Осень 2006 года стала в моей жизни переломным моментом. Все в корне изменилось – судьба распорядилась так, что мне, человеку с высшим техническим образованием, пришлось поменять сферу своей деятельности. Я пришла на работу в политехнический колледж №8 имени И.Ф.Павлова в качестве старшего библиотекаря.
Мой сын не мог представить себе, что я буду работать в образовательном учреждении, причем библиотекарем, ведь я всегда была занята разными производственными делами. Думала, что это на какое-то короткое время, максимум на год, но время показало, что на любом месте можно работать с интересом, ведь главное, кто рядом, как окружающие реагируют на твою работу. Здесь приложить силы есть к чему. Ребята сложные, но если подберешь к ним ключик, то они раскрываются с самой неожиданной стороны. Много можно рассказывать о колледже, о людях, которые окружают меня здесь, о наших детях, но я хочу затронуть только один момент моей новой жизни, а значит, жизни библиотеки.Существуют сотни определений, что такое библиотека, но полностью их сущность все равно не охвачена. Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных человеком. Их богатство и значение росли, по мере того как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат все и имеют отношение ко всему, призваны оказывать помощь и содействие кому угодно и в чем угодно, человеку в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути, – о живом и мертвом, о микромире и о галактиках.Если говорить о библиотеках в образовательных учреждениях, то цели таких библиотек соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.Что представляет собой библиотека колледжа сегодня? В основном в библиотеках колледжей довольно низкая материальная база, которая далеко отстает от материальной базы городских библиотек. Самая же главная боль библиотек учебных заведений – это отсутствие пополняемых основных фондов. Вернее, фонды в библиотеках есть, но какие! Художественная литература практически не поступает, даже программные произведения очень старые, в ограниченном количестве. А уж что говорить о произведениях мировой литературы. Литература поступает, но это учебники, причем очень часто приходят не те, что нужно, – это либо литература не тех авторов, либо вообще непрофильная. Если говорить о справочной, энциклопедической литературе, то и тут в библиотеках колледжей поступлений практически нет, справочная литература в основном 60-70-х годов прошлого столетия.В городских же библиотеках в настоящее время очень неплохие фонды художественной литературы, много периодических изданий, хорошая подборка справочной литературы, есть интернет-залы, множительная техника. Вывод напрашивается сам – необходимо тесное сотрудничество библиотек колледжей и городских библиотек. Вот так сама ситуация подтолкнула меня искать связи с городскими библиотеками.Но просто приведя ребенка (современного ребенка) в библиотеку, мы проблему не решим. Ведь в настоящее время вызывает тревогу то, что подрастает уже второе нечитающее поколение, то есть у нечитающих родителей растут нечитающие дети. Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения, так же как нельзя потребовать «Люби меня!», «Мечтай!», «Радуйся!», как писал Даниэль Пеннак. Поэтому в каждом конкретном случае остается вопрос: как заставить ребят читать?Помочь ребенку разобраться, каким же должен быть развитый современный человек, способствовать созданию правильной жизненной позиции, формированию духовно-нравственных ценностей и призваны библиотеки. Совсем недавно я прочитала книгу старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке». «Культура – это хорошо, но для того чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу», – говаривал старец.Неизвестно, кто из молодого человека вырастет – технарь или гуманитарий, но ту базу, которая необходима каждому человеку, чтобы из него получился и хороший инженер, и хороший гражданин, прежде всего может помочь создать библиотека образовательного учреждения.Заинтересовывать молодежь можно только исходя из ее устремлений, то есть дав возможность читать лучшее из того, что ей подходит и есть в мировой литературе. Что делать? Здесь мне помог советом Н.Ткаченко (в 2006 году руководитель нашего отделения): «Сходи в городские библиотеки, поговори, может, чем помогут?» И я пошла. Вначале в ЦГЮБ имени М.Светлова. Там меня отправили к Наталье Смысловой, и она с радостью согласилась мне помогать. Колледж работает с ЦГЮБ имени М.Светлова по договору вот уже скоро четыре года. За годы совместной работы у нас сложились дружеские отношения. Библиотека приглашает наших ребят на все свои мероприятия: встречи с ветеранами, литературные вечера, литературно-музыкальные вечера, беседы, даже на каток наших ребят водили, оплачивали экскурсии в литературные музеи Москвы (Музей Серебряного века, музей-квартира А.Н.Толстого, Дом-музей А.П.Чехова).Через какое-то время мы начали совместно решать, какая тематика мероприятий нам нужна, для того чтобы проводить с ребятами занятия. У нас есть потребность в каких-то мероприятиях, и по нашей просьбе в библиотеке готовят занятие на нужную тему. Причем в колледже мы стали проводить параллельные занятия по этой же тематике. Например, литературный вечер в библиотеке по творчеству А.П.Чехова (к 150-летию), экскурсия в музей А.П.Чехова, экскурсия в Мелихово, плюс ребята готовят презентацию по поездке в Мелихово. Таким образом, мы стараемся согласовывать работу свою и библиотеки имени М.Светлова.В общем, жизнь расставила все по своим местам – «пришлось» тесно сотрудничать с библиотекой имени М.Светлова, чтобы был какой-то ощутимый результат работы. Мне же стало намного интереснее и самой, так как я не только в курсе событий в колледже, но и в самой гуще городских мероприятий.С библиотекой №66 ЦБС №5 САО получилось еще интереснее. Однажды в разговоре с нашим преподавателем географии выяснилось, что раньше (еще в бытность СССР) наш колледж имел очень тесные контакты с этой библиотекой, остались даже старые работники, которые помнят то золотое время. Мне объяснили, как найти библиотеку №66 (причем без адреса), и я снова пошла…Встретилась я с директором ГУК «ЦБС №5 САО» Елизаветой Прохоровой. Елизавета Федоровна очень тепло выслушала мою просьбу о совместной работе и познакомила меня со своими сотрудниками Натальей Воскресенской (теперь Наталья Анатольевна заместитель директора ЦБС №5 САО) и Мариной Соловьевой (в настоящее время Марина Павловна библиотекарь библиотеки №66).Почему мы решили сотрудничать с двумя библиотеками? Во-первых, библиотека имени М.Светлова находится от нас хоть и недалеко, но 40 минут на дорогу требуется, а библиотека №66 – в десяти минутах ходьбы. Во-вторых, это совершенно разные библиотеки, и мы по-разному строим с ними работу.В библиотеку №66 я иду сама и веду ребят с разными проблемами, даже если ребенку необходимо подготовить что-то к занятиям, тут ребята учатся делать презентации, работать в библиотеке, сидят в Интернете (это ведь совсем рядом!). Эта библиотека готовит для нас мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, по литературе, по истории, по географии, проводит уроки мужества, уроки, посвященные профилактике вредных привычек. Конечно, в колледже мы стараемся закрепить то, что наши студенты услышали в библиотеке.Потихоньку мы пришли к тому, что нам необходимо разработать совместную программу работы, что и было сделано.Наталья Воскресенская подключила к работе своих сотрудников: библиотекаря Марину Соловьеву (библиотекарь в библиотеке №66), заведующую отделом инновационно-методической и библиографической работы Ольгу Иванову, я привлекла к работе преподавателей нашего колледжа – преподавателя русского языка и литературы Ларису Мальцеву, мастера производственного обучения и преподавателя географии Надежду Баданину, секретаря Анастасию Калжанову. Студенты тоже приняли участие в работе (а как же можно работать для студентов, но без них?!). Руководство колледжа всегда с вниманием относится к проводимым мероприятиям, если необходимо что-либо, на помощь всегда можно рассчитывать.С 2010 года у нас появилась потребность включить в совместную работу еще и библиотеку А.С.Пушкина, так как у них необыкновенные уроки-презентации. Но эта работа только начинается, все еще впереди.Плюс ко всему в колледже проводится много экскурсий по Москве и Подмосковью. Экскурсии разной тематики и разной направленности, к которым привлекают преподавателей-предметников. Тематика экскурсий пересекается с тематикой мероприятий, проводимых в библиотеках и колледже. Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Экскурсионно-туристическая деятельность, если ее объединить с библиотечной, дает неограниченные возможности в воспитании ребят, в освоении учебного материала, в подготовке к самостоятельной жизни. Здесь главное, чтобы совместная работа велась планово, согласованно, чтобы работу проводили неравнодушные люди, которые могут легко приспособиться, переориентироваться в зависимости от того, какие ребята пришли на занятия.Вот на этой основе и построена программа совместной работы колледжа и библиотек. Все очень просто. Причем, как мне видится, программу в процессе работы можно корректировать (а вероятно, и нужно). Ведь при работе с ребятами могут «вылезти» вопросы, которые им интересны, либо появиться тема, которую просто жизненно необходимо раскрыть.Поначалу программа была разработана только с 66-й библиотекой, причем ее сотрудники вложили очень много в оформление и документальную разработку (в библиотеке как-то закрепилось, кто и за какую тематику отвечает). Наталья Воскресенская очень много сил и энергии приложила, чтобы воплотить наши совместные идеи в жизнь, мы частенько встречались по каким-нибудь вопросам, а затем переходили на волнующую нас тему, как нам строить дальнейшие отношения с наибольшей пользой. Надо отдать должное, что и директор ГУК «ЦБС №5 САО» Елизавета Прохорова всегда была в курсе наших начинаний, всегда поддерживала.Однако, проанализировав свою работу, я поняла, что без представления нашей совместной работы с ЦГЮБ имени М.Светлова наша программа не в полной мере будет отражать реальную картину.Светловка очень много дает нашим детям в плане привлечения ребят к искусству, к классической литературе (на литературные и музыкальные вечера, которые мы посещаем у них, приглашаются настоящие артисты). Мне было очень интересно, как мои ребята воспримут живую классическую музыку, а в читальном зале Светловки стояла тишина, ребята как-то притихли и задумались… Может, впервые (не может, а впервые) в жизни наши студенты услышали классику в исполнении профессионалов вживую, а это многого стоит, если хотя бы один ребенок получит наслаждение и заинтересуется шедеврами мирового искусства.А какие замечательные встречи с ветеранами наши ребята посещали именно в библиотеке имени Светлова! Вот так жизнь соединила библиотеку ПК №8 имени И.Ф.Павлова, ЦБС №5 САО и ЦГЮБ имени М.Светлова совместной работой с нашими, теперь уже общими детьми. Получилось настоящее социальное партнерство библиотеки колледжа и городских библиотек.Любое дело, если делается с душой, приносит радость. А уж работу в библиотеке можно сделать очень интересной и разнообразной.
Комментарии