search
main
0

Двадцать пять минут мастерства. Приемы, методики, технологии от «пятнашки» лауреатов

​Мастер-класс – одно из самых ответственных испытаний второго тура Всероссийского конкурса «Учитель года России», в котором участвуют 15 лауреатов. Дается на него всего 25 минут (включая вопросы жюри). Конкурсные правила задают формат – публичная индивидуальная демонстрация на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.). И ставят цель – демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта.

Денис Рочев, Гатчинская гимназия «Апекс» Ленинградской области, учитель немецкого языкаТема «Три шага в кооперативное обучение»Вместе с участниками и зрителями мастер-класса Денис Игоревич вывел определение кооперативного обучения – это интеграция всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика. Фокус-группу Денис Рочев пригласил в Германию, в языковой лагерь, где немецкие школьники изучают русский язык. Для такого путешествия надо знать хотя бы несколько элементарных фраз на немецком. Отрабатывая лексику, Денис Игоревич продемонстрировал прием, который использует со своими детьми, – «слово дня», которое надо повторять весь урок. Екатерина Федотова, средняя школа №23 Димитровграда Ульяновской области, учитель истории и обществознания Тема «Гражданская идентичность»Участники фокус-группы пытались ответить на вопрос: что такое гражданская идентичность? Актуальный аспект темы: что происходило с российской идентичностью в период присоединения Крыма к России? Екатерина Федотова пригласила на свой мастер-класс коллегу по конкурсу – преподавателя из Симферополя Татьяну Коваль. Фокус-группа задавала Татьяне вопросы. В финале Екатерина Викторовна ознакомила всех с основными принципами технологии формирования гражданской идентичности.Ирина Каминская, гимназия им. Басова Воронежа, учитель математикиТема «Неизменное в меняющемся» Ирина Анатольевна демонстрировала на своем мастер-классе проблемно-задачную технологию обучения математике. Работа фокус-группы началась с решения задачи. В процессе решения педагоги научились приему перетягивания площадей. А затем Ирина Каминская предложила им задать самим себе вопросы по поводу изученного приема, с тем чтобы в дальнейшем его использовать. Оказалось, это не так просто – задавать вопросы. Вот и школьники этого не умеют. А ведь процесс решения трудной задачи может быть организован в виде линейки вопросов. Происходит актуализация имеющихся знаний, дети понимают, как справиться с проблемой.Эдик Петросян, гимназия Новоуральска Свердловской области, учитель математикиТема «Учим учиться»«Что такое солнце? Что такое уравнение? Что такое логарифм?» Запоминая определения, дети тренируют лишь память. «Как сделать, чтобы ребята могли не заучивать определения, а самостоятельно их выводить?» – ставит проблему Эдик Аветисович. И дает ответ на этот вопрос своим мастер-классом. Чтобы научиться формулировать определения, надо, во-первых, знать их структуру, во-вторых, чаще практиковаться.Нэля Хлыпина, прогимназия «Интеллект» Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания, учитель начальных классовТема «Здоровым быть здорово»Нэля Владимировна посвятила свой мастер-класс интерактивным методам обучения – средству формирования универсальных учебных действий. С помощью фокус-группы лауреат конкурса продемонстрировала, как правильно говорить с детьми о здоровье. Педагоги работали над составляющими здорового образа жизни, факторами, которые влияют на здоровье человека, охарактеризовали факторы риска.Екатерина Владимирова, средняя школа №5 с углубленным изучением иностранных языков Новочебоксарска Чувашской Республики, учитель немецкого языкаТема «Работай с тем, что работает»Конкурсантка из Чувашии посвятила свое выступление сингапурской системе обучения. Техника «колесо достижений», которую представила Екатерина Владимирова, позволяет раскрыть в человеке лидерские качества. Основная цель использования этой техники – формирование коммуникативной компетенции и развитие речевых навыков. Екатерина Владимирова уверена, что без педагогических инноваций учитель не может обойтись: «Дети многое умеют, многое знают, но иногда не хотят учиться. Надо уметь перестраиваться».Александр Смолин, голышмановская средняя школа №1 Тюменской области, учитель физики и математикиТема «Энергия: беречь или отдавать?»С проблемой энергосбережения мы сталкиваемся, когда выбираем между люминесцентной лампочкой и лампой накаливания. Но ведь есть еще энергосберегающие дома, в которых солнечные батареи накапливают тепло и сохраняют его в холодное время года. К сожалению, знают о них не все, и уж тем более мало кто в них живет. Начав с проблемы энергосбережения в доме, участники мастер-класса перешли на уровень региона и в конце концов поняли, что это всемирная, глобальная проблема. И значит, решать ее всему человечеству.Екатерина Новикова, гимназия №1558 имени Росалии де Кастро Москвы, учитель испанского языкаТема «Каждый может говорить по-испански»Фокус-группа, приглашенная на сцену, для начала научилась представляться по-испански – называть имя и профессию. Затем Екатерина Новикова предложила коллегам выбрать из корзины предметы-символы. Шоколадка – символ сладкой жизни, глобус – символ путешествия по миру, мягкая игрушка – символ доброты… Символы превратились во фразы-пожелания. В финале мастер-класса ученики Екатерины Владимировны смогли самостоятельно повторить все изученные фразы.Алла Головенькина, средняя школа №1 Нурлата Республики Татарстан, учитель биологииТема «Все повторится вновь»«Принцип цикличности лежит в основе всей системы мироздания», – начала свой мастер-класс Алла Николаевна. И задала неожиданный вопрос: какие циклы связаны с яйцом, матрешкой и цветком? Дальше – блицзнакомство с приемами и методиками, например, с синектикой (метод сравнения двух объектов, которые обычно между собой никак не сопоставляются). Следом межпредметные связи. Их предлагает не только учитель, вспоминая цикличность истории, но и участник фокус-группы, читая блоковское «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Алла Головенькина подытожила: «Приемы, о которых я сегодня рассказала, способствуют активизации мышления». Татьяна Бернгардт, средняя школа №16 Ачинска Красноярского края, учитель начальных классовТема «Сам себе учитель»Что надо уметь, чтобы построить числовой луч? Фокус-группа обсуждает проблему, выслушивает информацию от своего наставника и пытается выполнить задание. Теории построения числового луча недостаточно, возникают затруднения. Участники фокус-группы находят ошибку, исправляют ее и справляются с заданием. Полезные навыки, которые пригодятся в жизни каждому, – умение ставить цели и их достигать, выявлять, каких умений не хватает, заполнять эти пробелы, контролировать и оценивать свои действия.Алексей Фоломкин, средняя школа села Ягодного Самарской области, учитель информационно-коммуникационных технологийТема «Использование разработки Mouse Mischief на любом этапе урока»Алексей Иванович ознакомил зал с особой «мышкой», которая помогает контролировать работу учеников на уроке по любому предмету. – Эти устройства могут использовать сразу несколько ребят (до 25 человек). Фокус-группа на мастер-классе Алексея Фоломкина не только успешно зарегистрировала в программе свои «мыши», но и выполнила несколько заданий и даже устроила соревнования. Необычные «мышки» не развлечение, а способ мотивации к обучению.Ольга Николенко, гимназия №4 Оренбурга, учитель биологииТема «Ткани»Наука о тканях называется гистологией. Фокус-группа дает определение ткани, из кубиков делает модель, пытается понять, почему в одном организме есть различные ткани. Затем Ольга Анатольевна предлагает коллегам работу в группах по ролям. Теоретики должны доказать, что кровь – это ткань, опираясь на учебный текст, конструкторы – сконструировать ткань, а генераторы – определить функции клеток крови. В конце участники мастер-класса провели рефлексию.Роман Азманов, средняя школа №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми, учитель физической культурыТема «Когда возвращаются смыслы…»Роман Тахирович напомнил залу: «От природы нам дано двигаться. Но родители предпочитают пить кофе, вместо того чтобы пойти поиграть с детьми в футбол». Чтобы помочь всем желающим преодолеть желание полежать на диване, Роман Азманов предложил изучить технологию блицобучения катанию на коньках с помощью имитационной доски слайдборд. У добровольцев на сцене, которые раньше никогда не вставали на коньки, все получилось! Можно смело идти на лед.Екатерина Гетманенко, ремонтненская гимназия №1 Ростовской области, учитель русского языка и литературы Тема «В начале была… красота»«Наши слова часто не затрагивают детские души», – посетовала Екатерина Геннадьевна. И противопоставила скучным урокам литературы технологию образно-эмоционального восприятия текстов. Для того чтобы понять, как она работает, лауреат выбрала творчество футуристов. В зале зазвучали стихи, а произведение Владимира Маяковского «Ничего не понимают» – даже дважды. Преподаватели различных школьных предметов рассмотрели стихотворение Николая Заболоцкого «Чертополох»  – подбирали к нему название, анализировали ключевые слова и даже рисовали.Анна Стельмахович, средняя школа №5 с углубленным изучением математики Магнитогорска Челябинской области, учитель литературы, ОРКСЭТема «Я есть то, что я вижу?»В группах педагоги рассмотрели религиозные образы мировых религиозных культур – буддизма, ислама и трех конфессий христианства. Читали статьи, анализировали иллюстрации и заполняли трехчастный дневник (прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо). Общаясь с коллегами, Анна Стельмахович использовала прием технологии проблемного урока Е.Мельниковой – подводящий и  побуждающий диалог. И завершила мастер-класс так: «Мне бы хотелось, чтобы мы перешли от внешнего диалога к внутреннему. Задайте себе вопрос: «Я есть то, что я вижу?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте