Я никогда не видела своих бабушку и дедушку, родоначальников нашей педагогической династии. Собирая воспоминания о них, знакомясь с архивными документами, я много открыла для себя, совершив путешествие во времени. Меня всегда удивляло, как наша бабушка Нина Васильевна Мурогина совсем молоденькой решила поехать учить зырянских детей в отдаленных селах Коми, где почти не знали русского языка.
В архиве города Сыктывкара мне удалось прочесть автобиографию бабушки, написанную в июле 1936 года. Из нее узнала, что в девять лет девочка поступила в начальное приходское женское училище, затем обучалась в прогимназии, где был дополнительный учительский класс. После окончания прогимназии семнадцатилетняя девушка полгода находилась на практике во Втором Великоустюгском начальном приходском училище. Сохранился уникальный документ от 2 января 1902 года. Это официальное письмо инспектора народных училищ Вологодской губернии А.Н.Офицерова. Вот какими словами он напутствует молодую учительницу: «…Имею честь уведомить Вас, милостивая государыня, что я, допуская Вас к практическим занятиям в женском начальном училище, что в городе Великий Устюг, со второй половины 1901-1902 учебного года, предлагаю прежде всего ознакомиться тщательно с ходом занятий и методиками по всем предметам обучения, а затем уже и приступить к практическим урокам, подготавливаясь к каждому из них путем подачи учительнице конспекта…»
Я специально почти полностью привела текст этого документа, поразительно, какое уважение проявляется в письме к молодому педагогу, делающему первые шаги. Даются рекомендации, определяется наставник – опытный учитель.
После сдачи пробных уроков Нина Васильевна получила звание учительницы начального училища и сразу же поступила вольнослушательницей на двухмесячные курсы в Великом Устюге. На первом месте самостоятельной учительской службы девушка проработала всего полгода, а с 1 мая 1904 года в ее педагогическом стаже уже нет перерывов.
Волей судьбы девушка оказалась именно в Коми, в Усть- Сысольском уезде, где в одном из сел уже учительствовал Адриан Степанович Юркин (статья о нем «Завещание старшему сыну» опубликована в «УГ» №14 от 5 апреля 2022 года).
Жизненные дороги Адриана Юркина и Нины Мурогиной пересеклись в 1909 году, когда девушка оказалась в Загарском училище. И с тех пор они будут идти по одной дороге жизни. В 1910‑м они венчались на родине бабушки (в моем архиве есть выписка из метрической книги Пятницкой церкви города Великого Устюга).
В 1924 году дедушку переводят в Слободскую начальную школу на должность заведующего, туда же переехала и вся семья. Бабушка работала в одной школе с мужем до конца своей жизни. Примечательно, что в автобиографии она написала: «За период службы в Слободской школе пришлось перенести великое горе: 24 октября 1934 года я лишилась мужа, оставшись с четырьмя детьми, еще не получившими образования. Муж мой был горячо предан педагогическому делу и так как хотел проработать в этой школе до 1937 года, то я хочу его желание выполнить…» Отдел народного образования пошел ей навстречу и утвердил Нину Васильевну в должности директора Слободской начальной школы.
В архиве Музея Сыктывкара в личном деле бабушки сохранился аттестат на звание учителя начальной школы, выданный 26 января 1937 года. На основании постановления ЦИК и СНК Союза ССР, установившего с 10 апреля 1936 года введение персональных званий учителей, Нина Васильевна Юркина удостоена этого звания как имеющая специальное образование и стаж педагогической работы в школе.
В России до революции и в первые годы советской власти народных учителей было много. Бывая на старинных погостах, я часто видела на памятниках надписи «Здесь похоронен народный учитель…». Наверное, так воспитывались уважительное отношение к учителю и память о нем.
Следует заметить, что в первые годы советской власти существовало несколько категорий для учителей начальной школы: «помощник учителя», «первый учитель», «второй учитель». Словосочетание «народный учитель» было не званием, означающим какие-то достижения в профессии, а обозначало статус учителя народных школ. С 1936 года учителя начального образования получили официальное звание «учитель начальной школы».
О наградах бабушки известно немного. Есть сведения лишь о двух дореволюционных знаках отличия. Самая знаменательная из них – бронзовая медаль «В память 300‑летия царствования дома Романовых». Выданное свидетельство №1291 от 8 февраля 1914 года закрепляло право ношения этой медали. Награждение такой медалью простой народной учительницы является гордостью всего рода Юркиных.
Вторая царская награда – серебряный нагрудный знак в память 50‑летия земских учреждений. Свидетельства на право ношения этих знаков подписаны вице-губернатором Вологодской губернии в один день – 11 ноября 1914 года.
Думаю, что для бабушки было самой большой наградой продолжение дела мужа, когда она добровольно взвалила груз директорской ответственности на свои хрупкие плечи.
В домашнем архиве моих двоюродных сестер Шиловых сохранился ценный экспонат – записная книжка директора школы Н.В.Юркиной, в которой она делала почти ежедневные записи о планируемой и проделанной работе. Одна из первых страниц содержит основные сведения о результатах учебного года. К примеру, в первом классе из 29 учеников переводятся 22, остаются на второй год 7. Во втором классе из 43 учеников переводятся 33, на второй год остаются 5 человек, исключены из школы 3. И так по всем классам начальной четырехклассной школы. В итоге из 179 учеников переводятся 140, исключаются 4, остаются на второй год 28, испытания осенью проходят 7 человек.
Для нашего большого педагогического семейства эта запись представляет огромный интерес. Во-первых, наполняемость классов по современным меркам большая (от 29 до 43 учеников). Как в таких условиях учителя могли научить каждого? Во-вторых, удивительно, что много детей оставалось на второй год. Наше современное учительство не знает второгодничества. Правда, моя первая учительница, работавшая в 1949 году, нисколько не удивилась этой статистике. Учителя, который оставлял второгодников, никто не обвинял, наоборот, это свидетельствовало о его высоком профессионализме, строгом и честном отношении к делу. Размышляя о тех временах, осознаешь, что в начальной школе было тогда немало и переростков. А если их исключали, значит, они начинали работать. Становились подпасками, помогали по хозяйству, были няньками своих младших братьев и сестер.
На других страницах расписан один день из жизни директора: здесь и выделение средств на физкультурную площадку, и премии ученикам по окончании учебного года, и ремонт парт, и сколачивание полов, и выделение земли педагогам для выращивания овощей (от ячменя до огурцов и моркови). Директор школы не только педагог, администратор, но и хозяйственник, агроном…
Нина Васильевна Юркина прожила недолгую жизнь. Она ушла в мир иной в 55 лет в начале апреля 1940 года. Хоронили ее всей Слободой.
Мои дедушка и бабушка постарались дать образование старшим детям, а те потом помогали учиться младшим и всегда заботились о них. Все дети выросли трудолюбивыми, честными, порядочными людьми, любящими свою Родину и малую родину – землю Коми. А когда над страной сгустились тучи войны, все шестеро детей стали защитниками Отечества.
Татьяна ЮРКИНА, учитель с 37‑летним стажем, отличник народного просвещения, Канск, Красноярский край
Комментарии