search
main
0

Два года стали годами успешной работы

Мэр Москвы Сергей СОБЯНИН выступил в Московской городской Думе с отчетом о результатах работы столичного правительства в 2011-2012 годах.

С ​момента формирования нового Правительства Москвы прошло два года, осенью 2010 года было немало тревог, были сомнения в способности нового правительства управлять огромным мегаполисом и решать стоящие перед ним серьезные проблемы. Многие люди просто боялись нестабильности, которая придет на смену привычному образу жизни. Сегодня очевидно, что управляемость города не была потеряна, более того, наоборот, мы начали движение вперед по большинству направлений развития города. Для этого потребовалось, конечно, скорректировать стратегию и идеологию развития Москвы, принять среднесрочные программы и сконцентрировать ресурсы на их исполнении. И сегодня можно говорить не только о планах, но и о первых результатах этой работы. В 2011-2012 годах экономика Москвы успешно преодолела последствия экономического кризиса. Рост валового регионального продукта составил 4% в год. Наиболее тяжелые последствия кризис имел в инвестиционной сфере. Капитальные вложения сократились более чем на 30%,  прогнозы по этому направлению были достаточно неутешительные. Тем не менее за два года удалось отыграть назад примерно половину инвестиционного спада. В 2011 году рост инвестиций составил 5%, а прогноз на этот год – рост около 10%. Темпы роста реальной заработной платы составили более 5%. К концу 2012 года средняя заработная плата в Москве составит около 50 тыс. рублей. Существенный рост оплаты труда был обеспечен не только в коммерческом секторе, но и в социальной сфере – в зоне прямой ответственности городских властей. Москва преодолела демографическую яму: впервые с 1988 года рождаемость превысила смертность. В городе рождается 120-125 тыс. малышей в год – это в 1,5 раза больше, чем в предыдущем десятилетии. Ожидаемая продолжительность жизни москвичей достигла 75 лет,  это хороший европейский уровень.Стабильные темпы экономического роста, увеличение инвестиций и доходов людей создают надежную основу для реализации программы развития города. Нужно сказать, что недавно был опубликован рейтинг «Города возможностей» Pricewaterhouse Coopers, Москва вошла в двадцатку наиболее перспективных городов мира. По таким ключевым показателям качества города, как устойчивое развитие и окружающая среда, площадь зеленых насаждений, объем прямых иностранных инвестиций, доля населения с высшим образованием, доступ в Интернет, мы входим в первую десятку мировых городов. 2012 год войдет в историю как год расширения границ Москвы. По соглашению с Московской областью площадь столицы увеличилась в 2,5 раза. Зачем потребовалось это решение? Хотел бы напомнить, что в XX веке наш город 5 раз менял свои границы,  всякий раз это позволяло решать старые проблемы и открывало новые перспективы. Более 60% москвичей сегодня живут там, где еще 50 лет назад было Подмосковье. В наши дни расширение границ также стало давно назревшим шагом. Новые территории дадут Москве и новые возможности. В городе появятся новые центры деловой и социальной активности, новые зоны отдыха и рекреации, а это сотни тысяч качественных рабочих мест для жителей Москвы и Подмосковья, это рост инвестиций и доходов людей на десятилетия вперед. Должен отметить, что Большая Москва – это территория будущих возможностей, а не сиюминутных спекулятивных интересов. Ее развитие должно быть максимально бережным и щадящим, и не в ущерб планам развития старой территории Москвы.С самого начала работы нового правительства неотложной задачей было радикальное изменение градостроительной политики. За два года кропотливой работы удалось остановить снос исторических зданий и бесконтрольную застройку центра Москвы новыми офисами и торговыми центрами. По итогам пересмотра инвестиционных контрактов принято решение прекратить строительство свыше 9 млн кв. м различной недвижимости, причем на исторический центр приходится 1,3 млн кв. м. Параллельно Правительство Москвы завершает разработку нормативных документов, которые юридически запретят разрушительное вторжение в живую ткань города. Уже утверждена схема высотных ограничений застройки и границы охраны объектов культурного наследия, приняты жесткие правила выдачи градостроительных планов земельных участков в зонах охраны памятников, разработаны режимы использования земель и градостроительные регламенты внутри Бульварного кольца. До конца 2014 года аналогичные регламенты появятся для всей исторической части города. Но запрет на снос и отказ от избыточного строительства – это, конечно, только начало большой работы. Следующим этапом должна стать планомерная реабилитация исторического центра Москвы. В 2011-2012 годах за счет бюджета был проведен ремонт 350 фасадов домов центральной части города, завершены благоустройство и реставрация Бульварного кольца, были выделены дополнительные средства на ремонт городских музеев, театров и концертных залов, завершен ремонт Бородинской панорамы, здания оркестра Павла Когана. Существенно, в 2 раза, выросло финансирование реставрации объектов культурного наследия, проведена реставрация одного из главных символов столицы – Триумфальной арки на Кутузовском проспекте, начаты комплексные работы в усадьбе «Останкино», которая фактически была на грани полного разрушения. Правительство Москвы поддерживает и возрождение памятников церковной архитектуры, среди них – храм Святой Троицы в Останкине, где был восстановлен уникальный иконостас XVIII столетия, церковь Апостола  Иоанна Богослова на Новой площади. В планах на ближайшие годы стоит реставрация целого ряда памятников архитектуры. Но в то же время бюджет не может взять на себя все расходы по сохранению исторических зданий. Это зона ответственности их собственников и арендаторов. Задача же Правительства Москвы  создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в реставрацию. В 2012 году были проведены первые аукционы по сдаче в аренду аварийных памятников архитектуры по символической цене – 1 рубль за квадратный метр, при этом арендаторы взяли на себя обязательства по их полному восстановлению и реставрации. Это только первые шаги, в 2013 году эта работа приобретет гораздо большие масштабы. Несмотря на сверхплотную застройку, в Москве по-прежнему сохраняется множество полузаброшенных промышленных зон, годами дожидающихся решения своей судьбы. Необходимо дать новую жизнь этим территориям, использовать их в интересах жителей и развития экономики. На сегодняшний день уже приняты градостроительные решения по 16 промзонам, включая территории по берегам Москвы-реки, которые планируется благоустроить и открыть для отдыха горожан. После реорганизации площадь промзон, конечно, станет меньше, но реального производства, науки и бизнеса на этих территориях должно стать не меньше, а больше. Москва должна сохранить свой производственный потенциал. Один из первых примеров такой политики – это создание кластера наукоемких производств на территории бывшего завода «Москвич». Считаю, что меры по реабилитации исторического центра и промышленных зон позволят Москве гармонично развиваться, не ухудшать, а, наоборот, создавать более комфортную городскую среду и наращивать экономический потенциал.Мы никогда не будем жить в удобном городе, если не улучшим транспортную ситуацию. Сегодня на решении этой задачи сконцентрированы основные ресурсы развития города. Инвестиции в дорожно-транспортное строительство были увеличены не на проценты, а в разы. Что уже сделано? Правительство Москвы запустило программу развития метрополитена до 2020 года, которая предусматривает строительство 150 км новых линий. Московский метрополитен должен увеличиться в 1,5 раза. Программа обеспечена ресурсами, определены маршруты новых линий, подготовлены проекты. На 90 стройплощадках уже работают свыше 18 тыс. человек. За   2011 и 2012  годы уже будут открыты шесть новых станций. Метро станет ближе и удобнее для 600 тыс. москвичей. В дальнейшем темпы строительства метрополитена должны существенно возрасти. План на 2013 год – 14 км новых линий и семь новых станций. Очень важно, что с будущего года основной объем ввода начнут давать новые радиусы и соединительные участки, снимающие избыточную нагрузку с действующих линий. Крупнейший проект такого рода – Третий пересадочный контур (большое кольцо Московского метрополитена). В плановом порядке идет замена подвижного состава метро. Уже три линии переведены на составы нового поколения. Аналогичная программа реализуется и для развития пригородных железнодорожных перевозок. В 2011-2012 годах было проведено благоустройство привокзальных площадей и начата реконструкция самих вокзалов. На четырех вокзалах – Ленинградском, Павелецком, Рижском и Савеловском – реконструкция будет закончена уже в этом году, пассажиры получат качественно новый уровень сервиса. Идет строительство четвертого главного пути на участке Ленинградский вокзал – Крюково Октябрьской железной дороги, начато строительство дополнительного пути на Малом кольце железной дороги. Совместно с коллегами из Московской области, РЖД и Минтранса России мы  активно ведем разработку проектов реконструкции большинства радиальных направлений пригородного сообщения. Эти проекты должны реализоваться до 2020 года. В результате жители Подмосковья смогут с комфортом приезжать в Москву не на личном транспорте, а на электричке. Сегодня это одна из главных проблем: в часы пик более  40% людей едут в Москву на машинах, создавая коллапс на въездах и выездах из города.В сфере дорожного строительства Правительство Москвы перешло от отдельных затратных проектов с сомнительной эффективностью к комплексной реконструкции дорожной сети. За два года были завершены основные долгострои. Среди них второй въезд в Куркино, развязка Вешняки – Люберцы, проспект Защитников Москвы, мост через Канал имени Москвы, магистраль между Сити и Звенигородским шоссе. Начата реконструкция вылетных магистралей, о которых годами шли одни разговоры. После реконструкции пропускная способность вылетных магистралей вырастет на 20-30%. Для минимизации неудобств сроки реализации большинства проектов ограничены до 18 месяцев. Для сравнения: проект «Большая Ленинградка» длится уже больше восьми лет, хотя результат с точки зрения увеличения пропускной способности дороги будет примерно таким же. К сведению: сегодня реконструкция уже ведется на семи вылетных магистралях,  мы приступили к строительству новых транспортных маршрутов, призванных разгрузить третье кольцо и центр города, – это Северо-Западная, Северо-Восточная хорды и Южная рокада. Всего за два года в Москве будет построено 127 км новых дорог. Не оставлены без внимания и локальные мероприятия, которые при небольших затратах позволяют улучшить транспортную ситуацию в конкретном районе, были сделаны более 1100 заездных карманов для общественного транспорта и свыше 700 уширений проезжей части для правых и левых поворотов. Еще 148 локальных мероприятий  – это совместный проект Правительства Москвы и общественного центра «Пробок.нет», который осуществляет сбор предложений граждан по улучшению дорожной ситуации. До конца года мы закончим работу почти по 100 таким объектам. Кроме того, за  два сезона в  Москве было отремонтировано две трети городских дорог. Помимо ремонта асфальта начата реконструкция трамвайных путей, до конца года будет сделано более 70 км. Это позволит снизить шум от этого  вида транспорта, а также запустить новый городской трамвай  – более быстрый, надежный и  комфортный. Конкурс на  разработку и производство московского трамвая объявляется в октябре,  опытные образцы должны выйти на маршруты уже в конце 2013 года.Самым радикальным образом произошло обновление автобусного и троллейбусного парка Мосгортранса. Были закуплены 3,3 тыс. новых автобусов и троллейбусов. Все модели закупаются в низкопольном исполнении, автобусы с двигателем «Евро-4» и  выше. За  два года автобусный парк Мосгортранса обновился на 40%, троллейбусный  – на 20%. С  маршрутов сняты все старые автобусы экологического класса «Евро-0», «Евро-1» и значительная часть автобусов «Евро-2».Последние 20 лет Москва жила без нормальной службы такси (это знают все), на улицах господствовали нелегальные перевозчики. Полностью эта проблема, конечно, еще не решена, тем не менее ситуация начала меняться в пользу легальных таксистов. В 2010 году в Москве было всего 9 тыс. такси, сегодня их число превысило 20 тыс. Общими усилиями всех городских служб за два года были организованы более 600 тыс. машино-мест для хранения автомобилей. Число мест для парковки увеличилось соответственно на 60%. Конечно, парковок пока еще недостаточно, тем не менее на многих улицах и во дворах стало чуть больше порядка. Но какие бы хорошие дороги мы ни строили, сколько бы новых автобусов ни закупали, только эти меры не способны создать привлекательный общественный транспорт и  освободить от  заторов московские улицы. Чтобы добиться долгосрочного улучшения ситуации, Москве необходимы новые подходы к организации общественного транспорта и  дорожного движения. Назову лишь те  мероприятия, которые будут проводиться в  2013 году. Во-первых, нужно приступить к внедрению единого проездного билета на все виды общественного транспорта. Во-вторых, нельзя дальше мириться с хаосом в системе автобусных перевозок – на одних и тех же маршрутах толкается по несколько перевозчиков, мешая друг другу. Город начнет наводить здесь порядок, право возить пассажиров будет разыграно на конкурсе по принципу «один маршрут – один перевозчик». Условия конкурса – это соблюдение стандартов безопасности, современные автобусы, система учeта и  контроля, готовность возить льготные категории пассажиров. Скоростные автобусы, работающие на выделенных полосах, доказали востребованность у пассажиров. Только за  первое полугодие 2012 года на маршрутах 900-й серии были перевезены 6,5 млн пассажиров. При этом скорость движения составляет 21-23 км/ч – это на 80% выше, чем скорость движения автобусов в общем потоке транспорта. Тем не менее результаты работы экспрессов могут быть существенно лучше. Для этого надо работать с нарушителями Правил дорожного движения и  развивать автобусную инфраструктуру. Комплексная реконструкция вылетных магистралей тоже позволит создать полноценные выделенные полосы для общественного транспорта. За два года перехватывающие парковки были построены у  15 станций метрополитена, идет обустройство 30 плоскостных транспортно-пересадочных узлов пока с  минимальной инфраструктурой, так как главной задачей было навести элементарный порядок у станций метро и железнодорожных платформ. В дальнейшем нужно переходить к строительству капитальных транспортно-пересадочных узлов. Все больше экспертов призывают ограничить движение грузовиков по МКАД в дневное время. Цель  – не только освободить МКАД для легкового транспорта, но и дать дополнительный сигнал бизнесу развивать логистику за пределами города. Такое решение в  ближайшее время будет принято. В  первый год работы системы видеофиксации за превышение скорости и выезд на выделенные полосы было выписано более 2,5 млн штрафных квитанций. Травматизм на улицах, где стояли камеры, сократился примерно на 10%. Число нарушений на  выделенных полосах уменьшилось на четверть. Система доказала свою эффективность,  поэтому число камер на дорогах будет и дальше расти: от 150 в начале 2012 года до 800 в 2013 году. Буквально месяц назад началась работа парконов  – автоматической фиксации нарушений парковки. Пока они работают в  наиболее проблемных зонах центра Москвы, постепенно покроют всю территорию города. Конечно, многие из  этих  мер нельзя назвать популярными, но  повышение штрафов, ограничение на  движение грузового транспорта и  упорядочение парковки вводится не  для пополнения бюджета города. Я уверен, что большинство москвичей поддерживают эти меры, так как необходимость наведения порядка на дорогах стала очевидной для каждого жителя нашего города. Пока существует возможность безнаказанно нарушать правила, водители не откажутся от привычки ездить как попало,  бросать машину там, где попало. Примеров этому предостаточно, в том числе и  очень трагических. Приоритет Правительства Москвы  – развитие образования. За два года в школах и детских садах произошло немало зримых перемен. Прежде всего удалось существенно улучшить материально-техническую базу, был проведен ремонт зданий, благоустройство территорий, созданы около 1 тыс. новых школьных стадионов и  спортивных площадок, поставлены 4,5 тыс. компьютерных классов, закуплены интерактивные доски, спортивный инвентарь, школьная мебель, учителя обеспечены персональными компьютерами и ноутбуками. Система образования перешла на  единые нормативы финансирования без разделения на элитные и  обычные учебные заведения. В детских садах базовый норматив составляет сегодня 110-120 тыс. на одного ребенка, в школах  – 123 тыс. рублей на каждого ученика в год. Для сравнения: в 2010 году норматив финансирования в  обычных школах составлял около 60 тыс. рублей. Московские школьники в конце концов получили реальные равные права на  образование. В целом бюджетное финансирование московского образования за два года увеличилось на 35%. Внедрена электронная запись в детские сады и школы  – это сняло большинство конфликтов и показало реальные предпочтения людей. В каждой школе создан управляющий совет из представителей педагогического коллектива, родителей, старшеклассников и общественности. Главный результат этих изменений  – в центре системы образования сегодня стоят интересы ребенка. Перспективы образовательного учреждения, объемы финансирования, заработная плата, премии педагогов напрямую зависят от количества учеников и успехов их образования и воспитания. Например, оценка учительского труда не в последнюю очередь зависит от участия школьников в предметных олимпиадах. В 2010 году около 20% школ вообще не участвовали в олимпийском движении, у детей просто не было шансов проявить себя. В 2012 году в предметных олимпиадах приняли участие все школы города. Выросли и средние баллы московских школьников на едином госэкзамене, причем основной рост качества образования дали не известные гимназии, где и так все хорошо, а обычные городские школы. Средняя заработная плата учителей превысила 55 тыс. рублей. Впервые за  многие десятилетия в  школах практически нет учительских вакансий. Это говорит не  только о  достойном материальном положении, но и о росте общественного престижа педагогических работников. Тем не менее пока решены далеко не все проблемы столичного образования. Основной и, прямо скажем, приятный вызов  – это позитивная демографическая динамика и как следствие рост нагрузки на  детские сады и  школы. За  два года удалось дополнительно обеспечить местами в  детских садах более 80  тыс. детей. За исключением новых территорий и  отдельных районов в Москве, нет очереди в дошкольные учреждения, но через несколько лет потребуется гораздо больше мест в средних школах, и уже сегодня необходимо начинать решать эти задачи. Тенденции демографического развития и  рост потребности москвичей в качественной медицинской помощи определяют и  задачи, стоящие перед городским здравоохранением. Сегодня нет сомнений в  том, что двухлетняя программа модернизации будет выполнена на  100%. За  два года будет отремонтировано 2 млн  кв.  м площадей медицинских учреждений, закуплено 47 тыс. единиц современного оборудования, в том числе более 100 компьютерных и магнитно-резонансных томографов, одних из  самых лучших в  мире. Такой масштаб закупок стал возможен за  счет концентрации федеральных и  городских ресурсов в объеме более 100 млрд рублей, а также за  счет экономии на торгах, включая многократное снижение стоимости так называемой тяжелой техники. Значительная часть нового оборудования смонтирована и  уже используется для оказания медицинской помощи москвичам, на  нeм проведены сотни тысяч исследований и операций. Причeм должен сказать, что около 60% предоставляемого оборудования  поступает в  поликлиники, которые в предыдущие годы были незаслуженно забыты в части обновления оборудования.В 2011-2012 годах в  Москве зафиксировано снижение показателей смертности по основным классам заболеваний  – системе кровообращения, органов дыхания, новообразованиям, алкогольным отравлениям и другим. Общий показатель смертности населения снизился на 17%. Тем не менее нельзя забывать, что слабая материальная база была лишь одной из  проблем столичного здравоохранения. Устарела вся система оказания медицинской помощи, годами поликлиники и больницы существовали практически сами по  себе, не  было ни  должной координации в лечении пациентов, ни  ответственности за  конечный результат. Поэтому было принято решение о реорганизации городского здравоохранения. В ее основе лежит простая идея непрерывного ведения пациента от постановки диагноза до получения лечения и  реабилитации. Единая система записи к врачу, электронная медицинская карта позволили создать систему управления ресурсами здравоохранения. В любой момент для каждого пациента можно будет сформировать оптимальную траекторию получения медицинской помощи без длительного ожидания и  дублирующих исследований. Основным звеном новой системы станут межрайонные амбулаторные центры, где будут сконцентрированы врачи-специалисты и  высокотехнологичное оборудование. Обычные районные поликлиники обязательно сохранятся, они войдут в состав амбулаторных центров на  правах структурных подразделений. Таким образом, мы  сможем обеспечить оптимальное сочетание первичной помощи по  месту жительства и  возможностей специализированной помощи в амбулаторном центре. По сути, каждый москвич будет прикреплeн не только к районной поликлинике, но и к амбулаторному центру. До конца 2012 года в  городе будут созданы 46 таких центров для взрослого населения и  40 для детей. Считаю, что организация полноценной работы амбулаторных центров, создание системы управления ресурсами здравоохранения стали главными задачами Департамента здравоохранения на будущий год. Критерии оценки этой работы  – рост доверия людей к  медицинским учреждениям и сокращение срока ожидания приема у врача.В сфере социальной политики. Правительство Москвы обеспечило сохранение и развитие уровня поддержки москвичей старшего поколения, семей с детьми и  инвалидов. Бюджетные расходы на  доплаты к  пенсиям, пособиям и  другие меры прямой социальной поддержки москвичей увеличились с 2010 года на 35%, при этом основной акцент был сделан на адресную помощь нуждающимся москвичам и создание безбарьерной среды для маломобильных граждан. Стандарт минимального дохода пенсионеров был увеличен на  17% по  сравнению с 2010 годом, в  2 раза были увеличены пособия на  детей в  возрасте от полутора до трех лет.Проведено обследование условий жизни 83 тыс. ветеранов и  вдов Великой Отечественной войны. Социальная служба находится в постоянном контакте с  ветеранами и  оперативно помогает им  решать возникающие проблемы. На модернизацию системы социального обеспечения за два года было выделено 5 млрд. В домах престарелых и  центрах социального обслуживания проводится ремонт, закупается оборудование, внедряются современные виды услуг  –  патронажное отделение, мобильная социальная служба, «тревожная кнопка». Решена задача устройства удобных сходов с тротуаров для маломобильных групп граждан, а доля городских объектов, приспособленных для доступа инвалидов, за два года выросла с 54 до 73%.Комфортный город  – это хорошая экология, надежное жилищно-коммунальное хозяйство и  качественное общественное пространство. Первой задачей в сфере экологий стала генеральная уборка природных территорий. В 2011 году оттуда было вывезено более 65 тыс. куб.  м  мусора, ликвидированы сотни незаконных свалок. В этом году генеральную уборку пришлось повторить в гораздо больших масштабах: свыше 300 тыс. тонн мусора было вывезено из придорожных полос зеленого фонда и  других территорий Новой Москвы. Для ликвидации последствий ледяного дождя и увеличения площади зеленых насаждений в Москве было высажено более 200 тыс. деревьев и кустарников.Крупные экологические проекты были реализованы в  промышленности и  коммунальных предприятиях. Водопроводные станции Москвы полностью отказались от использования хлора. В результате отпала необходимость завозить в столицу жидкий хлор  – опасный и  вредный для людей и природы химический реагент. Для подготовки питьевой воды используется новый реагент  – гипохлорит натрия. Он менее токсичен и более безопасен, не дает запаха хлорки. Крупнейшие в  столице Курьяновские очистные сооружения внедрили технологию ультрафиолетового обеззараживания сточных вод. Экологический эффект от этого мероприятия также очевиден: это снижение риска заболеваний и отравления людей и, конечно, более чистая Москва-река на всем нижнем течении – от Курьянова до Коломны. После длительной судебной процедуры был окончательно закрыт цементный элеватор в  Печатниках, пыль от  которого накрывала целые микрорайоны. На  крупнейшем предприятии города  – Московском нефтеперерабатывающем заводе – запущена новая битумная установка, завершаются пусконаладочные работы на закрытых очистных сооружениях. В результате этих экологических мероприятий Московский НПЗ в 20 раз сокращает вредные выбросы в атмосферу, сброс вредных веществ в  Москву-реку уменьшается в  6 раз. Кроме того,  мы приняли решение запретить с 2013 года продажу на АЗС бензина и дизельного топлива стандарта ниже «Евро-4», что также пойдет на  пользу экологии нашего города. Сфера  жилищно-коммунального хозяйства  касается каждого москвича, и с ней связано больше всего вопросов. Мы определили для себя такие приоритеты: во-первых, было увеличено бюджетное финансирование программ, связанных с безопасностью людей,  – это замена газовых сетей и  обновление лифтового хозяйства. Если в 2010 году на весь город было модернизировано всего 300 лифтов, то за два последних года в домах установлено более 9,5 тыс. новых лифтов. Были заменены все морально и физически устаревшие подъемники, состояние которых вызывало самые серьезные опасения; во-вторых, префектуры получили дополнительные средства на выборочный капитальный ремонт жилых домов, замену систем отопления, ремонт кровли, входных групп. Это позволяет достаточно оперативно решать проблемы, возникающие в ходе эксплуатации домов. В 2011 и 2012 годах всего было капитально отремонтировано 3,3 тыс. домов, в-третьих,  приведение в порядок, ремонт подъездов. Более 27 тыс. подъездов было приведено в порядок в прошлом году и 10700 подъездов  – в 2012 году. В 2011-2012 годах в Москве была реализована беспрецедентная программа благоустройства общественного пространства. В центре Москвы, в  Столешниковом переулке и на Кузнецком мосту, идет создание пешеходных зон, полностью закрытых для движения автомобилей. Преобразились парк имени Горького, «Сокольники», «Фили» и другие парки культуры и отдыха, проведена комплексная реконструкция 50 парков шаговой доступности, несколько крупных зон отдыха практически созданы с нуля. Благоустройство проводилось практически в  каждом московском дворе. Было заменено все устаревшее оборудование на детских площадках, построено несколько тысяч новых объектов для спорта и детских игр, включая более 1,2  тыс. современных игровых городков, проложены десятки километров веломаршрутов и лыжных трасс, впервые этой осенью почти в  каждом районе Москвы будут открыты ледовые катки с  искусственным покрытием. Не забыты и потребности старшего поколения. Для ветеранов создаются тропы здоровья, возрождаются эстрадные танцевальные площадки, обустраиваются места для тихого отдыха. Результатом этой работы стало качественное обновление инфраструктуры отдыха и  досуга населения, максимально приближенное к  месту жительства горожан. Вновь созданная инфраструктура не  пустует, она активно используется москвичами. Наш город переживает настоящее возрождение традиций отдыха и занятий спортом на открытом воздухе.В 2011 году мы начали освобождение Москвы от чрезмерной и навязчивой наружной рекламы, однако запрет перетяжек и щитов на строительных сетках был только первым этапом. В настоящее время завершается разработка новых правил размещения рекламы, которые позволят избавить город от  других одиозных форматов. На крышах домов центральной части Москвы не  будет рекламных конструкций, каждая их которых весит примерно 10  т, будут запрещены брандмауэры, скрывающие от людей целые фасады зданий, планируется радикально сократить количество рекламных щитов формата 6х3 м, явно неуместных на большинстве городских улиц, реклама, которая останется после 2013 года, будет скромнее, она должна украшать, а не уродовать Москву. Задача наведения порядка стояла и  в  сфере розничной торговли. Город поддерживал и будет поддерживать развитие торговли во всех ее цивилизованных форматах. Однако на фоне очевидных успехов этой отрасли в  Москве пышным цветом расцвели ущербные объекты торговли времен начала перестройки, ларьки и  временные контейнерные рынки. Сегодня ситуация постепенно входит в нормальное русло. По сравнению с  2010 годом число палаток в  Москве сократилось с 14 тыс. до 8,5 тыс. От хаотичной ларeчной торговли были освобождены многие остановки общественного транспорта, станции метрополитена, привокзальные площади, парки культуры и отдыха. Новые торговые объекты размещаются там, где уместно. Соблюдение киосками заявленной специализации держится на постоянном контроле. Хотя, надо прямо сказать, работы по упорядочению ларeчной торговли ещe более чем достаточно, мы  еe  доведeм до конца.  Число розничных рынков было сокращено с 77 до 53%,  ликвидирован рынок в Лужниках, печально известная Лужа  –  символ неорганизованной торговли, и  18  рынков перешли в  категорию сельскохозяйственных и смогли продолжить свою работу. Параллельно в  Москве были организованы 143 регулярные ярмарки выходного дня, где продают достаточно качественные и  доступные по  ценам продукты для всех категорий населения, открыты сотни новых магазинов в  шаговой доступности, несколько крупных торговых центров. Тем не менее торговли в Москве пока недостаточно, поэтому мы будем и дальше развивать все востребованные и  цивилизованные форматы торговли, отвечающие потребностям жителей современного мегаполиса. Одна из самых сложных проблем, стоящих перед всеми мегаполисами мира, и Москва здесь не исключение,  – отчуждение между гражданами и властью. В 12-миллионном городе обычному гражданину очень сложно преодолевать административные барьеры и тем более сложно участвовать в  принятии решений, затрагивающих его интересы. Это объективная проблема,  решать ее очень непросто. Тем не менее ее необходимо решать, шаг за шагом создавая систему «Открытое правительство», когда у каждого москвича появится возможность предлагать городу свои идеи, контролировать результаты работы власти и получать государственные услуги в комфортных условиях без нервотрeпки в очередях. Прежде всего внедрение новой идеологии управления потребовало раскрытия информации о работе власти в гораздо больших объeмах, чем это делалось раньше. В программах, принятых Правительством Москвы, были установлены задачи и показатели по каждой отрасли социальной сферы городского хозяйства. Для людей стали доступными публичные отчeты о работе школ, планы благоустройства конкретных дворов и парков, ремонта жилья, стандарты содержания дорог и много другой ключевой информации. Одну из основных ролей во внедрении новых стандартов открытости сыграли интернет-порталы «Наш город», «Дороги Москвы» и «Открытый бюджет», запущенные примерно год назад. Только на этих порталах опубликована информация о 70 тыс. городских объектов. Предлагать свои идеи Правительству Москвы граждане могут по разным каналам. Стало обычной практикой общественное обсуждение городских, окружных и  районных программ. На  интернет-порталах был организован сбор предложений граждан по ремонту и  благоустройству дворовых территорий. Многие из этих предложений уже реализованы на практике. Благодаря поддержке Мосгордумы был принят закон, расширяющий полномочия местного самоуправления. Депутаты получили право выражать мнение людей и непосредственно участвовать в решении важнейших вопросов развития своего района, включая ремонт жилья, благоустройство дворов, парков и строительство объектов местного значения. Для контроля работы исполнительной власти созданы новые инструменты. Начиная с 2013 года главы районных управ и руководители районных учреждений, начальники инженерных служб, главные врачи поликлиник, директора центров социального обслуживания, руководители МФЦ будут отчитываться о своей работе на заседаниях районных советов. Депутаты местного самоуправления вошли в состав комиссии по приeмке работ в  сфере ремонта и благоустройства. Ни один объект, предназначенный для маломобильных групп граждан, не принимается в эксплуатацию без участия представителей общественных организаций инвалидов. Создан специальный регламент работы с  комментариями граждан на интернет-порталах «Наш город» и «Дороги Москвы». Комментарии и ответы органов власти в  обязательном порядке публикуют на порталах. За содержание ответа персональную ответственность несут не  рядовые клерки, а  руководители органов власти, руководители префектур и главы управ. Срок подготовки ответа  не более восьми дней. В результате реакции, в том числе и  моей реакции, на ответы чиновников ко многим руководителям (но, я скажу, ещe, наверное, далеко не ко всем)  пришло понимание, что отписки, брак в  работе, неуважение к  гражданам обернутся лишением премии, взысканиями или увольнением с  работы. По сути, благодаря интернет-порталам в Москве впервые создана система, когда жалобы и предложения москвичей рассматривают по существу, а решения принимают в  разумные сроки. Более  80% жалоб на  качество содержания дворов или дорог, опубликованных на порталах, признаются исполнителями и  берутся на  исправление, поэтому мы и дальше будем развивать систему городских порталов. В ближайшие дни будет открыт портал «Дома Москвы», где собрана вся информация о работе ТСЖ, управляющих компаний. Впервые у людей появится возможность публично заявить о нарушениях в сфере эксплуатации домов. Еще одной задачей стало выстраивание комфортных процедур взаимодействия людей с органами власти. Ежегодно в Москве выдают около 25 млн справок и документов. В среднем взрослому москвичу приходится посещать органы власти 11 раз в год. Внедрение электронных услуг должно существенно сократить издержки людей на общение с государством. Московский портал государственных услуг был открыт всего около года назад, а сегодня на нем уже зарегистрированы более 300 тыс. пользователей и доступны 30 услуг. Как это работает, можно увидеть на примерах электронной записи в школу или поликлинику. Записью в первый класс воспользовались родители 85 тыс. будущих школьников  – люди решили проблему с устройством ребенка, не выходя из дома, вместо того чтобы стоять в очереди перед воротами школ. Всего через три месяца после внедрения электронной записи в поликлинику, и  уже  40% пациентов пользуются этой услугой, не обращаясь в регистратуру. Тем не менее пока не все граждане могут или хотят пользоваться электронными услугами. Но  в  то  же время все москвичи вправе получать государственные услуги в  комфортных условиях, поэтому мы создаем многофункциональные центры. В московских МФЦ собраны 12 городских и четыре федеральных органов власти. Можно получить 100 видов услуг, охвачено порядка  90% стандартных жизненных ситуаций граждан. В настоящее время работают уже 23 МФЦ, к концу года будут работать 46 центров, а  в  течение 2013 года доступ к их услугам получат абсолютное большинство москвичей. Во всех других отраслях социальной сферы и  городского хозяйства мы реализуем намеченные планы не  менее энергично. Наш город должен развиваться гармонично и сбалансированно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте