search
main
0

Две буквы в одной клеточке

Как самостоятельно составить кроссворд

Далеко не все люди, решающие кроссворды, знают принципы их составления. Предлагаю на обсуждение свой опыт многолетней работы в этом направлении.

Сначала изложу общие требования.

1) Все слова являются существительными в именительном падеже. Допускается использование числительных и прилагательных в отдельных случаях (названия населенных пунктов, фамилии и пр.). Исключения составляют языковые грамматические кроссворды, включающие различные части речи в разных формах. Желательно применять единственное число, но в контексте возможны варианты (рог – рога, волос – волосы, человек – люди).

2) Все слова читаются только слева направо или сверху вниз. Любые сочетания букв, стоящих в соседних клеточках (но не по диагонали), должны составлять какое-нибудь слово. Например,

– все сочетания имеют значение и смысл.

3) Следует забыть про принцип чайнворда, когда последняя буква одного слова является первой буквой другого, находящегося на одной линии.

4) Каждое слово, за исключением состоящих из двух-трех букв (а по возможности – и они тоже), должно пересекаться другими словами не менее двух раз, то есть проверяться как можно большим числом букв. Это необходимо для удобства отгадывания впоследствии.

Самое главное – научиться правильно составить сетку слов. Это две трети всех трудозатрат. Но перед составлением вопросов к словам важно еще и правильно пронумеровать их. А делается это так: в сетке слов, выполненной на листочке в клеточку, внимательно, с самой верхней строчки, слева направо ищут буквы, начальные для какого-нибудь слова, и присваивают им очередные номера. По окончании же выписывают по очереди сначала все слова горизонтали, затем вертикали.

Вопросы могут быть заданы в любой творческой форме – картинки, пропущенные слова в фразе, загадки, синонимы, антонимы и т.д. Общий же принцип – краткость вопроса.

Относительно сложности вопросов и кроссворда в целом существует несколько точек зрения. Первая: должны быть кроссворды, легкие для “чайников”, средние для остальных и сложные для интеллектуалов. Вторая: в одном кроссворде должны встречаться вопросы всех типов сложности, чтобы любой хоть немного, но смог его решить. Третья: сложные слова должны на 90-100% проверяться простыми, чтобы у “чайников” сложилась иллюзия, будто они сами отгадали сложное слово. Лично я придерживаюсь второй точки и считаю, что “процент отгаданности” кроссворда во многом свидетельствует об эрудиции человека.

Чтобы исключить влияние родительского ума на этот продукт интеллектуального труда учеников, дайте всем общее задание: за урок, пользуясь любой доступной литературой, составить сетку слов на определенную тематику. Причем поначалу не нужно гнаться за красивой формой сетки (это придет с опытом), узко ограничивать выбор слов. Пусть все будут поставлены в одинаковые условия и поверят в реальность получения оценки за труд. Но как же оценивать сетку слов? Главное, на что следует обратить внимание, это наполняемость кроссворда (размещение максимума слов на единице площади) и проверяемость (пересечение другими словами). За единицу отсчета возьмем одно замкнутое пространство (в дальнейшем – “запросто”), ограниченное со всех сторон словами.

Для начала одно “запросто” можно приравнять к пяти баллам, особенно если задание дается для младших классов, – любое начало трудно! В дальнейшем можно ограничиться и одним баллом. Составил сетку слов с десятью “запростами” – получай две пятерки, с семью – одну, но твердую плюс стимул работать дальше.

“Запросто” может быть любого размера, но может делиться на более мелкие, оцениваемые по отдельности.

Обязательно должны учитываться некоторые усложнения сетки слов, например развязки.

Данные развязки довольно просты, но могут быть приравнены к одному “запросту”, нулевому. Однако могут быть составлены и гораздо более сложные:

Если за первую можно добавить два балла, то за вторую – три. А если кто-нибудь сотворит подобное третьей развязке, смело ставьте десять баллов. Но, как вы уже успели догадаться, количество баллов определяет сам учитель, исходя из продолжительности работы, подготовленности коллектива и условий. За что еще можно наградить отдельно?

а) За оригинальность формы сетки слов.

б) За оригинальность идеи исполнения (все слова на одну букву, из одинакового количества слов и т.д.).

в) При подготовке домашнего задания может учитываться и оригинальность материала, на котором составлена сетка (кора, трутовик, камень и пр.).

г) За строгое соблюдение выбранной темы (название городов, пород, птиц…)

д) Наконец, за обьем и размеры.

Как помочь ребятам избежать примитивной лесенки слов через всю страницу? Посоветуйте написать два длинных слова через клеточку-две, а потом соединить их короткими.

Для особо заинтересовавшихся можно посоветовать другие оригинальные виды кроссвордов, например содержащих в одной клеточке две буквы:

А есть еще и математические, где вместо слов – числа, а вместо вопросов – уравнения или примеры. (Цифры могут означать и исторические даты, и физические постоянные, и размеры чего-либо).

Напрашиваются вопросы: а кому все это надо? Кто будет тратить свой урок на подобные изыскания? И куда пойдут заработанные оценки? Отвечу как энтузиаст своего дела. Во-первых, доказано, что есть четкая зависимость между словарным запасом человека и его успехами по предметам. Отгадывание, а еще лучше составление кроссвордов развивает память, учит давать четкие и исчерпывающие определения, работать с литературой. Во-вторых, если эта деятельность гармонично сочетается с процессом обучения предмету, то идет только на пользу всем, помогает разнообразить и активизировать познание. В-третьих, здесь прекрасно реализуются межпредметные связи, развивается стремление к грамотности. Наконец, как биолог (а память – обьект изучения физиологии высшей нервной деятельности), я считаю, что это полезно не только им, но и нам.

Вадим МЕЛЕШКО

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Медленно мыслящий ученик. 4. Строительное название негашеной извести. 7. Речь определенных социально замкнутых групп. 8. Осада, приступ, наступление. 11. Роман Набокова. 12. Рабочее место боксера. 13. Шелуха семянок подсолнуха. 16. Путь судна от поворота до поворота. 17. Устаревшее название одного из удавов. 18. Помещение специального назначения. 21. Наиболее удаленная от Солнца точка орбиты. 24. Бараний горох. 25. Выражение радости, расположенности. 26. Один из титанов, сын Геи. 27. Большой широкий нож. 28. Глубинная магматическая горная порода. 30. Звуковая организация поэтической речи. 33. Французский астроном, математик, физик. 36. Внесистемная единица измерения мощности ядерного заряда. 39. Значок-звездочка для обозначения сносок. 41. Дочь Геры. 42. Выступление без подготовки. 44. Орхидея Подмосковья. 46. Недержание мочи. 50. Один из солистов группы “Модерн Токинг”. 51. Молочнокислый продукт. 55. Способ осуществления чего-либо. 56. Хула-хуп. 57. Столица Хорватии. 60. Крестный отец по отношению к родному отцу. 61. Спортивное общество. 63. Композиция из стекла в окне или двери. 65. Персонаж повести Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. 66. Благородное дело. 67. Элемент, с добычей которого Маяковский сравнивал поэзию. 69. Станция Московского метро. 70. Кушанье из овощей в собственном соку. 71. Внесистемная мера измерения пирога. 73. Японская фирма радиоэлектроники. 74. Актер, исполняющий роли без слов. 75. Легендарный румынский граф, которому приписывали склонность к вампиризму.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Часть соревнования, конкурса. 2. Автор “Божественной комедии”. 3. Жаровня для шашлыка. 4. Пустынная лисица. 5. Школьный предмет, особо любимый в младших классах. 6. Кушанье из мелких кусочков мяса в остром соусе. 8. Общеизвестный, избитый образец, трафарет. 9. Храбрец, лихой молодец. 10. Самая большая река п-ова Индокитай. 13. Эластичная нить, придающая колготкам блеск, прочность. 14. Маленькая щепка под кожей. 15. Древняя историческая область в Греции. 19. Угасание мозговой деятельности, “усыхание мозга”, обычно в старческом возрасте. 20. Минерал, двуокись титана. 22. Остров у Александрии, известный своим маяком. 23. Элемент цепной передачи, позволяющий регулировать натяжение цепи. 29. Одна из тригонометрических функций угла. 30. Основоположник учения об электромагнитном поле. 31. Внутренний орган, по толщине которого определяют потенциальные возможности индивида. 32. Древнегреческая буква, не включенная в классический алфавит греков. 34. То, что едет у тронувшегося. 35. Автор трагедии “Прикованный Прометей”. 37. Угнетающая, порабощающая сила. 38. Команда, означающая, что мяч находится вне пределов поля. 39. Повесть Тургенева. 40. Геометрическая фигура – “баранка”. 43. Стиль в европейском искусстве. 45. Брат Рюрика. 46. Великий гуманист из Роттердама. 47. Особым способом оживленный труп. 48. Председатель нижней палаты парламента в Англии. 49. Греческий герой эпоса “Илиада”, ранивший самого Ареса. 50. Родовое имя автора “Реквиема”. 52. Город в Тверской области. 53. Растение, в котором используют пыльцу как пряность. 54. Растение семейства Толстянковые. 58. Одна из форм глагола в греческом и старославянском языках. 59. Древнегреческий математик. 62. Доказательство невиновности обвиняемого. 64. Одно из основных понятий геометрии. 68. Латинская буква, наиболее любимая математиками. 72. Столица Башкирии.

Кроссворд составил

Вадим МЕЛЕШКО

Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой.

Отто Людвиг

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте