Продление срока обучения в средней школе с семи до девяти лет существенно повысило средний коэффициент интеллекта норвежских старшеклассников; из этого следует, что интеллектуальное развитие человека не останавливается в детстве и продолжается в юности, пишут норвежские социологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Многие ученые считают, что основные познавательные и другие умственные способности человека закладываются уже в раннем детстве и практически не меняются во время обучения в средних и старших классах школы. Эта точка зрения поддерживается многочисленными тестами IQ, которые редко фиксируют интеллектуальные «взлеты» и «падения» в разное время жизни человека.
Кристиан Бринч (Christian Brinch) из Норвежского центра статистики в Осло и Тарин Галлоуэй (Taryn Galloway) из университета Осло обнаружили, что это далеко не так, сравнивая показатели IQ молодых норвежцев до и после образовательной реформы 1960 годов.
В ходе этой реформы правительство Норвегии заменило систему семилетнего образования на девять лет обучения в унифицированной средней школе и разработало единую систему государственных экзаменов. В целом модернизация обучения в школе затронула только старшие классы и никак не коснулась работы младшей и средней ступени среднего образования.
Как отмечают ученые, это позволило им оценить то, насколько мог измениться средний уровень IQ у выпускников новых школ, не опасаясь за возможные погрешности и помехи.
В качестве исходного материала для вычисления среднего IQ социологи использовали архивы норвежской армии и других государственных органов, собирающих информацию о гражданах страны. По закону о всеобщей воинской повинности, каждый юноша-норвежец проходит тест IQ во время медицинского осмотра в возрасте 19 лет.
Ученые сопоставили результаты тестов с длительностью обучения и типом образования юношей, которые они узнали, изучив данные всеобщей переписи населения 1980 года.
Использовав сложные статистические выкладки, социологи вычислили средний коэффициент IQ для молодых людей, живших за пять лет до реформы и через четыре года после нее, и сравнили их. Оказалось, что разница между этими периодами составляет примерно 0,6 пункта, что в три раза превышает ежегодный показатель так называемого «эффекта Флинна» — феномена постепенного прироста IQ — для населения Норвегии.
Ученые проверили свои выводы, проанализировав аналогичным образом те временные отрезки, в течение которых реформы не проводились. Ни в одном случае похожие выводы не наблюдались, что подтверждает точность выкладок Бринча и Галлоуэй.
Кроме того, статистическая корректность выводов социологов подтверждается тем, что результаты вычислений не сильно меняются, если из анализа исключаются те регионы, в которых реформа проводилась заметно раньше или позже, чем в остальных регионах Норвегии.
Таким образом, увеличение продолжительности среднего образования и его интенсификация стали одним из факторов, поспособствовавших росту среднего IQ у норвежских молодых людей. Это свидетельствует в пользу того, что интеллектуальные способности человека формируются не только в детстве, но и в юности, заключают авторы статьи.
По материалам rian.ru
Комментарии