Василий Розанов когда-то написал: «Школа – это только и всецело: учитель – во-первых, учитель – во-вторых, учитель – в-третьих, и только в-четвертых – еще что-нибудь, ну, там, программа, штат, какое-то здание». Об учителе и его роли в современной школе, о его поражениях и достижениях, о новых вызовах говорили на заседании нижневартовского городского клуба «Лидер в образовании».Директор Департамента образования города Ольга Петровна Козлова, выступая, сказала, что самое главное богатство системы образования – это не здания, не компьютеры и оборудование, не технологии и методики, а люди. Люди, которые с охотой учатся. С интересом знакомятся с чужим опытом. С радостью делятся своим. Городская педагогическая элита – участники и победители конкурса «Педагог года», обладатели грантов Президента РФ и губернатора ХМАО – Югры – члены клуба «Лидер в образовании» реально влияют на формирование образовательной политики в городе, принятие решений, касающихся сферы образования.
Председатель комиссии по социальной политике Законодательного собрания округа Наталья Леонидовна Западнова как-то заметила, что сегодня представителям власти надо уметь слушать учителей, а не учить их, что и как делать. Они и сами прекрасно знают, что надо делать, чтобы достичь высоких результатов. Задача власти – поддержать их, обеспечив возможность реализации продуктивных идей и проектов. Время жестких указаний прошло.На «круглом столе», который прошел в рамках заседания клуба, говорили о едином государственном экзамене, роли и обязанностях общественных наблюдателей, моде на честность как при сдаче ЕГЭ, так и при проведении выборов, повышении заработной платы и критериях эффективной работы, новой модели аттестации и нехватке мужчин в школах.Заместитель председателя Комиссии по образованию Общественной палаты РФ Любовь Духанина, подводя итоги, сказала, что ни одно из высказанных предложений не останется без внимания, потому что для эффективной образовательной политики крайне важна обратная связь, и привела примеры, как учительское сообщество повлияло на изменения в процедуре проведения единого экзамена, окончательную редакцию Концепции выявления и поддержки одаренных детей, проект стандартов для старшей школы.После заседания клуба я с удовольствием ознакомился с выставкой, где были представлены научно-методические разработки, методики и технологии, принадлежащие участникам клуба, описание лучшего опыта. Сегодня мы нарушаем традицию и публикуем не стенограмму «круглого стола», а выдержки из статей и публикаций нижневартовских учителей. Может быть, они и вам пригодятся.Проживать вместе жизньСветлана ЗАГУРСКАЯ, учитель математики средней школы №10, победитель городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года-2011»Много тысяч лет назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый высокий дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие – советчика и друга, я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика в многоликом сегодняшнем мире.На дворе XXI век. Век скоростей, век интеграции, век информации… Мобильность, динамизм, интеллект, порыв образовательного духа – вот рэперы современной поколенческой идеологии. Традиционная система образования оказалась перед лицом новых вызовов, новых веяний. А что же учитель? Современный учитель овладел информационными технологиями, Интернет прочно вошел в его жизнь.Да только, я думаю, это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности, образования в целом.Вдумаемся в глубокий смысл русского слова «образование». ОБРАЗование – создание образа… ОБРАЗа своего «я». ОБРАЗа жизни. ОБРАЗа судьбы.Поэтому учитель сегодня не просто «формовщик детской личности» по емкой метафоре М.Поташника. Задача учителя сегодня – создать условия для САМОразвития, САМОвоспитания, САМОсовершенствования ученика.А каков он, мой ученик сегодня?Мой ученик любит жизнь, как и я. Он самостоятелен и в мыслях, и в поступках. Мой ученик не согласен со мной, спорит со мной, ведь только в споре рождается умение грамотно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Мой ученик критически воспринимает написанное и сказанное, пропуская все через себя. Мой ученик ответственен. Наконец, мой ученик чуть ироничен, а еще лучше – самоироничен.Часто, обращаясь к своим ученикам, я говорю: «Друзья!» Да, мы СОратники и единомышленники. УЧеник и УЧитель. Одинаковый корень и одна цель – узнать, постичь, открыть и найти себя. Главное – не воспитывать детей, а проживать с ними СОвместно ту часть жизни, когда нам посчастливилось быть вместе. Мне не стыдно учиться у своих учеников. Почему бы нет? Я учусь у них оптимизму, уверенности, самоиронии. А они нуждаются во мне. Это счастье – взаимопонимание ребенка и взрослого, духовная близость, СОпереживание, стремление к СОтворчеству и СОтрудничеству.Учитель и ученик – все время «МЫ», «у НАС», «ВМЕСТЕ»? Именно ВМЕСТЕ! Ребенок не объект образовательного процесса. Он, по словам М.Волошина, «непризнанный гений средь буднично серых людей». Когда же он становится гением? Наверное, в СОтрудничестве с педагогом и одноклассниками?! Как приятно на уроке не стоять у доски, а сидеть за партой вместе с учениками! А к доске по очереди и по желанию стремятся ребята со своими идеями и решениями! И урок меняет свою структуру и традиционное назначение, превращаясь в урок интеллектуального СОтворчества.У каждого учителя свои правила, свои аксиомы, свои формулы успеха, которые помогают ему найти путь к сердцу и уму ребенка.За время работы в школе сформулировала свои правила. Три моих «никогда» и три моих «всегда»:никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности;всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь;всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям.Все 14 лет работы учителем следую этим правилам.Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Между ними особые отношения, которые могут быть определены словами В.А.Сухомлинского как «высокая духовность». И если бы меня попросили раскрыть сущность их взаимоотношений, я бы нарисовала два сердца, бьющиеся в такт.Без программы собственного развития педагогу уже не обойтисьРегина КЛЕГЛЕЕВА, учитель русского языка и литературы, методист средней школы № 29Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя. Общеизвестно, основным документом для управления качеством образования на уровне образовательного учреждения является Программа развития, в которой прописана система измерителей, позволяющая соотнести цели и результаты на уровне учреждения. Начиная работу, мы понимали необходимость непосредственного участия в реализации программы развития или какой-то ее идеи. А для этого каждый учитель должен осмыслить целевые установки программы развития учреждения, выработать свой личный проектный документ, позволяющий ему непосредственно или косвенно, постоянно или временно, но участвовать в реализации программы развития. Это может быть программа собственного развития педагога, своего эксперимента, план реализации программы развития школы, но обязательно содержательно связанные с программой развития учреждения.Механизмом управления программой является мониторинг. Следовательно, как и в программе развития, у педагога должен быть сформирован мониторинг качества образования или мониторинг реализации программы действий со стартовыми показателями, с индикаторами ожидаемого результата по годам и итоговыми показателями на конец реализации программы. Причем показатель, реализуемый в программе педагога, должен соответствовать показателю программы развития учреждения и программы развития города. С 2008 года в практику работы нашей школы введена система инновационной оценки деятельности педагогов «Портфолио учителя» как форма мониторинга качества образования на уровне педагога. На педагогическом совете были утверждены структура портфолио, перечень документов, подтверждающих показатели по каждому критерию, рейтинговая таблица оценки деятельности учителя – сводная таблица критериев по всем показателям, на основании которых производится экспертная оценка. Система измерителей позволяет соотнести цели и результаты работы каждого учителя с результатами работы школы, выстроить рейтинг участия педагогов в реализации программы развития.Портфолио учителя нашей школы является фиксированной прямой профессиональной характеристикой педагога, позволяющей администрации школы достаточно объективно оценить деятельность учителя как предметника и классного руководителя. В конце учебного года портфолио проходит первичную экспертизу на уровне предметного методического объединения, далее при необходимости вносятся коррективы и портфолио передается в методический совет. Методический совет осуществляет экспертную оценку портфолио, которая является определяющей при установлении надбавок стимулирующего характера по новой системе оплаты труда. На основании проведенной экспертизы составляется Мониторинговая карта оценки деятельности педагогического работника. Данный документ отражает результаты педагогических достижений учителя за прошедший учебный год. Далее мониторинговые карты сдаются в административный совет школы, где дополняются показателями «Деятельность учителя, направленная на создание и развитие имиджа школы», «Исполнительская дисциплина». В итоге формируется рейтинг педагогов школы, определяется количество баллов для оплаты труда.Диалог на расстоянииСветлана РАЧКО, учитель биологии средней школы №29 Характер и объем использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого учителя варьируются, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации учащихся, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.На начальном этапе учителю также необходимо продиагностировать уровень умения работать с текстовыми редакторами, средствами телекоммуникации. Учитывая уровень готовности к применению дистанционных форм обучения, научный руководитель проводит одно или несколько очных практических занятий, на которых обсуждаются план работы по теме исследования, использование телекоммуникативных средств, возможное время дистанционного онлайн-, оффлайн-общения; учитель знакомит юных исследователей с системой хранения, ускоренного поиска и обработки информации, ученики практикуются в использовании запланированных ИКТ. Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволит педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.Учитель может включать приемы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определен круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объем работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности учащихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в начальных классах.Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернета?Дистанционный диалог «учитель – ученик» может осуществляться с помощью специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы. На веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частями исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т. д.Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, так как ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Научный руководитель может разместить наиболее значимые ссылки на сайты, где ученик найдет нужную информацию. В настоящее время я планирую разработать дистанционный курс «Основы исследовательской деятельности». Этот курс будет построен следующим образом: на страницах школьного сайта, персонального образовательного блога будут размещаться поэтапно уроки по выбору темы, постановки целей и задач исследования, плана исследования, изучения и отбора нужной информации, составления плана практической части работы, оформлению результатов. Курс будет рассчитан на один учебный год. Публикация уроков отсрочена во времени. Каждый урок будет содержать не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Выполненная работа должна быть размещена учащимися на сайте. На форуме можно будет задать вопросы по выполнению задания , а также оставить свои комментарии к работе других школьников. Такая работа не заменит полностью индивидуальную работу, а просто сократит потерю времени. Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволит мне наиболее результативно решать поставленные задачи активизации познавательного интереса учащихся. Портфолио учителя: новый уровеньВера ШАКЛЕИНА, методист средней школы №2 «Многопрофильная» Электронный портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования школы и города. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.Для нас портфолио учителя – это, во-первых, средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности, и, во-вторых, коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации образовательного процесса. Современный учитель, владея навыками информационных технологий, собрав электронные наработки, может наглядно отразить динамику своего профессионального развития. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов.Практическая значимость и новизна такой работы заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.Электронный портфолио учителя представляет собой, с одной стороны, личное портфолио учителя, с другой стороны, аккумуляцию и осмысление опыта других педагогов, методистов, специалистов в области новых информационных технологий. В нем отводится место для самостоятельной и творческой деятельности как учителя, так и его учеников.Администрация и методическая служба школы видит свою роль прежде всего в создании необходимых условий для организации современного процесса обучения с применением портфолио, в идее которого заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Обученность и обучаемость: что важнее?Татьяна КОРОТКОВА, учитель математики средней школы №13 Перед современной школой поставлена задача – формирование личности через образование. Возникает проблема выстраивания образовательной среды таким образом, чтобы у каждого ребенка развивать механизмы природной и социальной адаптации. Современный учитель в средней школе обучает учащихся с различными сторонами интеллекта. Структура интеллекта в наибольшей степени определяет направленность интеллекта: математическую, гуманитарную, техническую. Учитель средней школы обучает математике учащихся в одной группе (классе) с разной направленностью интеллекта. Предположим, что можно разработать методику преподавания математики, сменив вектор изучения предмета «ученик для математики» на вектор «математика для ученика». То есть обучать не всех, а каждого с учетом направленности его интеллекта.Методики подобного типа рассматривались в различных технологиях. Основная идея, которая объединяет их, – это индивидуальный подход к каждому учащемуся в совместной деятельности в группе (классе).Мной разработана методика преподавания математики, вплетающаяся в одну из наиболее гуманных технологий – педагогику сотрудничества, основывающуюся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай как я».Сотрудничество объединяет учителей, родителей, детей, так как математика является особым предметом, развивающим память, наблюдательность, логику, гибкость мышления, рациональность к подходу решения задач, умения проводить аналогию в объектах и находить отличительные черты между ними, умение абстрагироваться и применять математические знания в конкретных жизненных ситуациях для быстрого их решения.Родители и ученики знакомятся с тремя целями обучения математике в образовательной школе: грамотный гражданин должен иметь минимум математических знаний и навыков, необходимых в быту, в практике (практическая цель); часть учеников должны быть подготовлены для продолжения учебы в высшей школе (специальная цель); каждый гражданин должен иметь развитое самостоятельное логическое мышление: навыки анализа, сопоставления, обобщения, вывода правильных заключений и опознавания ложных (высшая цель). Затем родители и дети с помощью учителя определяются, в какой мере необходима математика в их жизни, и ставят перед собой цели обучения математике.Следуя педагогике сотрудничества, учитель математики должен помочь ребенку сохранить свою индивидуальность в интеллектуальном и нравственном развитии. Основные идеи педагогики сотрудничества, на которые опирается учитель: обучение в зоне ближайшего развития (ЗБР), учение без принуждения, идея опережения, идея крупных блоков, идея свободы выбора, идея совместной деятельности учителя и ученика. Одно из центральных мест отводится диагностике уровня обучаемости (ЗБР) и уровня обученности. Обучаемость по математике – характеристика психики ребенка, которая составляет резервы его развития, будущие его возможности по предмету, восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни математического развития. Мною разработана диагностика уровня обученности по математике. Зона ближайшего развития определяется в начале изучения каждой темы. Происходит это после изложения нового материала, первичного его закрепления на конкретных и общих примерах, а также после демонстрации образца применения его в нестандартной ситуации. Приведу пример теста по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» (геометрия 9-го класса). Задание состоит из четырех частей.Первое задание на различие понятий – синуса, косинуса, тангенса. Оно показывает, как учащийся понимает определения этих понятий.Второе задание на применение синуса угла при нахождении площади треугольника с заданными сторонами. Это задание, выполненное верно, показывает, как учащийся понимает присутствие синуса угла в правиле для нахождения площади треугольника.Третье задание показывает, как учащийся понимает применение теорем синуса и косинуса для решения задач по рисунку. Четвертое задание требует от учащегося умения выражать величину из формулы, а также применения своих знаний для определения вида треугольника по значению косинуса. На первом этапе изучения темы это задание можно считать творческим.Работа рассчитывается на 15 минут. Когда 3-4 ученика класса выполняют задание, листочки собираются. Если выполнены четыре задания, это высокий, третий уровень обучаемости; три задания – это средний, второй уровень обучаемости; два задания – это низкий, первый уровень обучаемости. По результатам теста ученик с помощью учителя намечает пути дальнейшей работы. При дальнейшем изучении темы зону ближайшего развития необходимо определять на каждом занятии. Например, по результатам проверки выполнения домашнего задания.Очень важным элементом обучения после определения зоны ближайшего развития является постановка цели деятельности. Учащийся ставит перед собой цель перед каждым учебным занятием. Этим он программирует себя на продуктивную деятельность в течение всего занятия.Ученики чувствуют эмоциональную сопричастность собственной деятельности и деятельности других, работая в парах, общаясь друг с другом.Обучение ведется с опорой на теорию, обязательно показывается связь с изученным ранее. Поэтому учащиеся осознанно относятся к каждому новому факту. Соблюдается принцип самоосознания в теме. С учащимися проводятся практические работы и обучающие самостоятельные работы, где присутствует консультация учителя. Создаются самими учащимися карточки – справочники, памятки по темам. Каждый учащийся выбирает тот уровень, к которому он сегодня готов. Учащийся видит себя, проверяет свои силы, подводя промежуточные итоги своей деятельности при выполнении промежуточных уровневых самостоятельных работ.Особое внимание уделяется выработке грамотной математической речи. Учащимся объясняется, что математический язык, как и язык физики, химии, биологии, имеет свои специальные термины и без овладения им изучение математики невозможно.Обязательно подводятся итоги урока, рассматривается, что достигнуто на уроке и что предстоит еще изучить на следующих уроках, чтобы тема была полностью раскрыта.Учащиеся ориентируются в теме, видят перед собой перспективу. Задается уровневое домашнее задание, которое не допускает перегрузки учащихся и учитывает природосообразность каждого учащегося.В конце изучения темы проводится диагностика обученности, то есть определение имеющегося к сегодняшнему дню запаса знаний, сложившихся способов и приемов их приобретения, прошлого опыта учащегося.Подводятся итоги изучения темы. Приведу пример задания на определение уровня обученности по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».Первое задание предусматривает одношаговую задачу на применение формулы площади треугольника:1. Найдите площадь треугольника АВС, если АС=7 м, ВС=4 м, С=450.Второе задание предусматривает действия по нахождению недостающих элементов треугольника с использованием изученной теоремы синусов. Величины углов берутся табличные. 2. Используя теорему синусов, решите треугольник АВС, если АВ=8 см, А=300, С=450.Правильное выполнение первого и второго заданий соответствует первому уровню обученности, то есть учащийся знает основные понятия темы и выполняет элементарные действия.Третье задание предусматривает действия по нахождению недостающих элементов треугольника с использованием теорем синусов и косинусов, а также умение пользоваться таблицей Брадиса для нахождения синусов и косинусов углов любой величины.3. Решите треугольник АВС, если АВ=5 см, АС=7,5 см, А=1350.Правильное выполнение первых трех заданий соответствует второму уровню обученности, то есть учащийся может установить связь между элементами и правильно применить теорему, найти синус и косинус любого угла.Четвертое задание предусматривает применение всего изученного материала по теме, знание свойств равнобедренного треугольника и биссектрисы угла. 4. В треугольнике АВС АВ=ВС, ВАС=2, АЕ – биссектриса, ВЕ=а. Найдите площадь треугольника АВС.Правильное выполнение четырех заданий соответствует третьему уровню обученности, то есть учащийся овладел учебным материалом в полной мере, показывает свои знания в нестандартной ситуации.Таким образом, учебный материал может быть усвоен на базовом, репродуктивном и творческом уровнях. Критерии оценивания ученикам известны, появляется уверенность каждого в достижении своей цели. Таким образом, педагогика сотрудничества решает задачу раскрытия «я-концепции», что ведет к формированию здоровой психики ребенка. Результаты наблюдений в четырех классах (два десятых и два одиннадцатых, 76 учащихся) показали, что учащиеся усваивают знания по математике следующим образом (средние значения). В 2009-2010 учебном году: по алгебре:по геометрии:Результаты наблюдений в пяти классах (один девятый, два десятых и два одиннадцатых, 126 учащихся) в 2009-2010 учебном году:по алгебре:по геометрии:Из анализа содержания таблиц видно, что в результате выбранной методики происходит увеличение количества учащихся творческого уровня, меняется количество учащихся среднего уровня. Все учащиеся овладели базовыми знаниями по математике. Результаты показывают, что методика прогрессивна.В качестве рекомендации для работы специалистов-математиков в средней школе будет то, что зону ближайшего развития можно определять в любой форме, например при проверке домашней работы по аналогичным заданиям, но обязательно, чтобы задание творческого уровня отличалось по сути от задания в домашней работе. Свои творческие способности по математике учащиеся могут развить далее в исследовательской деятельности или при решении нестандартных задач в различных олимпиадах по предмету.
Комментарии