Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Практикум

Думая о будущем, живи в настоящем

Учительская газета, №37 от 15 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку с учетом актуальных изменений в контрольных измерительных материалах

Кажется, еще только-только закончилась в этом году пора экзаменов, так не похожая на переживания прошлых лет: дистанционная форма завершения учебного года, перенос сроков, введение необходимых мер защиты; только-только школы подготовились к такой долгожданной встрече – очной! – с учениками, только-только прозвенел первый звонок, как мы уже говорим о подготовке к экзамену. Такая ситуация знакома каждому учителю: «встречай, учи и снова расставайся…» В этом есть что-то философское, убеждающее в неизменной важности нашей работы – постоянной, непрекращающейся и живой.

Ирина ДОБРОТИНА

Итак, новый учебный год. Десяти- и одиннадцатиклассники, уже понимающие, как важен каждый день живого, непосредственного общения с учителем! Уверена: учитель обязательно найдет что-то новое, какие-то цифровые ресурсы, к которым уже привык, но вместе с тем возьмет в свое школьное настоящее проверенные книги и пособия. И хочется мне, чтобы внимание досталось пособию издательства «Экзамен»: «ЕГЭ 2021. Русский язык. 38 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ и подготовка к выполнению заданий части 2» авторов И.П.Васильевых, Ю.Н.Гос­те­вой, Р.А.Дощинского, Г.Т.Его­ра­е­вой, М.С.Смир­но­вой.
Для учителя-филолога важно каждое слово, и в названии он, конечно, обратит внимание и на указание «задания от разработчиков», и на информацию о подготовке к выполнению заданий части 2, да и фамилии авторов многое нам говорят.
Будем последовательны и изучим, как трансформировались КИМы ЕГЭ по русскому языку в этом году. Итак, изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания 9. Уточнены формулировка задания 27 и критерии оценивания.
Предлагаю посмотреть, как может быть сформулировано задание 9.
Пример из демоверсии:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
Методический комментарий: На что обращаем внимание? Слова даны без пропусков букв, что требует от выпускника применения умений определять корень слова самостоятельно, подбирать проверочные слова или определять, что слово относится к группе слов с чередующимися гласными в корне.
При выполнении конкретного задания видим, что во второй и третьей строках есть слова с чередованием (возрастной, озаряться, располагающийся), следовательно, эти строки исключаем. К словам 1‑й и 5‑й строк можно подобрать однокоренные слова с гласной в сильной позиции, а вот в 4‑й строке есть слова, правописание которых определяется традиционным принципом русской орфографии, мы его запоминаем и/или сверяемся со словарем.
В пособии даны и другие возможные формулировки этого задания. Пример:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) макулатура, вестибюль, макароны
2) изложение, упирающийся, зарница
3) виртуоз, ложбинка, деликатесный
4) ложкообразный, суверенитет, опровержение
5) понимание, наращение, выстелить
Методический комментарий: следует напомнить учащимся об омонимичных корнях. Так, следует различать: «примирять друзей» (лексическое значение «мир», «не вражда»), «примерять вещи» (лексическое значение «надеть или обуть что-л. для определения соответствия размеру, пригодности к носке»). Данные словосочетания не содержат слов с чередующимися гласными. А вот в сочетании «замереть на минуту» (сравни: «замирать от страха») такое слово есть. Если учащиеся по формальным признакам, без определения значения слова, выделят корень с чередованием в слове «ложбинка», это будет неверно.
Ответ: 25.
Очень важной представляется часть, направленная на совершенствование умений создавать текст. В демоверсии внесены уточнения в формулировку задания, касающуюся комментария: «Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте ее». За верно выстроенный комментарий учащийся получает до 6 баллов.
Учащимся будет полезна размещенная в пособии табличка, где отражены основные виды связи и способы их оформления.
…Листаю страницы пособия: 38 вариантов, 38 отличных текстов, 5 вариантов для подготовки к выполнению второй части экзамена (полноценных уроков развития речи); блок с ответами и комментариями. С учетом, что некоторые мои ученики решают по 2 варианта в день на финальном этапе подготовки, а некоторые будут вместе со мной шаг за шагом идти весь год, есть возможность организации дифференцированной работы, есть где развернуться! Главное – сохранить живое, непосредственное общение в течение всего учебного года.

Ирина ДОБРОТИНА, кандидат педагогических наук, учитель русского языка, научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ ИСРО РАО, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
  • Пока не знаю, надо изучить систему 55%
    110 голосов 55%
    110 голосов - 55% из всех голосов
  • Нет 31%
    61 голос 31%
    61 голос - 31% из всех голосов
  • Да 14%
    28 голосов 14%
    28 голосов - 14% из всех голосов
Всего проголосовало: 199
Ноябрь 25, 2020 - Декабрь 1, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt