search
main
0

Душа запросила рыбки

В лингвистике существует понятие – языковая картина мира: исторически сложившаяся в сознании народа и отразившаяся в языке совокупность представлений. Язык отражает все: географию, климат, историю, условия жизни. Как средство общения между людьми, он неразрывно связан с жизнью и развитием речевого коллектива, который им пользуется. Именно язык хранит культуру в передает ее из поколения в поколение. Личность – это продукт языка и культуры. Через язык ребенок получает представление о мире и обществе, о его культуре, о системе ценностей, морали, поведении. То есть язык формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию.

В русской языковой картине мира есть одна замечательная особенность – эмоции занимают куда более важное место, чем ум, разум, рассудок. Мы даже голосуем сердцем, помните? Вместилище истинно ценного знания – это душа или сердце, а не голова. Да что там знания…. Носитель русского языка говорит: «Душа запросила рыбки отведать», и никто не скажет «желудок запросил». Язык – это живой организм. Можно предположить, что в этом организме есть горячее сердце, умная голова, душа, легкие, а есть, простите, кишечник или, того хуже, прямая кишка. Носители языка в силу характера, воспитания и жизненных ценностей выбирают, в какой части языка им комфортнее. В зависимости от того, в какой языковой среде мы пребываем большую часть нашей жизни, формируется не только речь, но и наше бытие, наша картина мира.

Есть люди увлеченные, творческие, умные, и речь у них образная, живая, с юмором. Общаться с ними – удовольствие: узнаешь новое, невольно перенимаешь манеру говорить. Но многие живут на уровне речевой клоаки, среди словесных нечистот. Для них бранное слово – вещь привычная и понятная, а более умное или тонкое вызывает насмешку или раздражение. Они стараются приспособить мир под свои понятия, снизить высокое. Пренебрежительно обзовут девушку «чиксой», и можно при ней крыть матом, курить в лицо и сплевывать под ноги. Юрий Александрович Вакутин, преподаватель Омской школы милиции, еще четверть века назад составил самый большой словарь преступного мира России. По его просьбе осужденные находили «свои» синонимы к словам из словаря Ожегова. И не ко всем отыскались аналоги! Нет в криминальном мире слов про веру, надежду, любовь, как нет и самих явлений. Зато убийство имеет 250 «криминальных» синонимов, деньги – 200!

Школа не сможет окультурить речь ребенка, если в семье принято общаться на уровне «сам дурак», «ща как вмажу». Придет пацаненок в школу и таращится: что за странный народ, непонятный. Со временем эмоциональная пропасть между ребенком и процессом обучения может превратиться в стойкое взаимное отторжение. Вывод: берегите своего ребенка, защищайте его от речевых отбросов, как можно раньше начинайте вместе читать и обсуждать книжки, давайте ему возможность надышаться, насладиться красивой родной речью, богатством русского языка, его мелодичностью, роскошной звуковой и эмоциональной палитрой.

Тамара СКОК, менеджер социального информационно-просветительского проекта «Современный русский» Омского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте