Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Душевное тепло и духовность

Учительская газета, №7 от 20 февраля 2007. Читать номер
Автор:

Мы попросили двух разных людей – работника милиции и священника – высказать свое мнение о том, как спасти наших детей от преступных сообществ, от вредных привычек. Так ли уж несовместимы эти точки зрения? УК РФ содержит статьи, в целом соответствующие заповедям Священного Писания. Хотя методы, пожалуй, у правоохранительных органов и церкви действительно противоположные. Но если УК соответствует нравственным заповедям, может, и деятельность милиции могла бы отвечать заповедям церкви. А она, как известно, далека от этого. Мы знаем, что порой самих служителей закона трудно заставить уважать законы.

И в то же время в борьбе с подростковой преступностью мало усилий одной милиции. Здесь просто необходима помощь церкви. Вот почему интересно мнение священника об этой проблеме.

Долгое время одни ученые считали, что существует ген агрессивности и он передается по наследству. Лет пятнадцать назад «Литературная газета» даже затеяла дискуссию: можно ли по строению черепа определить будущего преступника и передается ли ген агрессивности по наследству. Тогда мнения разделились. Большинство участников спора сошлись во мнении, что все дело не в наследстве, а в воспитании. Вот что думает об этом ведущий сотрудник ВНИИ МВД, полковник милиции, кандидат медицинских наук, доцент Алексей Скрипников.

– Алексей Иванович, в жизни нередко приходится наблюдать парадоксальное явление: ребенок из хорошей семьи вдруг нарушает правопорядок, а то и совершает преступление…

– Ребенок обычно не может сформировать стопроцентную идентификацию себя как личности. Возникает разногласие между некоторыми потребностями и возможностью их реализовать. Есть некое неясное томление. С чем связано это томление, ребенок еще не понимает. Есть улица, которая занимается просвещением очень активно. Есть телевидение, которое подчас играет решающую роль в воспитании личности. В ситуации предневротического состояния, когда еще не ясно, «кто Я», «что Я», «зачем Я», ребенок начинает искать способы самоутверждения. Есть самые древние способы самоутверждения (человек – существо социальное). Волки и львы – также существа социальные. Из глубины подсознания возникают способы самоутверждения: «Я должен быть сильным, красивым, меня должны бояться». Это заложено внутри каждого человека. Мы социальные существа. Социальная среда утверждает: нельзя драться, нельзя бить слабых, нельзя доказывать кулаками свое преимущество. Социальная среда перевешивает подростковые инстинкты.

– Одно время в печати активно обсуждалось утверждение о том, что у некоторых людей самой природой заложен ген агрессивности и его легко можно обнаружить еще в детстве.

– Есть такое эфемерное понятие «биологическая память». Однако есть в человеке ген агрессивности или нет, недопустима даже мысль о попытке его иссечения.

– Так откуда это все берется?

– В зависимости от социальной среды формируются установки. Родители, школа, телевидение. В старом фильме «Тимур и его команда» Мишку Квакина победили, но никто ему не дробил челюсть. Это формировало у маленького зрителя или читателя положительную психику. Другое дело, когда он попадает в агрессивную нынешнюю среду. Сегодня наших детей словно подменили. Здесь обязательно надо искать новый социальный фактор, который изменил ребенка.

Система подражания у нас точно такая же, как у любого другого животного. В детском возрасте ребенок еще не может отличить по-настоящему хорошее от плохого, добро от зла. Ребенок может выбрать для подражания не тот ориентир, если своевременно ему не помогут, не научат видеть плохие и хорошие поступки.

– Импульсивные и вспыльчивые кавказцы, обидевшись, тут же хватаются за нож. Эта особенность темперамента или неправильный ориентир?

– Характер складывается под влиянием социальной среды. Вспыльчивость кавказцев культивируется. «Мужчина должен сразу ответить своему обидчику». Однако кавказцы, живущие из поколения в поколение, скажем, в Москве, почти ничем от русских не отличаются. В ограниченных армянских и грузинских диаспорах, испокон веков живущих в Москве, эта черта национального характера значительно атрофирована, потому что они находились в окружении совершенно другой культуры. Кавказская вспыльчивость – это скорее невоспитанность, дремучесть. У нас на Руси когда-то в средние века тоже чуть что за кол хватались. Сейчас проблема в основном состоит в социальной запущенности детей. В настоящее время родители крайне мало занимаются детьми. У одних проблема – заработать деньги, другие культивируют в своей семье люмпенское сознание (давайте все отнимем у богатых и поделим). Вместо того чтобы внушать, что только трудом можно очень многого достичь, в том числе и богатства. У нашего народа есть поговорка: пусть я на один глаз окривею, только бы у соседа корова сдохла.

В первом случае родители рассуждают: «Я купил ребенку компьютер, видио, плейер, что ему еще не хватает?» Социальные навыки должна прививать семья, школа одна этого сделать не в состоянии. Люмпенизированная категория родителей не желает заниматься детьми. Люмпен знает, что не может дать ребенку то, что есть у других, тогда пусть о нем заботится общество. В физиологии есть термин «запредельное торможение», это та ситуация, когда человек уходит в свои переживания. В нашей стране всегда глушили свои переживания алкоголем. Старшее поколение, как правило, наркотики не принимает. Среди тридцати-, сорока-, пятидесятилетних наркоманов мало.

– Сегодня все больше становится наркоманов среди детей. Это уже угроза здоровью нации…

– Употребление наркотиков говорит о социальной запущенности ребенка. Он остается наедине с собой, ему надо найти выход, найти кого-то и что-то, ему нужен контакт с себе подобными. Дело в том, что мышление в любом случае связано с общением, с приемом и передачей информации. У детей из неблагополучных семей, а в числе их и те, где есть достаток, нет родительской опеки, родительского тепла, участия. Например, папа дает сыну сто долларов, чтобы он куда-то сходил в свободное время, а ему захочется в зоопарк с отцом сходить. В лучшем случае это просто отторгает от себя дитя. Ребенок становится лишним. Чтобы как-то занять себя, начинает проигрывать деньги в игровых автоматах, покупать сигареты, пиво. Люмпенизированная же часть населения устраняется от воспитания детей. Они становятся лишними, начиная с того, что это просто лишний рот. Сейчас у нас немало семей, которые просто нищенствуют. От «лишнего рта» стараются избавиться. Ребенок сначала сбегает из дома, становится побирушкой, а затем правонарушителем.

Чем, по версии классиков марксизма-ленинизма, отличается люмпен от пролетариата сознательного? Квалифицированный рабочий умеет и любит работать, зарабатывать себе на жизнь. У люмпена другая ситуация. Сколько же их у нас, если в Москве один миллион беспризорных детей? Раньше пьющих родителей лишали родительских прав. Теперь государство самоустранилось. Ребенок становится сиротой при живых родителях. Детей из таких семей начинает социализировать улица.

– К сожалению, многие дети настолько привыкают жить на «улице», что их трудно вернуть в семью или в детдом.

– Дело в том, что все хорошее, что преподносится ребенку, должно пройти через какие-то усилия. Для того чтобы учиться, надо напрягаться: учить уроки, читать книги, заниматься спортом. Результаты приходят после длительного труда. А к труду-то ребенка не приучили.

Дурной пример усилий не требует. «Ты что, слабак, клей не можешь понюхать? Это же кайф, как мультики», – говорит парень восьми-десятилетнему ребенку. Это легко доступный результат. К тому же так соблазнительно испробовать на себе, не прилагая никаких усилий. Да и быть, как все, очень хочется. Так старшие приобщают младших ребятишек к наркотикам, алкоголю.

Для уличных авторитетов – это мелюзга, с которой нечего взять, токсикомания начинается в младшем, чуть ли не в детсадовском возрасте. Родители должны следить за своими детьми. Токсины – обязательно связаны с токсическими растворителями. Нужно проверять, не пахнет ли от ребенка клеем, бензолом. Этот запах впитывается в одежду, его невозможно выветрить.

– Изменяется ли при этом поведение ребенка?

– В таких случаях глаза у детей либо неестественно блестят, либо зрачки сильно расширены или сужены. Бывает, что язык заплетается. Дети, принимающие наркотические вещества, имеют неустойчивую походку. Еще один признак – сонливость (ребенок приходит с гулянья и тут же валится спать). Ближе к ночи он может встать и пойти на кухню поискать еду. По таким признакам можно заподозрить, что ребенок принимает токсины. Нюхальщика клея 15-16-17 лет уже не встретить. Героинового наркомана 7-8-9 лет встретить уже можно. Они не собирают грибы-поганки, вызывающие галлюцинацию. Это придумают не дети, придумают воры, педофилы, которые потом устанавливают свою власть над ними.

– Не только улица, но телевидение, очевидно, способствует духовному растлению детей?

– Преступить общепринятые нормы помогает, по моему мнению, и телевидение. До 95 процентов информации человек получает через зрительные анализаторы.

Что сегодня показывают для ребят на голубом экране? Американские мультики. Попробуйте засечь количество насилия на единицу времени, например, насилие над котом в мультфильме «Том и Джерри». Этого кота и утюгом, и динамитом пытаются извести, и пинают его, и плющат. Ребенок видит, что кого-то можно бить, над кем-то можно издеваться. Просто так, для потехи. Ведь кот ни разу этого мышонка не съел. Ребенок с трех лет начинает осознавать, что насилие, издевательство над другими позволительно, что это даже смешно. Он уже способен пересказать, что было в мультике, и спокойно обо всем говорить, не возмущаясь. Так с самого раннего детства культивируется насилие. У какой-то части детей появляется интерес к тому, что, скажем, будет с котом, если ему в самом деле поджечь хвост или стукнуть его по голове. При этом страдание животного воспринимается как что-то забавное. В 6-7 лет ребенок в отсутствие родителей способен включить телевизор и посмотреть боевик с карате, где одним ударом ногой в челюсть можно убить человека со средними физическими данными. Ребенок смотрит: героя бьют, герой бьет. Если взрослые это видят, они знают, что это условность. Детям же все это надо объяснять, сами они понять все это не в состоянии. Им нужно сказать, что пятерых одним ударом не повалишь, что поезд переехал манекен, а не живого человека. Великая поведенческая составляющая биологического объекта – это ориентировочная реакция. Отсюда варианты поведения.

– Алексей Иванович, в последнее время общественность Москвы и других городов России обеспокоена появлением так называемых скинхедов. Откуда и почему появилась такая организация в нашей стране, так пострадавшей в годы Второй мировой войны от фашистов?

– В эпоху кризисов, в смутное время люди, во всяком случае большинство из них, не могут понять, что с ними происходит, в своих бедах они винят не только правительство, но и людей другой национальности. Им кажется, что не было бы инородцев, приезжих, коренное население жило бы лучше, никакого кризиса не случилось. В такие моменты может появиться какой-то лидер и будет произносить лозунги именно такого содержания, а затем и призывы бить, убивать людей с иным цветом кожи, иных религиозных убеждений. Это так называемые вожди толпы, тонко понимающие ее психологию, ее настроение. И они легко ею управляют, подчиняют своей воле, своим корыстным целям. Человек, попав в такую толпу, утрачивает свои личные качества, подвергаясь своего рода гипнотическому воздействию. У него исчезает ответственность за свои поступки, способность реально оценить обстановку. Умственный уровень толпы всегда намного ниже умственного уровня любого его представителя. Она подвержена исключительно одним только эмоциям. Чем безумнее лидер, тем нелепее с точки зрения здравого смысла он предлагает идею, тем охотнее толпа бросится ее претворять в жизнь. Французский врач и социолог Гюстав Лебон еще в XIX веке писал: «Индивид в толпе поддается таким инстинктам, которым никогда не дает волю, когда бывает один».

Скинхеды, нацисты, нацболы, так называют молодых людей, которые, не найдя себе достойного применения в нашей стране, охотно и с удовольствием идут за лидером, которому слепо во всем подчиняются. Они как бы лишаются добровольно своей собственной воли и разума.

В нашей стране, победившей фашизм, символика гитлеровской армии оказалась популярнее, чем в самой Германии. Этому немало, как мне кажется, способствовал и фильм «Семнадцать мгновений весны». Симпатии зрителей привлекли персонажи типа Мюллера – в красивой форме, лайковых перчатках. Для многих подростков Мюллер и стал героем для подражания. Здесь зло оказалось привлекательнее добра.

– Как все-таки уберечь наше общество от скинхедов, а наших детей от подобных организаций?

– Дело в том, что мы сами в какой-то мере способствуем возникновению таких организаций. У нас издавна культивируется образ врага. Всегда у нас кто-то, а не мы сами, виноват в наших бедах, в том, что происходит в нашей стране. И это обычно люди другой национальности, иной веры. А если есть враг, хотя и придуманный, значит, есть с кем бороться. Нашим ребятам нужны нормальные молодежные организации, которые исповедовали бы здоровый образ жизни, учили толерантности и гуманизму.

Благочинный церквей Красногорского округа, настоятель Успенского храма г.Красногорска Московской области и протоиерей отец Константин (Островский) много лет работает с детьми, приходящими в воскресную школу при храме. Есть среди них и трудные дети. Поэтому мнение отца Константина, безусловно, авторитетно.

– Батюшка, существует мнение, что в человеке самой природой заложен ген агрессивности.

– На поведение человека влияют многие факторы: и наследственность, конечно, и воспитание (начиная с рождения и даже, наверное, раньше), и обстоятельства жизни. Огромное значение имеет свободная воля человека. Этот фактор всегда присутствует, и именно он определяет нашу вечную участь, потому что только он и зависит от личности, все остальное – внешнее относительно нее. А еще есть промысел Божий о каждом конкретном человеке, который взаимодействует со всеми другими факторами и даже определяет их, кроме, конечно, свободной воли.

– Почему люди раздражаются и недоброжелательны друг к другу?

– Мы иногда раздражаемся и бываем недоброжелательны друг к другу, очевидно, потому, что в нас много гордости и мало любви. В этом корень человеческого греха, и очень важно заметить, что, когда мы спокойны и добродушны, это еще отнюдь не означает, что мы не горды и действительно полны любви к Богу и ближним. Ведь если на огороде выросла сорная трава, ее недостаточно срезать, обязательно нужно удалить корень. Так и с грехом. Совершенно недостаточно научиться благопристойному поведению, нужно очистить землю своего сердца не только от ядовитых плодов и листьев греха, но – главное – от его корней: гордости, тщеславия, самовлюбленности.

– Известно, что мальчики из весьма благополучных интеллигентных семей попадают в преступные компании. Почему так случается, почему интеллигентность семьи не дала им «прививки» против зла?

– В контексте заданного вопроса под интеллигентностью, видимо, понимается высшее образование старших членов семьи, а благополучие имеется в виду чисто внешнее (родители открыто друг другу не изменяют, не пьянствуют, не дерутся и т.п.). Но разве это само по себе может быть «прививкой против зла»?

Чтобы внутренне противиться злу, человеку нужно, во-первых, иметь опыт добра и, во-вторых, стать в своем сердце на сторону добра. Это «стать в сердце на сторону добра», конечно, самое главное, но определяется в первую очередь свободным, личным выбором. А вот опыт добра человек может получить извне – от учителей, знакомых, через произведения литературы, искусства. И конечно, на первом месте здесь должна бы быть семья.

Когда ребенок видит взаимную любовь родителей и их нелицемерное благочестие, когда сам ощущает родительскую любовь, когда видит искреннее и серьезное внимание родителей к своим делам и к своей душевной жизни, когда сам принимает посильное участие в семейных делах – это имеет огромное значение в будущем столкновении его со злом во внешнем мире.

Хотя, конечно, и при самом лучшем воспитании от заблуждений застраховаться невозможно, но стараться, насколько это от нас зависит, дать своим детям опыт добра – наш родительский долг. Остальное уже определится промыслом Божьим и свободной волей самих детей.

– Почему наркомания стала в последние годы массовым явлением среди детей?

– Наркоманией у нас долгое время почти совсем не занимались. Считали, что такой проблемы нет. Главная жизненная установка современного человека – получить как можно больше удовольствия и как можно меньше страдать. Иными словами: «Даешь кайф без похмелья!» А на самом деле жить надо ради вечности. Нужно знать и исполнять заповеди Божьи. Должен быть страх Божий: и страх наказания за грех, и страх оскорбить своим грехом Бога и лишиться общения с Ним. Должно быть сознание того, что труд и трудности – Божье установление для падшего человека. Как сказано в Библии: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19). У человека должна быть решимость терпеть посылаемые Богом страдания, в том числе душевные. Именно бегство от душевных трудностей и страданий в первую очередь толкает человека к спиртному, наркотикам, вообще в виртуальную реальность.

– Что вы думаете о проблеме скинхедов? Откуда они появились в нашей стране, страшно пострадавшей от фашизма?

– Наша страна пострадала не только от германского национал-социализма, но и от собственного увлечения безбожным коммунизмом. Большинство современных россиян хотя и исповедуют православие, но по православной вере, по заповедям Божьим не живут. А свято место пусто не бывает. Если в сердце не Бог, то зло. А формы зла бывают разными: коммунизм, сатанизм, национал-социализм, фашизм, просто безбожная жизнь даже и без всякой идеологии…

Когда с годами ненависть к бывшему военному противнику (немцам) в нашем народе ослабела (и слава богу!), ослабело, к сожалению, и отвращение к сатанинской идеологии национал-социализма, которой было охвачено когда-то большинство немцев. Поэтому скинхеды и другие фашиствующие русские люди не получают жесткого всенародного отпора, что было бы вполне естественным и справедливым.

– Как вы считаете, нынешнее телевидение, массовая культура способствуют духовному растлению детей?

– Я не хотел бы присоединяться к хору ругателей телевидения и массовой культуры, хотя ругать есть за что. Главная беда не в них, а в том, что сами родители в огромной массе живут телевидением и массовой культурой, тогда как должны были бы жить в первую очередь своими детьми.

Когда семья живет насыщенной духовной и душевной жизнью (это, кстати, не очень зависит от уровня образования родителей), когда дети чувствуют их любовь и внимание, когда с ними дома занимаются, когда есть общая семейная жизнь, а не только совместное сидение у «ящика» и впитывание уже помянутой массовой культуры, тогда она не так уж страшна, она не сможет до самой глубины пропитать своим ядом душу ребенка. У него формируется иммунитет.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту