Федеральный государственный стандарт общего образования уделяет серьезное внимание сохранению здоровья школьников и вводит понятие «здоровьесберегающая учебная культура». В связи с этим возникает вопрос, насколько актуальна постановка проблемы формирования и у учителя «здоровьесберегающей культуры педагогического труда» и кто может взять на себя ответственность за это.
Школа порождает стрессы и для ученика, и для учителяАндрагогике посвящено много хороших и умных книжек о том, как повысить мастерство учителя, эффективность и качество его работы. И очень мало – как сохранить его здоровье – физическое, психологическое, нравственное, а значит, и ресурсы личностного и профессионального роста. Однако эти вопросы должны стать неотъемлемой частью культуры педагогического труда.Сегодня учитель напоминает мне осажденную крепость. Он постоянно должен быть в готовности №1, чтобы решать проблемы, сыплющиеся отовсюду: от проверяющих, руководства, родителей, учеников. С одной стороны, конечно, неплохо, что перестали замалчивать проблемы образования, его негативы. Но много ли говорят о его успехах? Очень тревожит низкий социальный рейтинг педагога, на учителя порой выплескивают обвинения, от которых опускаются руки, гаснет взгляд, черствеет сердце. Как не хватает педагогу добрых слов, пускай даже авансом!Неконструктивные нападки на школу – это ведь стрессовый фактор не только для педагогов, но и для всего общества, потому что почти все мы – родители, бабушки, дедушки учеников и нас очень волнует, какое образование получит наш ребенок, как сложится его жизнь. Отчего, скажите, у многих родителей будущих первоклассников, еще и не имевших опыта взаимодействия со школой, уже существуют негативные ожидания, враждебное, вплоть до агрессивного, отношение к школе, а у других вообще включаются механизмы психологической защиты, желание спрятаться и вообще не приходить в школу, отрицать даже очевидные проблемы ребенка, на которые обращают внимание педагоги?К сожалению, эти ожидания иногда оказываются вполне обоснованными: ребенок, придя в школу, теряет свою индивидуальность, не в силах противостоять системе, «обжимающей» всех – и учеников, и учителей, и родителей. А учитель как элемент этого механизма – насколько свободен он, как скоро изнашивается, пока не сломается?Не случайно, по данным Научно-исследовательского института медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН, именно для педагогов типичны трудноизлечимые неврозы, нейродермиты, сбои эндокринной системы, заболевания голосового аппарата, органов чувств. Печально шутят, что через 10 лет работы учителем человеку уже не задают вопроса, кем он работает, – и так видно.Причин этому много. Прежде всего, у учителя разноплановая социальная ответственность. За что он только не отвечает! За знания и умения, воспитанность и поведение, безопасность и здоровье, бесконечную документацию, корректность методики, урок и внеурочную работу, работу с родителями, обобщение опыта, разбитое стекло, невымытый пол.Уже никто не спорит, что сегодняшний школьник работает в условиях больших информационных перегрузок. А учитель?! Не успеет освоить один учебный курс, появляются очередные инновации, а горы отчетности множатся как снежный ком.Информационные перегрузки учителя усугубляют частые конфликтные ситуации. В науке конфликтологии считается, что педагогические конфликты – самые тяжелые. Их особенность – неоднозначность, неопределенность ситуации, ее непредсказуемость, многоаспектность, динамичность. Да и сами дети при ежедневном контакте выступают как сильный, систематически действующий раздражитель. Душа устает. Не каждому работа под силу. Недаром шутят, что учитель – это тот, кто раньше думал, что любит детей. Не случайно у учителей быстрее, чем у людей других профессий, формируются синдром профессионального выгорания, психическое пресыщение своей профессией.Учитель не просто работает в педагогике, он живет в своей профессии. Если бухгалтер, придя с работы домой, уже не думает о ней, занимается домашними делами, то учитель – другое дело. Даже во сне продолжается «проигрывание» урока. Конечно, это сказывается на воспитании собственных детей. Характерный для учителя «синдром красного карандаша» («подчеркиваю то, с чем не согласен») отражается прежде всего на домашних, делает педагога трудным в житейском общении: даже вне стен школы он продолжает всех учить.Конечно, через 10-15 лет работы начинает деформироваться личность учителя. В ответ на стресс появляются защитные формы поведения – к сожалению, как свидетельствуют многолетние исследования – чаще всего агрессивного характера. В своих неудачах учителя начинают винить других – детей, их родителей, обстоятельства, сужается временная перспектива собственной жизни, снижается способность противостоять жизненным трудностям и адекватно их оценивать. Не случайно для учителей характерен низкий уровень психосоциальной адаптации! А ведь в профессиональные обязанности учителя входит задача оптимальной социальной адаптации учеников!Чего боится учительУчителю очень нелегко. По нашим данным, за последние 10 лет на порядок увеличилось число педагогов, нуждающихся в одобрении, поддержке и понимании. Обследуя учителей одного из городов, мы даже пришли в растерянность от того, до чего были высоки значения шкалы лжи, скрытой в анкете! Более 80% респондентов (!) ответили неискренне – так, чтобы представить себя с лучшей стороны из боязни не соответствовать.Тогда мы применили проективные методы исследования, в которых в отличие от анкетирования возможность дачи ложной информации резко снижена. Исследования более 1000 учителей показали, что чувство растерянности, неуверенности в своей профессиональной работе испытывают 35% учителей (!), у 21% отмечается состояние перенапряжения, «внутреннего крика», у 17% педагогов сформирована мотивация избегания неудач (противоположная мотивация – достижения успеха). Мы уже не удивились данным о том, что более чем у половины учителей снижена эмоциональная чувствительность, способность сочувствовать, сопереживать! Психика защищается, как ракушка, закрываясь от внешнего мира.Но и это не спасает: внутреннее напряжение все равно остается, стрессы оказываются непроработанными, неотреагированными, подавленными, они накапливаются, растет риск неврозов, психосоматических расстройств. 88% педагогов считают себя больными, причем 85% уверены, что именно профессиональная деятельность повлияла на их здоровье. 62% учителей испытывают стресс на школу. У половины учителей в стенах школы настроение ухудшается, у 40% в школе начинает болеть голова. Угроза нервного срыва реальна у каждого третьего педагога. А есть и поистине страшная информация о суицидальном риске среди педагогов. Но это – тема для отдельного разговора.На этом фоне мы видим, как школы экономят средства на психологические службы, а они очень нужны школе – для предупреждения нервных срывов учеников и учителей, для поддержания здорового психологического климата, профилактики ухудшения психологического здоровья всех участников.В чем видят причины своего нездоровья сами учителя? Большинство считает, что это большая загруженность работой. 12% указывают на непонимание и давление со стороны руководства, 8% – на обилие «бумажной» работы, 7% жалуются на изношенность нервной системы. Лишь 6% учителей считают, что сами недостаточно хорошо владеют навыками саморегуляции, самоорганизации, что здоровье во многом зависит от них самих.Может быть, действительно, большинство учителей владеют собой? В модельных условиях мы имитировали для педагогов ситуации информационных стрессов и отслеживали изменение у них психологических и физиологических показателей. Информационный стресс характеризовался сочетанием трех факторов: ограничением времени, большим объемом информации, отсутствием права на ошибку. Оказалось, что каждый второй-третий педагог стрессонеустойчив. Под влиянием информационной перегрузки у каждого третьего учителя резко снижалась регуляция внимания, а у каждого второго появлялись признаки выхода за пределы нормы вегетативной регуляции сердечной деятельности (тахи- и брадикардия).Наше здоровье зависит от саморегуляцииМежду тем большинство преподавателей все же считают, что вполне достаточно владеют механизмами саморегуляции. Парадоксально! Что же они понимают тогда под саморегуляцией? Выяснилось, что умение владеть дисциплиной в классе, подавлять свои эмоции и не показывать окружающим свое настроение (!), то есть «проглатывание» стрессовой бомбы.Но так ли важны для здоровья умения саморегуляции? Наука говорит, что человек остается здоровым не потому, что все органы и системы у него работают идеально. Такого вообще быть не может. Человек здоров, если у него хорошо работают главные системы регуляций. Их у него три: нервно-психическая, эндокринная и иммунная. Регуляция в живой природе – это всегда саморегуляция. Не изобретено еще искусственной системы, которая могла бы выполнить это за человека. Саморегуляция – процесс непрерывный и противоречивый. Ежесекундно идет противопоставление двух тенденций: развертывания заболевания (патогенез, реализация стресса) и его преодоления (саногенез, лимитирование стресса). От того, какие силы победят, зависит, здоров человек сейчас или нет. Таким образом, человек здоров не потому, что живет в тепличных условиях, а потому, что сильны его механизмы стресс-лимитирования, самокомпенсации, о которых писал 100 лет назад Л.С.Выготский.Эти механизмы работают на разных уровнях: биохимическом, физиологическом, психическом, социокультурном (нравственность, совесть, этнокультурные архетипы поведения) и, безусловно, могут регулироваться самим человеком через его образ жизни, знания, отношения. Отсюда и резерв повышения здоровья не только с помощью таблетки, но и педагогическими средствами.От здоровьесберегающей учебной культуры школьника – к здоровьесберегающей культуре педагогического трудаГде же этот резерв? В педагогике и психологии, в соответствующем содержании педагогической подготовки и дополнительного образования педагогов. Новый стандарт ввел понятие «здоровьесберегающая учебная культура». Владеет ли сам учитель ею? Уделяют ли должное внимание формированию культуры профессионального труда, педагогической деонтологии в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, курсов повышения квалификации работников образования, подготовки школьных психологов? А ведь только за счет педагогических и психологических средств возможно существенное немедикаментозное снижение заболеваемости и повышение ресурсов профессионального здоровья учителя. В условиях введения новых стандартов, когда стрессы педагогов увеличиваются многократно, эти вопросы выходят на государственный уровень, ведь в нашей стране армия школьных учителей насчитывает более миллиона специалистов.Сегодня много печатных публикаций, сетевых педагогических сообществ, в которых учителя делятся своими инновационными педагогическими разработками, но в них практически не ведут разговор про опытно-экспериментальные эргономические разработки в области труда учителя. А ведь они есть, есть и опыт отдельных мероприятий по сохранению здоровья педагогов. Где-то это хор учителей, где-то – школьный учительский театр, где-то – физкультурные секции, где-то – тренинги со школьными психологами, т.е. есть мощные каналы отреагирования стрессов, психического и даже психосоматического оздоровления. Хотя опыт этот единичен, а работа по сохранению здоровья учителя остается несистемной, уже есть эмпирический опыт, которым можно поделиться. Остро не хватает сетевых педагогических сообществ, направленных на охрану здоровья учителей, с грамотными специалистами, работающими в области медицины, психологии и эргономики педагогического труда, которые способны проводить тренинги, консультации учителей с учетом типологии профессиональных ситуаций, индивидуально-типологических особенностей реагирования учителя на стресс. Такие сайты могли бы поддерживать учреждения высшего, среднего специального, дополнительного образования педагогов. Думаю, что они пользовались бы большим интересом и студентов, и учителей-практиков.Вероятно, настало время, когда надо ставить вопрос о формировании компетентности учителя в области здоровьесберегающей культуры педагогического труда как государственной задаче.Елена ДЗЯТКОВСКАЯ, главный научный сотрудник ИСМО РАО
Комментарии