search
main
0

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях

​На вопросы газеты отвечает член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Наталья Федоровна Виноградова.В интервью обсуждается проблема введения в содержание начального образования новой предметной области – духовно-нравственной культуры народов России. Раскрываются цели и задачи нового направления деятельности учителя общеобразовательной школы, обсуждаются проблемы и трудности, с которыми может встретиться образовательное учреждение при организации этой работы с младшими школьниками. Представлены основные идеи конструирования учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4-й класс, Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».

– Наталья Федоровна, с чем связано введение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в содержание начального образования и насколько актуален этот предмет в современном обществе?- Мы живем в государстве с многовековыми традициями и древней историей. В нашей стране были разные периоды развития, в том числе период отказа и ухода от прошлого, связанного с историей религий, резкого отрицания права личности на поиск истины в религии. Другая причина – общее снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения, в том числе и в сфере межнациональных отношений. Поэтому возникает необходимость формировать индивидуальную нравственную культуру, знакомить с духовными ценностями народа. Это целесообразно делать именно в период, когда бурно идет процесс социализации ребенка, то есть в младшем школьном возрасте. Все эти причины и послужили основанием для того, чтобы в учебном плане начальной школы появилась новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».Приоритетная цель изучения данного предмета – духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников посредством их приобщения к российским духовным традициям; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в развитии общества и каждого человека, осознание роли традиционных религий в истории и становлении культуры России.В Конституции РФ закреплены признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Таким образом, предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отражает этическое философско-культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.- Как вы думаете, с какими проблемами и трудностями могут столкнуться образовательные учреждения в процессе обучения предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? На что надо обратить внимание при отборе содержания и организации данного предмета?- Духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры. Такое понимание очень важно, так как сама идея формирования духовности теряет смысл, если участники процесса будут воспринимать указанные понятия как синонимичные. Вместе с тем такая тенденция уже намечается, в частности при рассмотрении отдельных компонентов программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Стоит обратиться к проекту программы по православию, чтобы подтвердить высказанное мнение. Содержание этой программы подробно знакомит четвероклассника с религиозными идеями, детально освещает жизнь святых и излагает библейские истории. Все это невозможно усвоить за отведенное учебное время. Кроме того, данная программа не соответствует концептуальным позициям стандарта, где определен культуроведческий принцип отбора содержания. Ввиду этого перед образовательным учреждением стоит сложная задача – отобрать содержание, методы и формы работы, наиболее адекватные задачам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Целесообразно, чтобы эти задачи решались уже на первой ступени систематического школьного обучения и составляли преемственную связь с задачами, которые реализуются в курсе «Окружающий мир» (1-4-е классы начальной школы). Именно на уроках окружающего мира младшие школьники получают первоначальные исторические, географические, обществоведческие представления. В этом возрасте у детей возникает глубокий интерес к личности, взаимоотношениям между людьми, законам общества и т. п.Младший школьник открыт для диалога на самые различные темы, в том числе и о человеческих добродетелях и пороках. Здесь особенно важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей данного возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во взрослого, подверженность влиянию и авторитету воспитателя. Это накладывает на педагога особые обязательства: не навредить, не увлечься философствованием, подбирать для обсуждения с детьми только доступный материал и т. д.Решение проблемы духовно-нравственного воспитания осуществляется не только посредством введения нового предмета, но и путем создания такой атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика. Поэтому педагогические коллективы начальных школ, которые приступают к сложной деятельности по организации процесса формирования духовно-нравственной культуры школьника, должны прежде всего ответить на вопросы: «Какая деятельность учащихся будет организована как нравственно ценная? Какие дела можно поручить учащимся как альтруистические?», «Что сделать для того, чтобы усваиваемые знания о нравственности не расходились с поведением?». Здесь уместно обратиться к возможностям внеурочной деятельности с ее разнообразными формами работы.Приведу мысль доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО А.Я. Данилюка, автора одного из вариантов программы духовно-нравственного развития младших школьников; он правомерно считает, что основой успешного осуществления идеи формирования духовной культуры школьника является создание определенного уклада школьной жизни как отражения многоукладности общественной жизни. Главная задача – выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества.- В федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год, в предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вошли 10 учебников четырех издательств. Один из них – учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для учащихся 4-х классов (авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко и др.), входящий в систему учебников «Начальная школа XXI века». Не могли бы вы подробнее рассказать об особенностях учебника?- Основные концептуальные положения, заложенные авторским коллективом при составлении программы и учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России», основаны на следующем:1. Младший школьник проявляет большой интерес к окружающему миру и общественным событиям, он открыт для общения на различные социальные темы, включая и религиозные. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с этими пластами культуры может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.2. Содержание предмета построено на основе культуроведческого принципа, в соответствии с которым различные грани многонациональной российской культуры раскрываются как сплав традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью за предшествующие поколения и сохраненные ими духовные ценности.Средствами учебника решаются основные задачи предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; развитие стремления к нравственному и духовному самосовершенствованию.2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека – это наследие жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.4. Становление ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к человеку определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура – это результат интеграции разных этнических культур.Таким образом, знакомство с ценностями, которые объединяют разные религии, а не анализ преимуществ и особенностей каждой религии – основное направление преподавания курса «Основы духовно-нравственной культуры».В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и в духовном выражении (глава «Многообразие культур народов России»).3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).Отличительные черты учебника:- обеспечение диалога различных культур: раскрытие взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений (этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «Давайте знакомиться»);- установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе (рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»);- отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);- последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).В заключение хотелось бы отметить, что, организуя процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника, необходимо учитывать, что условием успешности решения поставленных задач должно стать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания, выражать свою деятельностную позицию. Построение системы духовно-нравственного воспитания детей как преемственного и перспективного социально-педагогического явления требует учета состояния культуры современного общества, существующих нравственных проблем, психологических особенностей и возможностей детей разных возрастных групп, высокого педагогического потенциала. Эта задача требует объединения усилий всех категорий работников: ученых, практиков, управленцев, государственных и общественных деятелей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте