search
main
0

Думайте рядом. Основные принципы работы с тестовыми заданиями

Как показывает опыт, большинство ошибок школьников на контрольных и экзаменах связано не с плохим знанием предмета, а с иными причинами: плохой концентрацией и распределением внимания, отсутствием общей культуры и межпредметных связей, неумением построить логическую цепочку, слабыми навыками работы с информацией. А между тем в последние годы ЕГЭ, к примеру, стал намного сложнее и интереснее и требует не угадывания ответов или заучивания фактов, а логического мышления, умения работать с информацией, грамотно и четко выражать свои мысли.

В этой публикации речь пойдет об основных принципах работы с тестовыми заданиями. Усвоив алгоритм грамотной системной работы с тестом, ученик сможет применять его в различных жизненных ситуациях, таких как олимпиады, экзамены в вузах, подтверждение диплома в других странах, собеседование при приеме на работу. Понимание типичных подходов и алгоритмов дает возможность выполнить подавляющее большинство заданий даже в тех случаях, когда школьник не знает точного ответа, но имеет культуру мышления и умеет применять эти правила. Все примеры, приводимые в данных рекомендациях, взяты из официальных сборников ЕГЭ по биологии, банка заданий, аналитических отчетов и материалов для экспертов на сайте ФИПИ. Эти универсальные принципы и подходы применимы для любых других предметов.Основные подходы к пониманию и решению тестов одинаковы. В качестве примеров приведу некоторые правила работы с тестами и алгоритмы их решения (правила выделены жирным шрифтом).При работе с тестами самое главное – это внимание и отсутствие спешки. Необходимо читать и вопрос, и ответы медленно, обращая внимание на все «мелочи» – единственное или множественное число в вопросе, наличие частицы «не» и т. д. Иногда всего одно слово или уточнение может определить нужный ответ.ПримерИз двух первичных диплоидных половых клеток в результате овогенеза образуется полноценных гамет:1) восемь;    2) две;3) шесть;    4) четыре.Ключевое слово – «полноценные». В ходе мейоза исходно образуются 4 клетки, но при сперматогенезе сохраняются все, а при овогенезе остается только одна полноценная яйцеклетка, 3 полярных тельца деградируют. Если не обратить внимание на это слово, а также на термин «овогенез», можно дать неправильный ответ.ПримерСовокупность растений клевера лугового, произрастающего в окрестностях города Сарапул, представляет собой уровень организации живой материи:1) организменный; 2) популяционный; 3) видовой; 4) биоценотический.Клевер луговой – это вид, но уточнение «в окрестностях города Сарапул» указывает на то, что это только часть особей вида, то есть популяция.Если правильный ответ сразу неочевиден, необходимо применить то, что называется «культура мышления» – умение найти ответ, используя вспомогательные приемы. Один из них некоторые ученые называют «думать рядом».ПримерПриспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается в:1. Уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды.2. Повышении содержания хлорофилла в клетках листьев.3. Развитии длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы.4. Образовании плодов и семян в короткие сроки.В задании говорится не просто о травянистых растениях, а о растениях в тундре. Следовательно, надо определить самый важный фактор для таких растений – короткое лето, так как надо успеть дать потомство. Значит, правильный ответ – 4.Если в вопросе теста упоминается какое-то общее понятие и с ним требуется сопоставить некоторый частный объект, то начинать рассуждения следует с общего.ПримерПо какому признаку мхи относят к царству растений?1. В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.2. Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.3. Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.4. Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.В тесте нет заведомо неверных ответов, что часто вызывает затруднения. Но мхи в данном случае – это частное, а растения – общее. Общим свойством для растений является фотосинтез – ответ 2.Иногда упростить и понять задание можно, если, наоборот, перейти от частного к общему.ПримерУстановите соответствие между видами животных и особенностями строения их сердца.Виды животныха) хамелеонб) серый варанв) фламингог) саламандрад) белый медведье) кукушкаОсобенности строения сердца1) трехкамерное2) трехкамерное с частичной перегородкой3) четырехкамерноеМногие школьники на такие тесты реагируют по принципу: «Мы не учили, какое сердце у варана». При наличии культуры мышления надо просто соотнести каждый вид животного с классом позвоночных, к которому он относится.Кроме того, большинство тестов можно решить (даже не зная отдельные факты), если уметь применять следующие приемы:1. Исключение заведомо неверного.2. Нахождение подсказки в вопросе.3. Нахождение подсказки среди ответов.4. Отбрасывание избыточной информации.Примеры на метод исключенияОбмен участками гомологичных хромосом называется:1) мейозом; 3) кроссинговером;2) митозом; 4) гаметогенезом.Ответы 1, 2 и 4 для знающего предмет заведомо неправильные. Остается ответ 3, даже если забыли термин «кроссинговер».Установите соответствие между функцией периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет: 1-соматическая, 2-вегетативная:а) направляет команды к скелетным мышцам;б) иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов;в) обеспечивает перемещение тела в пространстве;г) регулирует работу сердца;д) усиливает работу пищеварительных желез.Если школьник знает, что вегетативная нервная система отвечает за внутренние органы, то для соматической остаются ответы а) и в).Пример на подсказку в вопросеОграничивающий фактор для светолюбивых растений леса – это:1. Влажность почвы.2. Повышенная температура.3. Концентрация углекислого газа.4. Сомкнутость крон деревьев верхнего яруса.В тесте говорится не о растениях вообще, а о светолюбивых. Сомкнутые кроны деревьев пропускают мало света, следовательно, это и будет ограничивающим фактором в данной ситуации.Примеры на подсказку в ответахПримером активного ионного транспорта является:1. Работа калий-натриевого насоса.2. Диффузия воды через поры клеточной стенки.3. Диффузия кислорода при дыхании.4. Фильтрация крови в почечной капсуле.В ответах есть даже две подсказки: натрий и калий – это ионы, а насос – активно работающее устройство – ответ 1.Географическое видообразование возможно в случае:1. Значительного расширения исходного ареала вида.2. Расхождения экологических ниш организмов.3. Разных сроков размножения.4. Отдаления острова от материков.5. Разделения ареала в результате изменения климатических условий.6. Гибридизации двух видов.Многие школьники путают географическое и экологическое видообразование. Но все просто – география связана с месторасположением или его изменением, подобные формулировки есть в ответах. Кроме того, слово «ареал» относится к географическому критерию вида, соответственно и к способу видообразования. Выбираем ответы 1, 4 и 5.В последние годы появились тесты с избыточной информацией, то есть некоторые факты в условии не нужны для решения конкретного задания. Для многих школьников это создает дополнительные сложности, так как они не умеют выбирать из текста главное и отсекать второстепенное.Примеры тестов с избыточной информациейУ мух-дрозофил 8 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в клетках эпителия слюнных желез самцов дрозофилы после пятого деления митоза?1. 4.        2. 16.3. 8.        4. 56.Этот тест очередное доказательство, что современный ЕГЭ не является угадайкой. Те, кто умеет думать, а не заучивать факты, понимают, что после митоза количество хромосом в дочерних клетках всегда такое же, как в исходной материнской. Все остальные детали не имеют значения. Правильный ответ – 3.В результате эволюции путем естественного отбора неопределенных наследственных изменений на свете появились:1. Куры породы леггорн.2. Лошади орловской породы.3. Шимпанзе, выступающие в цирке.4. Владимирские тяжеловозы.Ключевое понятие – естественный отбор. Единственный дикий вид среди перечисленных животных – шимпанзе, остальные – представители пород, выведенных искусственным отбором. Многие школьники автоматически «ловятся» на слова «выступающие в цирке», но внимание и здравомыслие еще никто не отменял.Многие тесты можно решить, применив сразу несколько способовПримерВ ХХ веке наиболее современное определение жизни дал:1. Ф.Энгельс; 2. М.Волькенштейн;3. Н.Вавилов; 4. И.Мичурин.Это определение принадлежит М.Волькенштейну, но данный факт упоминается не во всех учебниках. Метод исключения – Н.Вавилов и И.Мичурин не занимались вопросами определения жизни. Общая культура: Ф.Энгельсу принадлежит одна из известных формулировок, но он жил в ХIХ веке, Вавилов и Мичурин умерли в первой половине ХХ века. При любом подходе остается ответ 2 – М.Волькенштейн (известный советский биофизик второй половины ХХ века).Задания части 2 (часть С) являются наиболее сложными, они требуют развернутого ответа. Чтобы получить высокий балл, необходимо ответить именно на конкретные вопросы задания, перечислить все содержащиеся в критериях оценивания элементы ответа, объяснить ход своих рассуждений. Кроме того, текст должен быть написан грамотно, в хорошем стиле.Учитель, владеющий методическими приемами работы с тестами, может не только учить школьников работе с тестовыми заданиями различных типов, но и проверять ответы, анализировать причины своих ошибок и находить пути их устранения. Ученикам, освоившим в школе методы работы с информацией, такие знания и навыки, несомненно, понадобятся в дальнейшей жизни.​Ирина ЛЕКАХ, преподаватель биологии, заместитель директора по научно-методической работе Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте