search
main
0

Духовная прививка Ее, по мнению художника Неменского, должен получить каждый школьник

“Модернизация содержания художественного образования и рост профессионального мастерства педагога искусства в современных условиях” – под таким названием прошел ежегодный научно-практический семинар, организованный Центром непрерывного художественного образования (ЦНХО). Именно с анализа современных условий, тенденций развития образования и культуры в стране начал работу пленарного заседания его директор академик Борис Неменский. “Прежде чем ввести в урок новые элементы, – сказал он, – необходимо осознать, прочувствовать общий процесс современного художественного образования”.

Его “древо пластических искусств” делится на три группы: конструктивные (архитектура, дизайн), изобразительные (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладные (одежда, керамика, ковры, бижутерия, произведения народных промыслов и т.д.). У всех одни и те же “корни” – основы пластического языка, т.е. форма, цвет, линия, объем, ритм, пространство, тональность.
Научное познание, по мнению Бориса Михайловича, необходимо гармонизировать с художественным. И роль искусства в этом особенно важна. Программа общеобразовательного предмета пластических искусств нацелена на то, чтобы создать учителю и ученику возможность эмоционального освоения искусства. Основным содержанием учебных предметов по искусству являются не какие-либо конкретные практические навыки и знания, а человеческие чувства, отношения.
Всю структуру программы обучения Неменский делит на три этапа, изображая ее в виде “храма искусств”. Первый этап – фундамент – включает четыре года начального обучения: ученикам даются основы художественных представлений, закладывается база для дальнейшего освоения предмета. На втором этапе, с пятого по девятый класс, через синтез пространственных и временных искусств выстраиваются стены храма. И, наконец, в последние годы обучения, изучая исторические связи искусств, ученик получает основы художественного сознания. Тематика каждого года не случайна и никогда не повторяется. Каждая четверть по элементам, по возрастанию содержания раскрывает тему года, и уроки – кирпичики – нигде в программе не повторяются. Главным здесь является именно содержательная связанность, последовательность. А также гибкий подход к планированию материала. Этот принцип дает возможность учителю перестраивать программу под любое количество часов. Минимум – два учебных часа в неделю, но оптимально (для старшеклассников) – это четыре-шесть уроков. Одного, как это предусмотрено базисным планом, явно недостаточно. К примеру, в Японии учебных часов по пластическим искусствам отводится столько же, сколько и математике.
Впрочем, и в Москве уже существуют школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Участники семинара побывали в учебно-воспитательном комплексе N1637, где увидели программу Неменского в действии. “Там даже дети какие-то другие, – поделилась впечатлениями Елена Букатова, преподаватель изобразительного искусства 859-й московской школы. Благородные, спокойные, с хорошо поставленной речью. Впрочем, чего удивляться. У них два раза в неделю изо, художественный труд и плюс мировая художественная культура. Класс делится по группам, как, например, по-английскому. И художественное образование ни в коем случае не ущемляет общего, а скорее помогает ему. На уроках геометрии, например, дети вырезают и склеивают геометрические фигуры – на наглядном материале развивают пространственное воображение”. Больше всего, пожалуй, учителей общеобразовательных школ поразила сама атмосфера учебно-воспитательного комплекса. Здесь никто не рвет вывешенный на стенах батик, не портит живописные работы маркерами, не заваливает мусором коридоры. Каждый ребенок тихо, методично занимается своим делом. В общем, и учителя довольны, и родители спокойны.
Удивительная атмосфера детского творчества царит и в ЦНХО. “У нас собрана уникальная коллекция работ, первые из которых относятся еще к 50-м, 60-м годам, – рассказывает Татьяна Горбачевская, заведующая музейно-выставочным комплексом центра НХО. – Практически каждый месяц у нас новая выставка. Отбор производится исключительно по художественному принципу, поэтому любая школа, а не только последователи Неменского, может организовать выставку в нашем центре”. На этом семинаре Горбачевская вместе со старшим научным сотрудником центра Татьяной Мухиной провела мастер-класс “Значение музейной педагогики в эстетическом воспитании детей”, где дала советы по оформлению выставки в школе и организации собственного музея. “Работы ни в коем случае не должны лежать в хранилище мертвым грузом, – считают сотрудники Центра. – Порвали дети – подклейте, изрисовали – по возможности отреставрируйте. Поверьте, через некоторое время они перестанут это делать, отношение изменится, и даже работать ваши ученики будут уже по-другому”.
Но все-таки самое важное, как в один голос уверяют преподаватели, – на семинаре можно обменяться опытом, посмотреть, как работают другие, показать, что и как делаешь ты. Ольга Соколова приехала на семинар со своей дизайнерской программой, основанной на системе Бориса Михайловича. “В Балашихе мне не с кем поделиться, получить поддержку, помощь или совет. Здесь я поняла, что многое делала не так. Хотя дома меня просто носят на руках, “какая молодец” и у тебя “все здорово”. На семинаре же оказалось, что я изобретала велосипед, а в центре есть наработки гораздо интереснее. Конечно, канва, идея плоскостного и объемного моделирования у нас очень сходны, но подходы здесь гораздо профессиональнее. Я ратовала за то, чтобы давать ученикам как можно больше свободы. Но ведь необходимо детей еще и научить, вложить в них знания. И вот этот момент у меня выпадал”.
Правда, в этом году возможности для обмена опытом гораздо меньше. Ранее семинар был ориентирован не только на Москву, но и на регионы. Разрабатывались концепции всей области искусства, образования в целом: какие предметы должны быть в школьной программе, каковы их пропорции, взаимодействие, последовательность. На этот раз центр решил “копнуть глубже” и посмотреть, как работают педагоги “по Неменскому”, как программа адаптируется на месте. Пока в сфере интереса только Москва. Из других регионов на семинар приехали единицы – только те, кто уже не первый год знаком с системой образования Неменского и работой ЦНХО. Все зависит от отношения администрации округа к повышению квалификации каждого преподавателя. Удивительно, но даже из далекого Ханты-Мансийского округа на курсы приезжают чаще, чем из Московской области. “Директор и завуч были против моего присутствия на этом семинаре, – рассказала преподаватель изо одной из школ города Воскресенска (свое имя, фамилию и номер школы назвать отказалась. – Авт.). – Я приехала сюда по собственной инициативе, за свой счет. Написала в ЦНХО письмо, где указала домашний адрес, и мне прислали приглашение на конференцию. Программу Неменского ввожу только первый год, хотя давно о ней знала. Но убедить администрацию в необходимости изучения и внедрения данной системы обучения никак не могу. Я пока еще не смогла донести до них, насколько эта программа необходима школе, ведь она направлена прежде всего на духовное и нравственное воспитание наших учеников. Нам, областным учителям, не хватает столичных наработок, опыта, постоянно ощущается недостаток информации”.
…Восьмой ежегодный научно-практический семинар закончился. Впереди – коллегия по проблеме художественно-эстетического образования в Москве. Предполагается скоординировать усилия учреждений образования и культуры. Каждый ребенок, по выражению Неменского, должен получить “духовную прививку”. Что ж, коллегия будет решать, учителя – прививать, а мы – ждать, что из этого получится.

Ольга ТКАЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте