«Кроличья лапа» – так называется новая картина режиссера Наны Джорджадзе, которая выйдет в российский прокат 11 февраля. Красивая романтичная мелодрама, просмотр которой весьма уместен накануне Дня всех влюбленных, при этом очень несовременная. Впрочем, последнее обстоятельство ее не портит.
«Лапа» – такое прозвище молодая ленинградская художница Аля (Светлана Щедрина) получила от своего друга детства Мити (Евгений Ткачук). Не только потому, что ее фамилия Лапушкина, есть еще причина: когда Митя играет в азартные игры, а она сидит рядом с ним, ему везет. Так что иногда Аля служит талисманом, кроличьей лапкой. Ведь в некоторых культурах лапка используется как амулет, который приносит удачу, поскольку имеет тесное соприкосновение с источником жизни – землей. И вот тут есть некоторая ирония, потому что Аля, типичный представитель ленинградской богемы конца 1980‑х годов, парит над обыденностью. Живя с сыном в старой коммуналке, получая крохотную зарплату в детском издательстве, отказывается однажды продать за валюту кукол-ангелов, которых мастерит в свободное время. Они, дескать, больны!
А покупатели, к слову, французы – сдержанный улыбчивый Николя (Николя Дювошель) и его более разговорчивый и тоже улыбчивый друг Пьер. Они попадают в комнату Али весьма нетривиальным путем. Точнее, она их пригласила, но каким образом: увидела во дворе и на их вопрос «Где можно купить еду?» сказала, лучась своей неподражаемой улыбкой: «А пойдемте к нам, что-нибудь найдется!» Ее счастье, что незнакомцы оказались образованными иностранными архитекторами. К тому же у Николя есть русские корни – его бабушка родом из России, когда-то она покорила уроженца Лиона Шарля, дедушку героя (Пьер Ришар).
Аля – сама искренность и радушие. Накрывает небогатый, но сытный по тем временам стол, включает музыку. Чуточку грустнеет, узнав, что Нико (так она называет симпатичного гостя) женат, но тут же встряхивает кудрявой головкой и приглашает его на танец. Ведь никто не может запретить столь невинное удовольствие, так почему нет? Другого такого званого вечера может и не быть.
«Не смей, – предостерегает друга Пьер, догадавшийся о его чувствах, когда они покидают квартиру Али. – Это самый опасный тип женщин. Я прекрасно понимаю, что невозможно устоять. Эмоциональна, лабильна, чувственна. Сколько серьезных людей обожглись на контакте с такими очаровательными…»
Но как запретить сердцу? Любовь вспыхнула, и если бы только у одного Николя. Аля тоже готова провести с ним всю жизнь. Однако если препятствие в лице жены возлюбленного по имени Жульетт (Беренис Баоо) исчезает, то другое, о котором Лапушкина и не подозревала, становится еще мощнее… А ведь есть еще и куда более мощные барьеры – границы государств, как с ними быть? Удастся ли россиянке и французу остаться вместе?
Петербургская актриса Светлана Щедрина прекрасно сыграла роль странноватой и очаровательной женщины, доверчивой, чувственной и часто беззащитной, попадающей в беду из-за этих своих качеств. С Николя Дювошелем они составили хороший актерский дуэт. В ролях второго плана здесь заняты такие замечательные профессионалы, как Евгения Добровольская, Александр Половцев, Олег Гаркуша. Отмечу, что с мэтром французского кино Пьером Ришаром режиссер сотрудничает не впервые: он уже снимался у Джорджадзе в проектах «27 украденных поцелуев» и «1001 рецепт влюбленного кулинара».
Автор сценария фильма – Ирина Лукинова. Нана, говоря о том, чем ее привлек сценарий, отмечала: «Такими тонкими нюансами. Не самой историей, хотя она замечательная, а вот этими тонкими нитями, паутинкой, которой герои связаны друг с другом, с миром, с окружающей средой, с событиями. Это такое хрупкое хождение героев по тонкому льду. Они подвешены между небом и землей. Они реальные, земные и совершенно ушедшие в астрал, и летающие между звезд. Это поразительная, тонкая, красивая, романтичная история. Это будет фильм даже неизвестно из 90‑х или из современности. У меня вневременные фильмы получаются».
Как уже было сказано выше, фильм «Кроличья лапа» красив и романтичен, сделан в духе старых добрых французских картин. Поскольку он является копродукцией России, Финляндии и Бельгии, его французскую часть снимали в бельгийской глубинке, в Bioull – практически в единственном замке страны, окруженном виноградниками. Примечательный факт: дворец оказался жилым, однако съемочная группа была настолько потрясена его сходством с тем, что было подробно описано в сценарии, что уговорила хозяев согласиться на проведение у них съемок. В этих интерьерах поэтически звучат фразы опытного винодела Шарля о том, что цвет – это одежда напитка, а очарование букета составляют цветочные ноты, дополненные запахами мха, грибов… Эстетическое совершенство ленты во многом обусловлено операторской работой Михаила Квирикадзе, получившего за нее приз на XVIII Российском фестивале кино и театра «Амурская осень» в Благовещенске.
Да, здесь нет образа сильной леди, здесь портрет героини жертвенной, часто страдающей от мужской агрессии и подлости, прописан акварелью и карандашом. Это несовременно, с другой стороны, всегда ли нужна воинствующая актуальность? Наверное, все же нет. И сила женщины иногда действительно кроется в ее слабости…
Комментарии