просто потому, что тут может быть замешано то самое стремление выставить себя пострадавшими и невиновными жертвами, а других – злобными агрессорами.

Я уже не говорю про то, что может наблюдаться и противоположная крайность, суть которой сводится к странному желанию принять на себя все обвинения и покаяться даже в том, чего никогда не совершал. И в этом случае картина будет точно так же искажена.
В чем мораль, спросите вы? Мы живем в мире, где постоянно кто-то кого-то обвиняет, где валят с больной головы на здоровую, пытаясь обелить себя и выставить в черном свете других. Ради этого люди готовы врать, изворачиваться, подменять понятия, угрожать, обещать златые горы.

Единственное, чем мы можем повлиять на эту суровую реальность, – не спешить с обвинениями, попытаться выслушать все стороны конфликта, понять аргументацию и мотивацию людей, при этом не занимая ни одну из этих сторон, и только потом делать какие-либо выводы. Не забывая, однако, что сами мы, оказавшись на том или ином месте, повели бы себя совсем иначе.

И, разумеется, всегда помнить: как только у тебя появляется желание свалить все на других, значит, в этот самый момент в тебе проснулись твои детские страхи, боязнь сурового наказания и ощущение того, что все твои объяснения никому не интересны и не нужны. А чтобы прервать этот порочный круг, нужно, как говорят психологи, выстраивать коммуникацию. Или попросту разговаривать, общаться, слушать, слышать, понимать.


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt