Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка, который становится периодом наиболее стремительного физического и психического развития, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Особенность этого периода, отличающая его от других последующих этапов развития, то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.
Первый социальный институт в жизни ребенка – семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Второй социальный институт в жизни ребенка – детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад, у него возникают представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы и правила.
Основная функция детского сада как социально-образовательного учреждения – оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также корректировать проблемы в их поведении и развитии. Одна из основных задач детского сада – вовлечь ребенка в процесс обучения в детском саду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учится с ними взаимодействовать, усваивает правила общения.
Находясь в детском саду в компании сверстников, ребенок общается с детьми по общим правилам. Среди ребят он находит себе товарищей. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду.
В детском саду помимо групп полного дня могут быть также организованы группы кратковременного пребывания. Детей набирают разновозрастных, и дети в таких группах прекрасно учатся приспосабливаться к нуждам других.
Одно из преимуществ групп кратковременного пребывания – это то, что детей там меньше, чем в обычных группах, что уменьшает вероятность распространения инфекционных заболеваний, а также позволяет наиболее эффективно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
В нашем детском саду с сентября 2009 года работают две группы кратковременного пребывания – «Адаптационная группа» для детей раннего возраста и группа для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Играя, обучаюсь».
При организации занятий с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения, используются программы, рекомендованные Минобразования России (письма Минобразования России 24.03.1995 г. № 42/19-15, 29.01.1996 № 90/19-15).
Адаптационная группа помогает адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и обеспечению ранней социализации. Малыши находятся в детском саду с 7.30 до 10.30. За эти три часа воспитатели проводят с ними занятия, игры, помогают научиться общаться и вместе играть. Также малыши посещают музыкальные и физкультурные занятия, бассейн, лего-комнату. Занятия специалистов с детьми, посещающими эту группу, строится на единых принципах. Ведущим стал онтогенетический принцип: при проведении занятий нами учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
Для более эффективной работы немаловажную роль играет активное участие родителей в воспитании и развитии ребенка. Большое внимание в нашей работе уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист – ребенок – родитель». В ходе занятий мы обращаем внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, знакомим родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
Педагог-психолог, работая с родителями, дает рекомендации другим специалистам, то есть обеспечивает единство подхода и стиля общения.
Группа «Играя, обучаюсь» предназначена для детей от 3 до 7 лет. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем становится важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
«Играя, обучаюсь» – группа, в которой с помощью игр ребенок входит в мир реальных, жизненных ситуаций, осваивает социальный опыт взрослых: знаний, умений и навыков, способов действий и моральных норм и правил поведения.
Организация работы группы строится на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игре с учетом индивидуальных, личностных особенностей и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и задачами развития, определенными данной программой. В этой группе реализуется личностно ориентированная модель воспитания, целью которой является обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, формирование личности, развитие индивидуальности.
Воспитательно-образовательный процесс проходит в тесном сотрудничестве с семьей, влияет на формирование грамотной родительской позиции: уважительное отношение к ребенку, умение поддержать его, осознание своих возможностей в образовательной и развивающей работе с детьми.
В октябре наши дети работали над созданием сказки. Все персонажи любимой детской сказки и декорации были приготовлены при активном участии родителей из съедобных материалов – овощей. В процессе приготовления поистине волшебной сказки ребята проявили свои творческие способности и самостоятельность. А по окончании у них была уникальная возможность почувствовать себя маленькими актерами в созданном своими руками театре и показать свою сказку малышам.
В ноябре 2009 года в нашем детском саду прошла Неделя игры и игрушки, которая стала итогом большой проделанной работы. Мы постарались организовать ее так, чтобы она осталась в памяти не только детей, но и взрослых. Для родителей были разработаны и проведены специальные досуги, на которых премудрость изготовления кукол передавали папам и мамам.
Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие составляет фундамент когнитивного развития, а также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности. Наша работа с детьми, посещающими эту группу, направлена на развитие психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), накопление и расширение сенсорного опыта, формирование представлений об окружающем мире.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Ни для кого не секрет, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка умению взглянуть на ситуацию со стороны, мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Общение существенно обогащает жизнь детей. Наша цель – повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности.
Наталья ОГОНЬКОВА, заведующая детским садом №2706
Комментарии