search
main
0

Душа обязана трудиться над речью

Мы живем в век речевого бескультурья. Даже в стенах вуза можно услышать звОнит вместо звонИт, не говоря уже о работниках торговли, которые предлагают «красивую тюль» и «хорошую шампунь», хотя эти слова мужского рода.

С употреблением иноязычной лексики не к месту – борьба уже сотни лет. Екатерина II издала закон, запрещающий употреблять иностранные слова, если им есть замена в русском языке. Карала своеобразно: заставляла заучивать наизусть 100 стихотворений Василия Тредиаковского.

Многие страны обеспокоены той же проблемой. Во Франции запрещено в деловых бумагах заменять без надобности французские слова иностранными эквивалентами. Это забота о сохранении самобытности родного языка. Еще одна беда – упрощенный до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал претендовать на норму. Люди разучились писать красивые, продуманные письма. А это отучает мыслить грамотно и логично.

Сленговая речь – еще один бич. Молодежь всегда была склонна к «новоязу», но из уст старшего поколения это звучит нелепо. Кроме того, в повседневной речи много «паразитов», например КАК БЫ, говорящее о неуверенности и неопределенности мыслей. Развитие речи ребенка, формирование его культурного поля происходит в 4-5 лет. Родители и воспитатели должны эффективно использовать этот период для пополнения лексического запаса, развития фантазии малыша. Речь и мышление связаны между собой, и от того, как вы общаетесь с ребенком, зависят его обучение в школе, популярность среди сверстников, умение находить контакт. Вот вам пример из нашей жизни. Идущий передо мной папа говорит сыну, что придется ехать на Казачий рынок. Мальчик спрашивает: «А это далеко?» Отец недружелюбно отвечает: «Два дня лесом, три дня полем». Обиженный ребенок больше вопросов не задавал.

Немаловажный аспект – специфика обучения в начальной школе. Стандарт один, а дети разные: кому-то достаточно секунд, чтобы сообразить, а кому-то нужно долго думать. Еще Ушинский предупреждал, что, заканчивая предложение за ученика, мы прерываем его мыслительную деятельность, отучаем думать и формируем привычку все время ждать подсказки от сверстников или учителей. Такой ребенок не сможет стать самостоятельным и уверенным в себе.

Общительный человек умет не только говорить, но и внимательно слушать. Каждому важно быть понятым и услышанным, и надо тренировать в себе умение слушать, не перебивая, не демонстрируя превосходства или нетерпения. Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII века, заметил: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». Чтобы обладать культурой речи, надо работать: побольше читать, рассуждать, беседовать с умными людьми, стремиться, узнавая новое, сохранять традиции. Как сказал Б.Пастернак, «культура первому встречному в объятья не бросается». Нужно почаще заглядывать в разные словари, вникать в суть понятий, запоминать. «Душа обязана трудиться» и в речевом плане тоже.

Лариса АНТИЛОГОВА, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте