Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Два класса отучились – пора жениться? Выпускник из таборных цыган – большая редкость

Учительская газета, №43 от 23 октября 2012. Читать номер
Автор:

Средняя школа имени Г.И.Успенского расположена в деревне Сябреницы Чудовского района Новгородской области. Деревня, находящаяся в одном километре от райцентра Чудово, известна как былое место жительства русского писателя Глеба Ивановича Успенского. Серый двухэтажный дом Успенского, в котором с 1935 года открыт музей, – главная достопримечательность Сябрениц. Писатель жил здесь с 1879 по 1889 год, а поселился в Новгородской губернии, по свидетельствам биографов, для того чтобы изучать жизнь крестьян и рабочих.

Начальная школа имени Г.И.Успенского была построена рядом с домом писателя в 1907 году. Писатель и его родные старались просвещать и детей, и взрослых жителей Сябрениц. Так, в 1880-х годах в деревне была создана крестьянская консерватория. Зять Успенского, архитектор Степан Кричинский, спроектировал для этой цели хоровой дом, в котором в 1913 году состоялся первый музыкальный концерт крестьянского хора.Первоначальное здание школы имени Г.И.Успенского сожгли фашистские оккупанты в годы Великой Отечественной войны. Нынешняя средняя школа, по-прежнему носящая имя писателя, открыла свои двери для учеников в 1963-1964 учебном году.В Чудово – из Чернобыля25 лет назад в райцентре Чудово обосновалась крупная община цыган-котляров. К слову, это цыганское поселение на территории Новгородчины считается третьим по величине на Северо-Западе России, его обходят по численности только цыганские общины в Ленинградской и Архангельской областях.Кочевой и вольный народ – цыган – массово принудили к оседлости в 1956 году указом Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». После указа исчезли на дорогах страны пестрые кибитки с развевавшимися по ветру разноцветными лентами. Многие кочевавшие цыганские семьи получили прописку и государственное жилье – чаще всего комнаты в бараках. Но цыгане-котляры все равно продолжали селиться в собственных домах компактно, по возможности отдельно от остального местного населения. Тех цыган, что ныне живут в Чудове, на Новгородчину привела беда. Цыганская община переехала сюда из Гомельской области, после того как произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Пришлось бросить обжитые дома и отправиться на Северо-Запад России.На окраине города Чудова быстро выросли большие дома, цыгане сами проложили дорогу, несколько улиц, протянули электричество, в некоторых домах даже появился водопровод. Самым удивительным проектом стало создание… таборной школы. Две школы – одна жизньВначале маленькая школа, организованная цыганами в городе Чудове, имела статус негосударственной. Содержалась она на средства цыганской общины. Учились здесь только дети цыган и только до 4-го класса. Почему? Многие цыганские девочки по традиции выходят замуж уже лет в 13, близки им по возрасту и потенциальные мужья. А так как и учиться цыгане начинают порой не в 7 лет, а позже, то в цыганской школе города Чудова и такие случаи бывают: девочка ко второму классу не только замуж выйти успевает, но и имеет уже одного-двух собственных детей…Несколько лет назад благодаря сотрудничеству между цыганской общиной и муниципальными властями начальной цыганской школе в городе Чудове был присвоен статус государственной. Теперь это городская школа №6, имеющая лицензию и аккредитованная по нужной форме. Но всех детей, которые хотели бы здесь учиться, школа вместить не может. Поэтому цыгане все чаще стали отдавать своих ребятишек в уже знакомую нам школу имени Г.И.Успенского в деревне Сябреницы. Всего один километр до места учебы проехать – не так много. Но, что скрывать, были поначалу опасения и у самих цыган, и у руководства обеих школ – получится ли у детей двух разных национальностей вместе учиться и дружить?Сейчас, когда соответствующий опыт уже накоплен, директор школы в деревне Сябреницы Ирина Гаврилюк говорит, что опасения были напрасны. – Никаких масштабных конфликтов между детьми русской и цыганской национальностей за все эти годы в нашей школе не было, – говорит Ирина Александровна. – Дети есть дети, они могут и поссориться, и помириться. Но вражды и нетерпимости друг к другу нет. Может быть, это потому, что школа наша сельская. А сельские ребятишки, я считаю, как правило, более терпимые, толерантные к людям другой национальности. Ведь все мы живем рядом. А значит, должны уважать друг друга. Когда порой смотришь телевизионные передачи, действительно убеждаешься, что проявления межнациональной розни, конфликты на национальной почве возникают у нас в стране довольно часто. Но, мне кажется, это более характерно для больших городов. Можно и не говорить громких слов о толерантности, терпимости. Но если взрослые разных национальностей умеют мирно жить друг с другом рядом, глядя на их пример, так же поступают и дети. Как правило, дети цыганской национальности приходят учиться в нашу школу в начальные классы. Небольшой процент продолжает учебу после 5-го класса. В основном даже те, кто решил учиться подольше, прекращают обучение в 7-м классе. Причина – традиция ранних браков. У цыганских девочек, вышедших замуж, рано появляются дети. А мальчики по негласным правилам должны содержать свою семью, работать. Поэтому у нас в школе пока есть только один прецедент, когда юноша из цыганской семьи окончил все 11 классов. Это произошло два года назад. Можно сказать, что все цыгане, живущие в нашем районе, делятся на таборных и тех, кто, как мы говорим, обрусел – ушел из табора, живет отдельно, своей семьей. Так вот этот наш выпускник – из таборных цыган, для большинства которых нехарактерно получение полного среднего образования. Можно сказать, что это  выдающийся случай.   Я думаю, что должна назвать имя этого нашего выпускника, потому что этот человек может быть образцом для подражания для всех своих сверстников любой национальности. Рамеш Янополь учился в нашей школе с 1-го класса. Это был блестящий ученик, с высоким уровнем воспитания, кругозора, развития речи. Сейчас Рамеш учится на историческом факультете Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого в Великом Новгороде, областном центре. После окончания вуза он планирует вернуться в родные края и  работать учителем в нашей или начальной цыганской школе в городе Чудове. А брат Рамеша, Сулейман, оканчивает в 2013 году 11-й класс нашей школы и хочет поступать на медицинский факультет НовГУ имени Ярослава Мудрого.   – Удается ли вам и вашим учителям вовлекать детей цыганской национальности в общешкольные мероприятия? – интересуюсь я у Ирины Александровны. – Как сплотить детей, особенно если в семьях другой национальности, я не имею в виду именно цыганскую, что-то, возможно, находится под запретом?- Эти ребята у нас везде участвуют, не избегают никаких мероприятий! На спортивные соревнования приходят обязательно, – отвечает директор. – Ну а в конкурсах художественной самодеятельности им равных нет! Здесь как раз ярко проявляются таланты детей цыганской национальности, их прирожденные музыкальные способности, умение красиво, пластично танцевать. Они выступают на конкурсах с большим удовольствием. Говоря о проблемах образования детей цыганской национальности, Ирина  Гаврилюк затронула еще одну очень важную тему. Часто причиной недостаточно хорошей учебы таких ребят в школе является отнюдь не недостаток способностей, а отсутствие подготовки к учебе. – Если русские малыши практически все посещают до школы детский сад, то у цыган это не принято, – поясняет свою точку зрения Ирина Александровна. – А ведь программа предшкольной подготовки в детском саду подразумевает развитие памяти, речи, пространственного мышления, подготовку к чтению и письму. Еще одной проблемой является то, что в домашней обстановке они привыкли разговаривать не на русском, а на родном языке.От редакцииКакая школа успешнее – общая в Сябреницах или отдельная, цыганская, в Чудове? Учить детей других национальностей в отдельных школах, наверное, проще. Но дать полноценные знания таким молодым людям, как Рамеш Янополь, на данный момент способны только русские школы  из-за полноты преподавательских кадров, лучшего финансирования, наличия преемственных программ. Да и вливаться в общенациональное сообщество тем цыганам, кто захочет продолжать учебу или начинать карьеру, легче через опыт совместной школы – мини-модели взрослой жизни. Одним из возможных вариантов адаптации цыганских детей к первым классам русских школ может стать создание специальных подготовительных классов. Проблема же тех цыган, кто не может продолжать обучение в среднем и старшем звеньях школы, потому что создал семью, тоже имеет способы решения – через экстернат, вечерние школы, дистанционное обучение. Новгородская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту