Игра может проводиться на последнем уроке в качестве обобщения по теме «Древний Египет», но тогда нужно будет изменить вопросы, с помощью которых агент туристической фирмы определяет две группы путешественников. Мной она проводилась на предметной неделе истории, когда уже были изучены страны Востока, поэтому некоторые общие вопросы взяты по ним. Роли агента туристической фирмы и египтянина выполняли учащиеся 10-го класса. Презентацию и фотографии были также изготовлены совместно с ними.
Цель:
1. Воссоздать картину жизни, быта и занятий древних египтян. Повторить и обобщить знания учащихся по истории Древнего Египта. Использовать известные понятия: брахманы, шудры, фараон, неприкасаемые, земледелие, ремесло, писцы, гробницы, храм, пирамиды, саркофаг.
2. Внести вклад в эстетическое, политическое, экономическое воспитание. Сформировать нравственные эмоции, эстетические чувства, восхищение природными особенностями, архитектурными памятниками Египта.
3. Развивать картографические и хронологические умения, навыки работы с документами, умение анализировать, делать логические выводы и умозаключения, сравнивать и сопоставлять историческое воображение и образную речь.
Оборудование: – учебник по истории Древнего мира;
– бейдж для агента турфирмы;
– реклама стран, изученных на уроках истории (Египет, Индия, Китай и др.), подготовленна детьми;
– магнитная доска;
– магниты;
– «билеты» в Египет;
– 2 конверта с разрезанной на кусочки картой;
– аудиомагнитофон;
– аудиокассета с египетской музыкой;
– компьютер;
– презентация Power Point о Древнем Египте;
– одежда для египтянина;
– доска (на ней по центру изображение пальмы, моря. Сбоку фото с видами Египта, реклама поездки в Египет, подготовленная детьми, сверху статуэтки богов);
– плакат для 1-го задания с зашифрованными названиями городов;
– листочки для команд;
– карта «ЕГИПЕТ И ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ»;
– указка;
– карточки с кроссвордами;
– плакаты с кроссвордами;
– 2 маркера;
– 2 исторических документа с ошибками;
– телевизор;
– видеокассета с записью процесса изготовления папируса;
– видеокассета с записью подводных съемок в Красном море;
– жетоны;
– финики;
– памятные фото с изображением пирамид;
Ход мероприятия
Девочка: Ай, опять историю надо учить. А параграф-то какой большой. Про Древний Египет. Фараоны, жрецы, пирамиды… Ну кому это сейчас нужно. Конечно, в Египет попасть я бы не отказалась. Солнце, песочек. Красота!
Агент туристической фирмы: Здравствуйте, ребята, я агент туристической фирмы «Вояж». Наша фирма организовывает поездки в те страны, которые вы изучали на уроках истории. Это (показывает рекламные плакаты) Египет, Индия, Китай, Вавилония, Персия, Сирия, Финикия, Греция, Ассирия, Палестина.
Сейчас у нас проходит рекламная акция. Вы получаете возможность совершить путешествие в одну из этих загадочных стран. Путешествовать мы будем двумя группами по 5 человек.
Но прежде чем отправиться в путешествие, нужно купить билет. Вы сможете его получить совершенно бесплатно, ответив на мои вопросы.
(Агент туристической фирмы задает вопросы всему классу)
Между какими реками располагалось Древнее Двуречье?
(Между реками Тигр и Евфрат)
Кто был самым могущественным правителем Персии?
(Дарий I)
Как называется самый известный архитектурный памятник Китая? (Великая Китайская стена)
Уберите лишнее понятие и объясните, почему именно оно лишнее? Брахман, шудры, фараон, неприкасаемые (фараон, т.к. это правитель Египта, а три другие – касты в Индии)
Назовите имя ученого, расшифровавшего египетские иероглифы. (Франсуа Шампольон)
Уберите лишнее понятие и объясните, почему убрали его.
Нил, Тигр, Ганг, Вавилон (Вавилон, т.к. это город, а остальные – реки)
О какой древнегреческой богине идет речь в этом документе? «Эта богиня прекраснее и выше своих подруг: на целую голову превосходит она ростом обычных женщин. Короткий охотничий хитон едва доходит до колен». (Артемида)
Для каких занятий природные условия Аттики малопригодны? Почему?
(Для занятий земледелием, т.к. территорию Аттики покрывают горы, там мало рек. Поэтому греки выращивали оливки и виноград.)
Покажите на карте государства, которые вы изучали по истории Древнего мира. (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия, Сирия, Финикия, Греция, Ассирия, Палестина)
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780. Нужно к 2004+776, т.к. до н.э. счет лет идет в обратном порядке)
Итак, у нас определились две группы путешественников. А куда мы будем путешествовать, вам интересно? Попробуйте угадать.
Известно, что археологи, раскапывая предметы старины, многие из них собирают буквально по кусочкам, время не щадит их. Поэтому то, что мы можем увидеть в музеях, – это результат кропотливой работы историков, археологов и реставраторов.
Я даю двум группам-командам кусочки карты, а вы выступите в качестве реставраторов. Из кусочков необходимо собрать целую и определить страну, в которую мы отправимся (вам 1-2 минуты). Какая команда готова – поднимает руку и отвечает.
Учащиеся: Египет
Агент туристической фирмы: Мы отправимся в увлекательное путешествие по Древнему Египту. Наша задача – познакомиться с этой страной, приподнять завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на «машине времени». Каждая группа по окончании должна написать отчет о своем путешествии, а потом прочитать его в классе. Нам придется совершить перелет на самолете через Средиземное море. Сядьте удобней и приготовьтесь к полету. Авиакомпания позаботилась о том, чтобы в полете вас сопровождала музыка и видеофрагменты. Будьте внимательны, т.к. увиденное сейчас поможет в вашем путешествии. Вам будет легче ориентироваться и общаться с местными жителями.
(Звучит египетская музыка, на экране компьютера появляются слайды, подготовленные с помощью программы Power Point c достопримечательностями Египта)
Агент туристической фирмы забирает свои вещи и уходит, а пятиклассники смотрят презентацию, сделанную учащимся 10-го класса с помощью программы Power Point, о Египте.
Появляется учащийся-старшеклассник в одежде египтянина.
Египтянин (к детям): А вы кто такие и что здесь делаете?
Дети: Мы туристы и хотели бы попутешествовать по вашей стране, увидеть достопримечательности, полюбоваться красотами Красного моря – одного из самых чистых в мире.
Египтянин: Хорошо, я буду вашим гидом. Наше путешествие будет проходить в виде игры-викторины. 1-е задание. Для начала определим маршрут. Посмотрите на этот плакат. Здесь написаны необычные слова. Это названия городов Древнего Египта. Вот только нарушен порядок букв. Вам необходимо восстановить порядок букв и назвать эти города. Выиграет тот, кто правильно назовет. Команда, ответившая правильно, получает жетончик. Ответы пишете на листочке и сдаете мне. Вам 3 минуты.
Дети отвечают: Фивы, Мемфис, Ахетатон, Абидос, Сиена.
Египтянин (после проверки листочков с ответами): В ходе путешествия мы проплывем по Нилу от 1-го порога, посетим названные вами города и по дельте Нила выплывем в Красное море (показывает по карте).
2-м заданием будет кроссворд «Пирамида». Он состоит из исторических терминов. Заполняете его на карточке с командой, а потом пишете на доске. Вам 5 минут.
Египтянин (проверяет кроссворд).
Египтянин: Выполняя следующее задание, вам придется найти и исправить ошибки в историческом документе. В этом тексте содержится 6 ошибок. Время на выполнение 5 минут.
Следующий конкурс «Кто быстрее». Я буду задавать вопросы обеим командам. Та, которая знает ответ, поднимает руку и отвечает.
На каком материке находится Египет? (Африка)
Какое море омывает Египет с севера? (Средиземное)
Какой город был первой столицей Египта? (Мемфис)
Чем занималось большинство египетского народа?
(Земледелием и ремеслом)
Чем питались египтяне?
(Лепешки, 2-3 луковицы, вяленая рыба, иногда – сладкие плоды: финики, виноград, инжир. По праздникам – немного мяса, пиво, вино)
Кто в Египте собирал налоги? (Писцы)
Что строили для фараона еще при жизни? (Гробницу)
Из какого металла египтяне изготавливали наконечники копий, лезвия топоров, клинки, ножи? (Из бронзы)
В какие страны совершали завоевательные походы фараоны? В Нубию, Сирию, Палестину, Ливию, Финикию)
Что привозили египетские воины из завоевательных походов? (Скот, драгоценности, рабов)
Перечислите имена известных вам египетских богов?
(Нут – богиня неба, Геб – бог земли, Амон – Ра – бог Солнца, Тот – бог мудрости, Бастет – покровительница женщин и красоты, Апоп – бог тьмы)
Как называлась письменность древних египтян? (Иероглифы)
Египтянин: А сейчас я попрошу вас всех обернуться и посмотреть на экран телевизора. Вы увидите небольшой видеофрагмент. Ваша задача – объяснить то, что вы видели. Чем занимается этот египтянин? (Показывается фрагмент, на котором видеозапись «Изготовление папируса»).
Дети отвечают: Он изготавливает папирус – материал для письма. В долине Нила рос высокий тростник. Стебель его разрезали на длинные узкие полоски, затем эти полоски складывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху полоски клали в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали тяжестью, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Его называли папирусом.
И последнее ваше задание – написать отчет о своем путешествии. Что вы увидели, что узнали нового? С чем познакомились? Что понравилось, что нет?
Дети (пишут отчет).
Египтянин (после проверки отчета): давайте подведем итоги. Сколько у кого жетонов? Команда-победительница награждается любимым лакомством египтян – финиками, а проигравшие в ходе путешествия получили массу впечатлений. (Включается видеофильм о Красном море или любой другой о Египте).
Дети (смотрят фильм).
Египтянин: Спасибо всем. На этом наша игра закончена.
Исторический диктант.
В тексте диктанта допущено 6 исторических ошибок, найди и исправь их.
В Древнем Египте.
По берегам реки Нил, впадавшей в Красное море, располагается Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась в 2500 г. до нашей эры в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона-Ра, обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта еще ждут своих исследователей!
Древний Восток.
Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру самую известную книгу всех времен и народов – Библию.
Государства на Древнем Востоке возникали и распадались стремительно. Так произошло и с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до нашей эры, а распавшейся в 512 г. до нашей эры. Но больше всего загадок таят Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цинь Шихуанди.
Олеся ПЕТРОВСКАЯ, учитель истории и общественных дисциплин Речицкой СШ Брянской обл., участник конкурса «Сто друзей-2004».
Комментарии