Лирика на физике
Читать стихи на уроке физики считается хорошим тоном. Очевидно, люди полагают, что физика настолько тяжелая и сложная наука, что без оживления лирикой ее воспринимать просто невозможно.
Не стали исключением и преподаватели физики, приехавшие на конкурс “Учитель года”. Ну скажите, мог ли обойтись без литературного “оживления” урока Николай Ста╡овойтов, который, до того как стать учителем и директором школы, работал режиссером-драматургом. А его коллега Светлана Коваль известна как автор методической разработки, которая прямо так и называется: “Поэзия на уроках физики”.
Не раз обращалась к стихам и физик Ирина лопаткина. Но на ее уроке поэзия была не просто “оживляжем” скучной науки, а являлась одним из примеров изучаемой темы. “Колебания” – так назывался урок, который псковская учительница дала московским одиннадцатиклассникам. Стихи с их игрой размеров и ритмов есть не что иное, как своего рода колебание – явление, пронизывающее всю Вселенную.
Колебания – процессы, точно или приблизительно повторяющиеся через одинаковые промежутки времени… Несмотря на разную природу колебаний, в них обнаруживаются одни и те же физические закономерности…
Из физического энциклопе-дического словаря
От стихов Ирина перешла к классической задаче о железном шаре, брошенном в шахту, пронзающую насквозь Землю. Все живо представили, как он, бедный, будет там колебаться.
Вспомнив основы гравитации, двинулись к концепции “пульсирующей Вселенной” – одна из современных космологических гипотез утверждает, что наш мир с определенной периодичностью то расширяется, то уменьшается.
Вскоре из макрокосмоса класс был перенесен в микрокосмос – свет, структура атомов, звук, излучение. Все это можно тоже рассматривать как формы колебаний.
Затем были приведены примеры колебаний в биологии начиная от глобальных экосистем континентов и заканчивая человеческим сердцем.
Экскурс по наукам продолжался. Дело дошло до химических экспериментов, где тоже можно наблюдать колебания. Кстати, это не слишком уж частый случай, чтобы преподаватель физики с такой уверенностью и аккуратностью проводил химические опыты (впрочем, реакция довольно тонкая, и без уверенности и аккуратности она просто бы не получилась). Весь класс, как на магическое действо, смотрел на жидкость в стакане, которая сама по себе приобретала то желтоватый цвет, то становилась бесцветной, то окрашивалась в рыжеватые тона.
Когда урок завершился, кто-то в коридоре бросил в адрес Лопаткиной: “Конечно, занятие красивое, но с точки зрения освоения содержания программы – полный ноль…”.
Действительно, такой урок вряд ли напрямую поспособствует готовности ученика отвечать на экзамене. Но зато именно здесь можно осознать принцип междисциплинарности, почувствовать логику науки, понять принципы самой физики.
Одна задача вместо многих
Задача. 1. Вопрос, требующий разрешения; то, что задано для решения, разрешения, например, неразрешимая задача для философа. Математический вопрос, для разрешения которого требуется путем вычисления найти какие-нибудь величины… 2. Цель; то, что необходимо осуществить… 3. Удача, успех, счастье; противоположно незадача. Например: “Во всем-то ему задача, что дивится народ даже” (Л.Толстой)…
Из Толкового словаря Д.Н.Ушакова
На следующий день конкурса был еще один такой урок “ни о чем”, запомнившийся, наверное, больше многих других “конкретных” уроков.
“Решение одной задачи” – так назвал свое занятие учитель математики из Ростова Геннадий Овсиенко. Подобная тема занятия могла бы вполне стать заглавием какой-нибудь художественно-философской книги. Да и саму схему урока можно превратить не только в средство обучения навыкам математики, но в своеобразный жизненный принцип.
Придумать задачу.
Придумать как можно больше возможных способов ее решения.
Придумать другую задачу.
Придумать как можно больше способов ее решения.
Сформулировать предыдущие задачи в общем виде и понять принцип их решения.
Придумать задачу, принципиально отличающуюся от предыдущих…
Логика этого урока довольно проста – вместо того чтобы мучить детей множеством разнообразных заданий, которые после решения вылетают из головы, нужно разобрать до самых корней, “до самой сути” один-единственный пример. Научиться решать ЗАДАЧУ, а не задачу N1, задачу N23, задачу N1267…
Глядя на то, как преобразуются задачи, как из конкретных ситуаций выводятся общие формулы, начинаешь понимать, что математика на уроке Геннадия Овсиенко – это язык. Не наука с ее гипотезами и экспериментами, не средство, которым можно решить ту или иную прикладную задачу, а именно язык, подобный русскому языку и нередко подчиняющийся аналогичным законам.
Григорий ТАРАСЕВИЧ
Один день из жизни конкурса
Утро. Раннее. Холодное. Урок информатики в третьем классе. Учительница обьясняет понятие алгоритма, приводя примеры из области общения человека с собаками и петухами. Внутри зреет скепсис: рассказывать сегодняшним подросткам про компьютер, ссылаясь на птичек и зверюшек, – это то же самое, что пояснять семнадцатилетнему акселерату основы половой жизни, апеллируя к пестикам и тычинкам.
Но проходит двадцать минут, и загораются мониторы допотопных КУВТов. Начинается обучающая игра. С лица жюри спадает невыспавшееся выражение, и слышатся комментарии: “Ты вот налево поверни и вверх!..”, “Ну нажимай, нажимай быстрее…”.
Дети, повернувшись к компьютерам передом, к жюри затылком, про себя думают: “Без вас обойдемся!” и смело ведут свою боевую виртуальную пешку на спасение виртуального же короля. Потом дети уходят…
Остаются компьютеры, жюри и учительница информатики Елена ма╡кеви╖…
В сверхдалеком сахалинском городе Томари, где она живет, нет даже светофоров. А преподаватель информатики всего один – Елена Федоровна. Зато программы, которые она вместе со своими учениками пишет на допотопных машинах, дадут фору многим западным бродилкам-стрелялкам и по увлекательности, и по образовательной ценности, и даже по графике.
Жюри и гости конкурса умоляют что-нибудь продемонстрировать. Запускается игрушка “Курочка ряба”. Восторг полный. Эмоций куда больше, чем у третьеклашек. Мышка наконец виляет хвостиком, и яичко разбивается. Начинается самоанализ.
Утро. Уже не раннее. Почти не холодное. До урока остается несколько минут. Жюри и гости сидят на местах. Учитель-конкурсант Геннадий Овсиенко медленно перемещается по коридору. За ним, словно хвост за кометой, движется человек пятнадцать ребятишек. С классом он знаком аж целых полторы минуты. Но уже вполне свой человек. Свой в доску настолько, что для него и задачки порешать не грех.
Начинается урок математики. У человека сорокалетний юбилей, а он открытый урок ведет. Впрочем, на сорок он явно не смотрится – больше тридцати дать сложно, наверное, виной тому моржевание, коим Геннадий занимается в часы досуга.
Нужно придумать задачу… Лес рук. Предлагают варианты. Один юноша заявляет: “Две лягушки прыгают из точек… со скоростью… какую раньше слопает жаба?” и т.д. Другой ребенок пишет задачу на доске и быстро решает. Жюри и гости пишут задачку на бумажках и пытаются решить. Звенит звонок. Учитель с печальным вздохом обьявляет: “Наш урок окончен…”. Дети расходятся. Жюри и гости сидят на месте и сверяют друг у друга ответы задачек, с которыми только что сражались шестиклассники. Не сходится.
День. Нормальный. Но все-таки холодный. Опять урок информатики. На этот раз на IbM. Его ведет Ирина ТАСКАЕВА. Почему-то информатика оказывается совмещенной с экономикой. Легкое удивление по этому поводу. Хотя, с другой стороны, вполне логично – бизнесом без компьютера сегодня можно заниматься, только продавая бананы на рынке.
Приходит группа одиннадцатиклассников. Ученики делятся на две подгруппы, каждая – акционерное общество. Цель – убедить инвесторов купить именно их акции. Инвесторами обьявляется жюри. Новоявленным АО раздаются задания.
Помещение погружается в тишину. Жюри и гостям скучно. Всем хочется заглянуть в листочки ребят, но как-то неудобно. До звонка осталось совсем чуть-чуть, и наконец-то дело доходит до предьявления результатов. Начинаются расспросы.
– А есть ли у вас “крыша”? – вопрошает крупный чиновник из Минобразования.
– Ну отстегиваем немножко рэкету, а так у нас все законно, – отвечает юный акционер.
– А оружием вы случайно не торгуете? – спрашивает все тот же чиновник.
– Да нет, мы уже два года только телевизоры производим – конверсия, понимаете…
Мнение жюри
Валерий САЛАХОВ:
“Мы удивлялись, как физик пишет стихи и ставит спектакли…”
На конкурсе “Учитель года” в качестве члена предметного жюри мне довелось быть уже второй раз. В номинации были представлены преподаватели физики, математики, информатики. Математики и учителя информатики попали на наш конкурс, уже пройдя Всероссийский конкурс инноваций в математике и информатике, то есть какие-то предварительные итоги уже подводились.
Очень приятно отметить, что учителя – из самых разных точек России, из глубинок. Некоторые живут в таких местах, где регламентирована подача электроэнергии, а почта доходит спустя месяц-полтора… Это вызывает определенные трудности в их работе. Удивляешься, что, несмотря на эти препятствия, преподаватели находятся на очень высоком профессиональном, методическом, научном уровне. Ведут не только практическую работу, но и пишут научные работы, исследования, разрабатывают всевозможные программы, методики, всячески способствуют повышению квалификации преподавателей в своем регионе.
Нужно отметить единство, которое было достигнуто в работе конкурсантов и членов жюри. Мы свободно общались, обсуждали проблемы, члены жюри сопереживали участникам. Конкурсанты держались с достоинством и действительно показали очень высокий профессионализм. И морально они были хорошо подготовлены. Был момент: мы приехали в школу с небольшим опозданием, так как водитель не знал маршрута, – буквально за десять минут до начала урока. Преподаватель не согласился с нашим предложением отодвинуть урок, перенести на завтра… Провел его на высоком уровне.
Мы впервые услышали об интеграции курсов экономики и информатики. Преподаватель Маркевич Елена Федоровна разработала целый комплект программ для компьютера, который можно использовать и в начальной школе, и в 5-6-х классах – по русскому языку, чтению, математике… Или, например, Светлана Коваль показала блочную систему работы по элементам методики Шаталова. Ирина Лопаткина провела развивающую игру. Николай Старовойтов показал систему оценки знаний, движение детей от практики к теории.
Еще надо отметить, что в этом году большое количество конкурсантов, которые работают не только преподавателями, но они еще и руководители учебных заведений или заместители. Чувствуешь, что директор сам показывает пример своим коллегам, на каком уровне нужно работать. Такой учитель – играющий тренер своей команды.
Подготовила Анна ПАНФИЛОВА
Комментарии