search
main
0

Душевное здоровье – это очень серьезно. Зачем преподавать психологию в школе с третьего класса?

Минздрав России предложил ввести в школах предмет «Психология». Один из инициаторов идеи – главный внештатный специалист-психиатр России, генеральный директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского профессор Зураб Ильич Кекелидзе. По его мнению, многие ученики испытывают пограничные психические расстройства, младшие страдают от школьной дезадаптации.

Насколько серьезна сегодня проблема психического благополучия школьников? Зачем нужна психология в школе? Об этом в нашей сегодняшней беседе.- Зураб Ильич, вы в своих выступлениях не раз говорили, что у значительного числа наших детей наблюдаются школьная дезадаптация и психические аномалии. В чем причина – урбанизация, образ жизни, высокие нагрузки в учебе или что-то другое? Это мировая тенденция?- Уточним, о каких отклонениях в состоянии здоровья школьников идет речь. В начальных классах школьная дезадаптация наблюдается у 40% детей. У 60-70% учеников обнаруживаются аномалии развития и различные пограничные психические расстройства. Когда мы говорим об аномалиях развития, неизбежно возникает вопрос о наследственности. Разумеется, не все заболевания передаются по прямому наследованию, тем не менее представляется правильным, перед тем как мы предлагаем руку и сердце своему избраннику (избраннице), с которым намереваемся прожить всю жизнь, не умалчивать о своем здоровье. – Вы имеете в виду, что скрывают психические отклонения? Что должны знать молодые люди, вступающие в брак, и что должны знать подростки?- Это касается любых хронических заболеваний, в том числе и психических. Каждый человек хочет иметь здоровое потомство. Если есть проблема, было бы хорошо своей второй половине сообщить об этом. Думаю, со временем мы придем к тому, чтобы более осознанно подходить к браку и быть честными перед своими возлюбленными. Любовь, если она настоящая, поможет найти решение.Другая проблема в том, что молодые люди почти ничего не знают о противоположном поле. К сожалению, представления о физиологии и психологии женщин у мужчин, и наоборот, на таком низком уровне, что представить себе это невозможно. Вообразите, что многие мужчины только после свадьбы узнают, что, оказывается, у женщин есть месячный цикл. Так же и молодые женщины часто не знают о своей физиологии, тем более девочки-подростки.Теперь что касается ответственности женщины, когда наступает беременность. К сожалению, не все женщины серьезно относятся к этому периоду, не понимая, что уже закладываются основы здоровья ребенка. Около 18% курящих женщин, когда узнают, что они беременны, не бросают курить. И фактически их ребенок рождается с зависимостью от никотина.- Вы говорите, что у младшеклассников наблюдается школьная дезадаптация, в чем тут причина?- Причиной тут служит все то, что я перечислил. Влияют и наследственные факторы, и несоблюдение элементарных правил поведения матери во время беременности. С первых дней рождения ребенка нужно, чтобы у него тоже был определенный режим. Многое может сделать детский психолог, который должен быть в каждом детском саду, он должен наблюдать за ребенком, общаться с родителями, давать им нужные советы.- Когда у ребенка проявляются аномалии здоровья, как их обнаружить?- До недавнего времени детей осматривали врачи-психиатры с трехлетнего возраста. И фактически о том, что происходило с ребенком до трех лет, мало кто мог сказать. И такой информации не было. Сейчас, слава Богу, начали осматривать с одного года. И это серьезный шаг вперед, потому что это дает возможность знать больше о здоровье ребенка. Это положительный момент.Теперь что касается дошкольного воспитания. Кто-то воспитывает детей дома, кто-то отдает в детский сад. Конечно, в детском саду воспитатель должен иметь и психологическую подготовку, чтобы понимать, как меняется поведение ребенка. И обсуждать изменения с родителями, ставить их в известность.- Вы предложили начать изучать психологию с третьего класса. Почему так рано? Что это даст?- Тут ситуация более серьезная, чем полагают многие педагоги. В школе изучают разные предметы, в том числе ботанику, зоологию и т. д., и дети знают, когда у оленя панты отпадают. А о своем развитии, о переходном возрасте и о своей физиологии они не знают ничего, предмет «Анатомия» не об этом. Но они должны знать о том, что касается подростка как такового. И когда много лет назад обсуждался вопрос с директорами московских школ, стоял вопрос, когда лучше вводить такой предмет. И было принято решение ввести такой предмет с третьего класса. Почему с третьего? Потому что с четвертого класса ребенок уже знакомится с тем, что  называется «травка».- Неужели уже в четвертом? Что вы посоветуете учителям и родителям, как им относиться к таким детям, как помогать им?- Да, уже в четвертом классе. Он узнает в школе или около школы, что есть «травка» и что «ничего плохого» в ней нет, это признак того, что «ты взрослый». Поэтому ребенок должен знать об опасности уже с третьего класса, что «травка» вызывает катастрофические последствия для его роста, может его погубить.В переходный период меняется форма тела, появляются прыщи, ломается голос, вытягивается нос, оттопыриваются уши и прочее. Важна встреча с психологом, который объяснит детям, что в переходном возрасте все это нормально и неизбежно. Особенно труден этот период для девочек, когда у них изменяются формы, некоторые страдают, что они пополнели, именно в таких случаях иногда начинается то, что называется нервной анорексией, когда подростки начинают худеть, – а это расстройство серьезное. Знаю такой факт: девочка не знала о том, что у нее будет расти грудь, и, когда это началось, она подумала, что у нее образовалась опухоль, и пыталась ее «вдавить» обратно, прячась от родителей. К сожалению, незнание подростками физиологии обычно не только для нашей страны, это очень распространенное в мире явление.Знание элементарных основ психологии может дать представление о первой любви. Понятно, что первая любовь у подростков непрочна, влюбленность изменчива, через это проходят все, но некоторые дети воспринимают неудачу как трагедию. Влюбляются то в одного, то в другого, и подросток должен быть психологически готов, что такое бывает, каждого бросают, и что в этом нет ничего трагического.Подростку нужна моральная поддержка. Много лет назад я читал лекции в Варшаве. Как-то зашел в костел утром и увидел детей-школьников, они заходят, крестятся, уходят. Следовательно, они к этому относятся серьезно, это духовная опора. И, наверное, такие же дети есть и у нас, когда они переживают трудные моменты и им нужна психологическая помощь и поддержка в обращении к Богу. Все знают о святом Валентине, покровителе всех влюбленных, но к нему обращаются, когда все очень хорошо. А к кому обращаться за духовной помощью при личных неудачах? Оказывается, есть духовный заступник и в Русской православной церкви – это святой Гавриил Седмиезерский, его икона находится  в церкви Рождества Богородицы на Петровке. К нему обращаются молодежь и подростки, кто страдает от неразделенной и безответной любви, ему молятся, чтобы святой отвратил от совершения дурных поступков, от желания мстить или украсть, начать употреблять наркотики или алкоголь. Духовная поддержка подростку очень важна.- Как будет введен новый предмет в школе и какое место он займет в расписании?- Предполагается, что предмет будет преподаваться в рамках ОБЖ, на него будет отводиться 20 часов в каждый учебный год. Этот предмет будет преподаваться с 3-го по 11-й класс. Соответствующие специалисты уже приступили к написанию учебников. По мнению большинства участников проекта, придется написать пособия для родителей детей, обучающихся в 3-4-х классах. Цель пособий – подготовить родителей к ответам на те вопросы, которые могут задать им дети.Надеемся, что к концу 2017 года будут готовы черновики части учебников. Необходимо подчеркнуть, что при подготовке учебников для следующих классов должны быть соблюдены последовательность и единство. В их подготовке должны обязательно участвовать психологи, детские психотерапевты и психиатры в составе объединенной группы.Замечу, что для нашей задачи психологического оздоровления детей одного предмета «Психология» и психолога-преподавателя недостаточно. Надо, чтобы каждый преподаватель средней и начальной школы освоил основные понятия детско-подростковой психологии. Мы обсуждали это с руководителями департаментов Министерства образования и науки РФ. Их предложение заключается в том, что каждый учитель-предметник независимо от того, что он будет преподавать, во время обучения в институте должен пройти курс тематического усовершенствования по подростковой психологии и каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Я этому очень рад. Программу мы написали. И мы будем готовить тех, кто будет читать лекции и проводить такие семинары. Если мы сможем этого достичь, это будет огромный скачок. Потому что знание подростковой психологии касается многих вопросов совершенно разного характера.В старших классах может быть полезной психологическая помощь в выборе профессии. Внимательный педагог, учитывающий характер и психологию ученика, может помочь в этом, выявить его способности, поддержать и развить их. В дальнейшем это облегчит ему существование и, если он научится на протяжении жизни быть психологом самому себе, он преодолеет многие барьеры, которые возникают перед человеком из-за незнания собственных возможностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте