search
main
0

«Душа моя – страданиями уязвлена». Элитные школы – для детей «с золотой ложкой во рту»

Когда вы будете читать эти заметки, меня, возможно, уже не будет среди живых, я старый учитель и старый человек, и сердце мое едва не разорвалось от боли, когда я читала в № 33 «УГ» статью «Я достоин лучшего», подписанную именем Ээльмаа.

Точнее, мне читали ее коллеги из Совета ветеранов Советского района, так как сама я читать уже не могу и письма диктую. Я не верю, что такую циничную, человеконенавистническую статью мог написать учитель. Да еще и призвать в союзники Раскольникова.

Любой учитель, работающий в школе, сослался бы скорее на Радищева: «Душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Потому что дети сегодня страдают больше, чем во время войны: они никому не нужны, их никто не любит, и они это остро чувствуют и оттого болеют, плохо учатся, плохо развиваются и мстят взрослым, как могут, хотя бы плохим поведением и наркоманией.

Я не верю, что письмо писал настоящий учитель. Но явление в нем подмечено точно: личный успех стал главной целью многих молодых педагогов, особенно в элитных школах, где учатся дети крупных чиновников, бандитов и олигархов. У этих учителей чужое богатство, добытое разорением малых и старых, а то и кровью, вызывает зависть. Учительница одного из моих внуков говорит: «В нашем классе учится дочка главного бандита соседнего района. Ее на трех машинах возят с охраной и гувернанткой. Он может весь наш класс на каникулах на Кипр отправить бесплатно». Все в восторге – какой хороший бандит!

В престижных школах нет детей-сирот, детей-инвалидов, детей из неполных семей или просто бедных. Там не одаренные дети, а дети богатых и успешных родителей. Одаренность редка, она не сразу проявляется, да и нет точных способов ее выявить. Отбирают туда с первого класса способных детей «с золотой ложкой во рту». Родители закупают будущие золотые медали с первого класса: тот же педагог, что учит в школе кое-как, ходит – или его возят на машине – к богатому ученику на дом дополнительно и репетирует его за 200-300 рублей в час. Десяток таких «одаренных» учеников да еще без уплаты налогов дают безбедное существование под прикрытием «народного образования». Это не Раскольников с кровавым топором, а – одаренный учитель таких же одаренных детей. К выпускным классам в таких школах учителя распределяют «медалистов» – кому за кого писать сочинение или письменный экзамен по математике.

Моя коллега работает в школе, откуда успешно поступают в соседний технический университет. В этом году там «сделали» более 20 медалистов. Ей пришлось в один день писать 7 сочинений «на медаль», но ни премии, ни родительских денег она лично не получила – все осталось «на верху». Ей очень обидно, но уходить не хочет: работать в такой школе легко – дети отборные – и выгодно: родители богатые.

И Бог с ними – пускай бы богатели бедные педагоги за счет богатеньких родителей.

Но ведь от этого беднеет и глупеет вся Россия. Дети, которые перенесли тяжелую травму – смерть отца или матери, тяжелую болезнь, нищету, безработицу, другое горе (а таких миллионы), именно они, а не дети алкоголиков и воров составляют главный контингент окраинных и непрестижных школ. Эти дети, оставшись без единого талантливого учителя в своей «отстойной» школе, пополняют ряды маргиналов и преступников: у них нет перспективы, нет надежды. Что тогда происходит, узнаете на странице 5-й «УГ» этого же номера: учителя 144-й новосибирской школы ударил бывший ученик, теперешний студент, выбил ему глаз. 144-я – это окраинная школа отдаленного Первомайского района, куда не идут «одаренные» учителя и откуда «одаренных» детей бизнесменов и бандитов возят в центр города, в знаменитую гимназию, где им золотая медаль гарантирована, – они «достойны лучшего».

Могла бы много еще сказать, но устала: мне сегодня исполнилось 86 лет. Расскажу лишь, как во время войны я по молодости и нетерпимости была слишком сурова с одним безграмотным и неусердным, «тупым» мальчишкой. Он написал на обложке тетрадки: «Софья мокла, Софья сохла, чтоб ты сдохла». Мне было 23 года, мой ребенок тяжко болел.

Я всю ночь проплакала. А наутро узнала, что отец этого ученика погиб в Брянских болотах, а мой муж там же пропал без вести. После уроков я оставила «поэта» в классе, дала ему кусочек хлеба, прибереженный для моей умирающей матери, и сказала: «Хорошая рифма, неожиданная, необычные созвучия», словно не обо мне шла речь. Мы стали друзьями. Судьба забросила меня в Сибирь, а он остался на Волге, стал металлургом; до сих пор, почти полвека, пишет мне письма этот Виктор Молчанов, у которого четверо внуков. Но кто их будет учить? Богатыми они не стали и в престижную гимназию их не взяли…

Софья УШАКОВА, учитель литературы

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте