Модернизация системы образования в России стала одной из центральных тем в работе Государственной Думы на прошлой неделе. С этим заявлением Бориса Грызлова, которое председатель палаты сделал парламентским журналистам, трудно не согласиться. Депутаты рассмотрели ряд законопроектов, имеющих важное значение для отрасли, и пригласили министра образования и науки Андрея Фурсенко выступить с отчетом о ходе модернизации.
Страсти по кредитам
24 января Совет Думы принял к рассмотрению законопроект «Об образовательных кредитах», внесенный группой депутатов – Анатолием Аксаковым, Натальей Бурыкиной, Борисом Виноградовым, Валерием Зубовым, Валерием Пановым, Владимиром Рыжковым, Владимиром Тарачевым и Айратом Хайруллиным.
Авторы проекта предложили законодательно зафиксировать размер процентной ставки по образовательному кредиту (на 2% ниже ставки рефинансирования) и предусмотреть частичное государственное субсидирование выплат по процентной ставке (4%).
Проект предусматривает заключение трехстороннего соглашения между заемщиком, банком и уполномоченным органом власти (в систему кредитования допускаются только вузы, имеющие государственную аккредитацию). При этом максимальный размер кредита, по которому государство будет нести субсидиарную ответственность, предложено определить правительству. «Если исходить из стоимости обучения в 1,5-3 тысячи долларов в год, – пояснил Валерий Зубов, – государственные расходы на обслуживание кредита составят 1,2% расходов на образование».
Однако правительство не поддержало законопроект в представленной редакции. По его мнению, предложенный кредитный механизм может эффективно работать только для тех студентов, которые в будущем рассчитывают на заработки выше среднего уровня. Безусловно, это расширяет возможности по подготовке специалистов для рыночного сектора экономики, но не будет стимулировать подготовку кадров для бюджетной сферы.
Кроме того, правительство не устраивает, что проект не предусматривает эффективных способов обеспечения возврата образовательного кредита заемщиком. «Реализация его положений на практике может быть затруднена и повлечет значительные затраты федерального бюджета по поддержке системы образовательного кредитования», – сказано в заключении правительства.
Решением Совета Думы проект направлен субъектам права законодательной инициативы для подготовки предложений и замечаний.
Аккредитация
по новым правилам
25 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, объединяющий процедуры аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в одну.
Она будет называться государственной аккредитацией и проводиться не реже одного раза в пять лет по заявлению образовательного учреждения, согласованному с учредителем. Авторы документа предлагают привлечь к этой процедуре представителей государственных органов исполнительной власти, работодателей и общественность.
Согласно законопроекту, госаккредитация будет включать внешнюю экспертизу, которая установит соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, и экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения. При этом оговорено, что аккредитация вновь созданного учреждения может проводиться на этапе первого выпуска обучающихся.
Затраты на проведение госаккредитации учреждения общего образования оплачиваются его учредителем, учреждения профессионального образования – самим учреждением.
По словам Николая Булаева, который представил законопроект от Комитета по образованию и науке, сохранение двух процедур – лицензирования, как разрешения на ведение образовательной деятельности, и государственной аккредитации, как подтверждения качества образования и статуса учреждения со стороны государства, соответствует правилам, принятым в большинстве европейских стран.
Кроме того, проект предусматривает разделение компетенции в вопросах лицензирования и государственной аккредитации между федеральным центром и регионами. Вузами и другими учебными заведениями федерального подчинения будет заниматься Рособрнадзор. Лицензирование и госаккредитацию остальных образовательных учреждений – школ, училищ, техникумов – предлагается проводить на региональном уровне.
Также депутаты предлагают расширить нормативно-правовую базу, позволяющую признавать и установливать эквивалентность иностранных документов об образовании. По их мнению, признание документов только на основании международных соглашений является недостаточным. Например, отсутствие у России соглашений с Туркменией, Узбекистаном и Грузией не позволяет признавать документы об образовании, полученные в данных государствах, что создает немалые проблемы для наших соотечественников, которые переезжают на постоянное местожительство в Россию. Перечень документов, подлежащих признанию и установлению эквивалентности, предложено дополнить документами иностранных государств об ученых званиях.
В защиту «трудных» подростков
В тот же день депутаты приняли во втором чтении законопроект, который защищает права ребенка на получение обязательного 9-летнего образования.
Возраст, по достижении которого школьник может быть исключен из образовательного учреждения за грубые нарушения устава, предложено увеличить с 14 до 15 лет. Решение об исключении по-прежнему принимает орган управления школы, но с учетом мнения родителей ребенка и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
В ходе второго чтения в документ были внесены несколько поправок. В частности, одобрена поправка правительства, в соответствии с которой исключить школьника можно только в том случае, если другие воспитательные меры исчерпаны и его дальнейшее пребывание в школе отрицательно влияет на окружающих, мешая нормальной работе учреждения.
Экзамен для министра
27 января в ходе «Правительственного часа» в Думе выступили министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Депутатов интересовало, как движется модернизация и что предпринимает правительство для воплощения в жизнь национального проекта.
Если Андрей Фурсенко говорил о политике в образовании, то Григорий Балыхин – о вполне конкретных делах, которые в рамках этой политики реализует Агентство.
Министру нужно отдать должное – держался Андрей Фурсенко уверенно, отвечал на вопросы четко и по существу, приводил примеры, которые свидетельствуют о том, что он неплохо знает ситуацию в регионах, и даже уличал депутатов в незнании тех или иных вещей. Например, Алевтине Апариной он сообщил, что библиотека министерства не пропала, а перевезена с Чистых прудов на Люсиновскую, а Олега Смолина упрекнул в том, что тот приводит неточные данные о количестве бюджетных мест в вузах. Возможно, вопросы депутатов ни разу не поставили министра в тупик, потому что были не так глубоки и серьезны, как хотелось бы. Даже оппозиция «наскакивала» по давно известным и отыгранным позициям бюджета 2006 года, хотя всем известно, что бюджет обсуждали и принимали все же в Госдуме. Но расстались министр и депутаты с миром: он поблагодарил их за законодательные инициативы, они – договорились о совместной работе над несколькими законопроектами, которые уже скоро поступят на рассмотрение.
Тезисы спикера
Итоги «образовательной недели» в Думе подвел Борис Грызлов, выступая перед парламентскими журналистами: «Задачи ускорения экономического роста, повышения общей конкурентоспособности страны и ее международного авторитета невозможно решить без современной системы образования. В этой сфере у нас есть определенный запас прочности, но любые резервы когда-нибудь заканчиваются.
Российская система образования, безусловно, нуждается в совершенствовании. При этом модернизация должна проходить в русле единой стратегии государственного развития.
Бюджетное финансирование образования из года в год увеличивается, однако одно лишь это увеличение не может привести к назревшим качественным переменам. С такой оценкой согласно и Министерство образования и науки, представители которого отчитывались перед депутатами в рамках правительственного часа.
В целом к первоочередным задачам модернизации я бы отнес не только обеспечение доступности, но и значительное повышение качества образования, сохранение лучших традиций, которые вывели его на лидирующие позиции в мире, повышение престижа преподавания и оплаты труда педагога.
Кроме того, сегодня для системы образования крайне важно, насколько эффективно будет реализовываться соответствующий приоритетный национальный проект. Каждый из нас хочет, чтобы его дети получали хорошее образование, а для этого наши учителя не должны находиться в бедственном положении. В этой связи в рамках проекта «Образование» значительное внимание уделяется повышению оплаты труда педагогов.
Приоритетные национальные проекты нуждаются в нормативно-правовом сопровождении, в принятии ряда подзаконных и законодательных актов. Что касается сферы образования, то здесь нужно, в частности, усовершенствовать правовую базу поддержки инноваций и современных технологий в образовательных программах, государственной поддержки талантливой молодежи и лучших преподавателей, создания национальных университетов и бизнес-школ».
Что ж, будем надеяться, что интерес депутатов к проблемам образования, неожиданно вспыхнувший на прошлой неделе, не погаснет столь же внезапно.
Комментарии