search
main
0

Думаем о будущем

Александр РУНОВ, воспитатель группы продленного дня, педагог-психолог прогимназии №1882, молодой специалист:

Изучение иностранного языка, а зачастую и нескольких иностранных языков в рамках среднего образования стало абсолютной нормой, отход от которой хоть и допускается, но считается крайне нежелательным. В свою очередь принцип «без языка сейчас пропадешь» стал основополагающим для выбора родителями учебных заведений для их детей. Что же, это вполне понятно: современный рынок труда нуждается в специалистах со знанием иностранного языка. Родители думают о будущем своих детей. Каждый раз, когда речь заходит о необходимости освоения ребенком хотя бы одного иностранного языка, мы чаще всего думаем о том времени, когда уже подросший образованный молодой человек наконец-то сможет в полную силу использовать весь свой языковой багаж, накопленный за 11 лет. Однако вопрос о том, что делать с этим багажом на протяжении всего времени обучения в школе, ставится не всегда внятно. Это в свою очередь порождает у самих учащихся иллюзию того, что язык учат, чтобы его просто знать. А вдруг это и правда так? Давайте попробуем разобраться.

Для начала необходимо понять, что же представляет собой наша речь. Почему родной язык мы знаем с раннего детства, а иностранный нам приходится учить так долго, чтобы овладеть им хотя бы на уровне ребенка – носителя языка? Речь – уникальный дар, которым природа наградила лишь человека. Она основная единица мышления, которая благодаря своей сложности и структурности позволяет нам совершать многообразие мыслительных операций. Необходимо отметить, что схема овладения родным языком такова: «Сначала говорим, потом понимаем». Это значит, что все мы умеем говорить, правильно согласуем слова в словосочетаниях, правильно используем предлоги, можем выделить смысловую основу текста и только во время обучения в школе узнаем о том, какие грамматические конструкции мы на самом деле используем. При изучении иностранного языка все происходит иначе. Для начала мы «понимаем» язык – изучаем грамматику, структуру предложения, характерную для языка, а только после этого начинаем говорить. В то же время замечено, что дети, живущие в билингвальной среде, одинаково хорошо усваивают оба языка с раннего детства. Это наблюдение необычайно важно для понимания специфики построения занятий, направленных не на изучение языка, а на его усвоение.

Что может дать ребенку владение языком? Попробую обосновать необходимость знания его в процессе формирования личности.

Современное общество – общество, в котором различные культуры очень тесно переплетены, будучи при этом доступны для изучения. Однако зачастую возникают ситуации, когда незнакомая культура не только не вызывает у ребенка интерес, но и кажется враждебной и непонятной. Такая ситуация ставит перед современным педагогом две основные задачи: познакомить ребенка с отличными от его собственной культурами, а также привить ему чувство толерантности по отношению к новому, другому. Для реализации всего этого возможно использование двух различных типов учебных занятий. Первый тип занятий направлен на понимание значения языка в своей собственной жизни, осмысление роли слов, невербальной составляющей речи, понимание различных культурных символов, заключенных в языке. В ходе таких занятий перед учениками ставятся учебные задачи, в рамках которых речь перестает быть каким-то неосознанным дополнением, а становится важным инструментом, с помощью которого можно достигать вполне значимых результатов.

Второй тип занятий практически всегда связан со знакомством с различными аспектами других культур. Здесь уместна работа с учебными фильмами, книгами, различными медиаматериалами. Но не только. Прекрасно подходят для таких занятий игры, традиционные для изучаемой культуры. Дети могут понять, что другая культура так же ценна и интересна, как и их собственная, она не пугает, не отталкивает своей непонятностью. Поскольку в нашей прогимназии все ученики в той или иной степени владеют английским языком, то одинаково интересными становятся занятия, в которых используется как русский, так и английский язык. Дети сначала начинают говорить на языке, а потом уже осознавать грамматические конструкции, которые они употребляют, что, конечно же, способствует более прочному и быстрому усвоению языкового материала. Таким образом, владение языком выносится за рамки специальных предметов, плотно проникая в различные сферы жизни школьника, а значит, перестает быть простым «багажом», который надо просто нести 11 лет. Знание языка становится составной частью личности школьника, неотделимой от него, вызывающей его самостоятельный интерес на протяжении всего времени обучения в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте