search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей

Дурман против совести Апокалиптическая новелла в 3 частях

“Жизнь…? Когда компасом в ней служит совесть, плыть легче”.
В.Д.Шадриков, зам. министра образования России (“УГ” N 46 (9763), 16 ноября 1999 г.)
Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая.
Н.А.Некрасов

Часть I: Голоса
Лев Николаевич Толстой в статье “Для чего люди одурманиваются?” писал: “Что такое употребление одурманивающих веществ – водки, вина, пива, гашиша, опиума, табака и других менее распространенных: эфира, морфина, мухомора?..
Зачем людям нужно одурманиваться? Спросите у человека, зачем он начал пить вино и пьет. Он ответит: “Так, приятно, все пьют” да еще прибавит: “Для веселья”. Спросите у курильщика, зачем он начал курить табак и курит теперь, и он ответит то же: “Так, от скуки, все курят”. Так же, вероятно, ответят и потребители опиума, гашиша, морфина, мухомора… Но не во вкусе, не в удовольствии, не в развлечении, не в веселье лежит причина всемирного распространения гашиша, опиума, вина, табака, а только в потребности скрыть от себя указания совести. Люди знают это свойство вина… заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели”.
Любопытная для всех нас, ныне живущих, получается картина, в которой взрослый человек пытается сознательно скрыть от себя голос своей совести.
См. схему 1
Стоит ли обращать внимание на тот факт, что за какой-то один десяток лет число педагогов, пытающихся сознательно скрывать от себя голос своей совести, увеличилось в 10(!) раз?..
В книге для учителя “Беседы о детской психиатрии” нашего известного детского психиатра М.И. Буянова педагог может прочесть следующее: “Есть в нашей душе некий удивительный механизм, который называется совестью. Он является одной из самых главных загадок человеческой психики. Ученые не могут дать определение совести, но каждый человек четко знает, у кого она есть, а у кого – нет. В течение многовековой эволюции в каждом человеке выработались важнейшие законы человеческих отношений, и что бы люди ни делали для ликвидации совести, как бы они ее ни отрицали, в какие бы ужасные условия ни ставили друг друга, совершая бессовестные поступки и доказывая, что это есть правильно, что так и надо, как бы ни дискредитировали совесть, она всегда дает о себе знать”. Так стоит ли..?

Часть II: Полушария
См. схему 2

Часть III: Капли блага
Несколько лет назад я стал свидетелем любопытной беседы учителя и ученика на уроке литературы. Домашнее задание ребенок выполнить не смог, но его все же вызвали отвечать.
– Опять не выучил? Давно ли беседовали с отцом?
– Я учил, только не запоминается.
– Учил, да не выучил! На (учитель подает ребенку книгу), читай по сборнику.
Ребенок читает стихотворение А.С.Пушкина “К морю”. Читает быстро, многое просто проговаривает по памяти. Вдруг в речи ребенка звучат слова:
“Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран”.
В моей памяти эти строки сохранились иначе:
“Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран”.
Когда ученика посадили на место, я тихонько попросил у него книгу “Избранное”. А.С.Пушкин (М.: Просвещение, 1983 г.) и еще раз прочитал на странице 24 то, что только что слышал из уст отвечающего ребенка.
Последнее время память практически никогда меня не подводила. Вернувшись из командировки, уже у себя в кабинете я открыл другой сборник (“Русская лирика XIX века”, М.: Худ.лит., 1981 г., стр. 75). В этом сборнике стихотворение А.С.Пушкина “К морю” звучало так, как оно помнилось мне. Оказывается, существуют два варианта словесного оформления Пушкиным мысли “иль (уж) просвещенье, иль тиран”.
В чем отличие “судьбы земли” от “судьбы людей”? Как я понял эти строки гениального поэта?
Тиран, палач, злодей
Судьба земли, ее народа:
Где жизни прах, там есть свобода,
Там должен спать тирана дух,
Не просвещенье, а испуг.

Теперь спокойно, не крича,
Понять нам надо палача,
Тогда совсем уснет злодей:
Вот будет благо для людей.
Вряд ли возможно делать зло и самому при этом не испытывать состояние злобы или равнодушия. С точки зрения современной психофизиологии состояние равнодушия или злобы возникает только в том случае, если “закрыто” правое (образное) полушарие головного мозга человека. Что ж, попробуем его открыть.
А.МАСЛОВ,
методист кабинета СППП,
учитель физики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте