search
main
0

Духовная музыка

Бесценный ресурс хорового коллектива

В центре творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» опыт массового приобщения детей и подростков к хоровому пению насчитывает четыре десятилетия. Здесь на практике опробовано множество методов и технологий. Для нескольких поколений воспитанников живой средой творческого развития стали масштабные международные и всероссийские музыкальные фестивали и конкурсы, «поющие залы» и творческие смены. С 2012 года центр – оператор городской программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы». Выступая инициатором хоровых акций с участием школьников, коллектив центра постоянно находится в режиме поиска эффективных точек роста и приобщения ребят к хоровой культуре. Как в любой другой образовательной области, здесь наряду с методическим вопросом «как?» остро стоит и вопрос «что?», касающийся содержания хорового творчества и фактически связанный с выбором репертуара. В центре хорошо знают, что новые и популярные решения здесь не должны приниматься в ущерб глубокому вниманию к достижениям прошлого, в том числе к самой трепетной традиции русской вокально-хоровой школы – духовной музыке.

Искусство, безусловно, обладает большим воспитательным потенциалом, поскольку воздействует на сознание через опыт эмоционального переживания. Особенно большие возможности здесь у музыки как искусства, напрямую обращенного к эмоциональной сфере личности. Музыкальные интересы и предпочтения, по существу, отражают психоэмоциональные модели, по которым человек строит свои отношения с окружающим миром. Формирование спектра музыкальных интересов в детском и подростковом возрасте способно оказать значительное влияние на систему эстетических и нравственных ценностей. «Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают», – писал в свое время В.Ф.Одоевский.

Огромное значение имеет воспитание духовно-нравственных идеалов через приобщение к хоровому пению и, в частности, к духовной музыке, в которой вдумчиво интонируемые, мелодически окрашенные слова полно и многопланово выражают главные ценности человеческой жизни.

Каким же в сегодняшних условиях может быть хоровое воспитание, ориентирующееся на традиции исполнения духовной музыки? Такое воспитание не обязательно должно идти рука об руку с вероучением, тем более в современном многоконфессиональном российском обществе. В практике знакомства с русской или, например, западноевропейской духовной музыкой духовность может и должна рассматриваться как потенциальная способность человека к сочувствию, сопереживанию, состраданию, как любовь к Отчизне и ближним…

Дети и подростки по большей части очень восприимчивы к духовной музыке, к красоте ее интонаций и слов, смысл которых они поначалу не осознают, но при этом эмоционально воспринимают сам дух, характер, чувства, заложенные в музыкальном произведении. Работа над музыкальным образом, характером исполнения здесь может оказаться более эффективным средством, чем целенаправленные воспитательные беседы.

Замечательно, что некоторые современные композиторы пишут произведения на духовные стихи, в которых христианские ценности облекаются в простые и понятные ребятам слова. Так, например, одной из любимых песен Большого сводного хора московских школьников, организованного центром «Радость» и насчитывающего в полном составе свыше 4000 ребят, стала песня «Ангел» современного композитора Владимира Беляева на слова матушки Марии. А как не вспомнить песню «Творите добрые дела» этого же композитора, в которой в доступной для ребят форме выражается суть духовного воспитания: «Пока жива душа и дышит, творите добрые дела!»? Хором центра «Радость» в свое время был записан CD-диск на стихи митрофорного протоиерея Владимира Бороздинова, который называется «Святая Русь». В записи песен с простыми и понятными сюжетами и образами с увлечением принимали участие даже самые юные наши хористы 5-6 лет – учащиеся школы раннего развития «Малышок».

Как в любых образовательных начинаниях, в решении задач духовно-нравственного хорового воспитания главную ценность представляют не разовые инициативы, а комплексные решения. В работе с воспитанниками учебных хоров приобщение к традиции русской духовной музыки начинается с отбора репертуара, организации тематических концертов. Пониманию содержательной стороны, а также художественного разнообразия и богатства духовной музыки служит посещение концертов академических хоров, которые ее исполняют на высоком профессиональном уровне (выступления Капеллы России имени А.А.Юрлова, Камерного хора Московской консерватории, Московского Синодального хора и других коллективов). Бесценные впечатления дарит детям исполнение песнопений в православных храмах и монастырях. Несколько хоров нашего центра – Концертный, Старший, «Возрождение» – частые гости Свято-Алексиевской пустыни. Традиционно проходят концерты духовной музыки в Рахманиновском зале Московской консерватории, где до революции 1917 года располагалось знаменитое Синодальное училище церковного пения. За исполнение произведений русской духовной музыки хоры центра «Радость» неоднократно удостаивались Гран-при и звания лауреатов I степени на международных фестивалях Hajnowka (Польша), Musica sacra a Roma (Италия), «Звучит Москва», «Рождественская песнь», «Хрустальная часовня» (Россия) и многих других.

Более 20 лет центр «Радость» проводит смотры коллективов, исполняющих духовную музыку, в рамках Международного музыкального фестиваля «Звучит Москва», с 2000 года реализует проект ежегодного тематического фестиваля-конкурса на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», главным содержанием которого является хоровая музыка православной традиции. Оба музыкальных конкурса – это не только смотры, но и гала-концерты, выступления певческих коллективов в лучших концертных залах Москвы, среди которых Большой и Рахманиновский залы Московской консерватории, Зал церковных соборов храма Христа Спасителя и другие.

С 2012 года фестивали «Звучит Москва» и «Рождественская песнь» вошли в число ключевых проектов реализуемой центром городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы». Эта утвержденная Департаментом образования и науки столицы программа вовлекает сегодня в свою орбиту сотни детско-юношеских хоровых коллективов.

Одним из важнейших направлений реализации программы «Поют дети Москвы» стал тематический проект «Духовные скрепы Отечества», предполагающий не только освоение детско-юношескими коллективами произведений русской духовной музыки, но и знакомство с православными храмами, монастырями Москвы и Московской области. Такие поездки имеют огромное воспитательное, просветительское значение, позволяют детско-юношеским хорам выступать в храмах и воскресных школах. Концерты проекта проходят в Новодевичьем Богородице-Смоленском монастыре, храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, храме Живоначальной Троицы в селе Ознобишине в Московской области, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Жуковском, в Свято-Алексиевской пустыни Ярославской области, Воскресенском Ново­иеру­салимском монастыре, других храмах и монастырях столичного региона. Регулярно в рамках проекта проходят концерты в Московском историко-культурном и просветительском центре «Соборная палата».

Нельзя обойти вниманием отражение духовно-нравственной тематики в смежных проектах программы «Поют дети Москвы», таких как «Значимые события российской истории», «Я на этой земле родился». Все они служат открытию школьниками ценностей русской духовной культуры.

Особо следует отметить в ряду проектов программы Большой сводный хор московских школьников. В репертуаре этого коллектива сегодня более 20 духовных песнопений, причем все они доступны обычным школьным хорам, если учитель музыки ведет целенаправленную работу по приобщению учащихся к хоровому исполнительству. Эти произведения издательство центра «Радость» опубликовало в тематическом репертуарном сборнике наряду с другими сборниками сочинений русской духовной музыки для детских и молодежных хоров.

Бывает, что учебные хоровые коллективы не берут в репертуар духовную музыку (хотя под рукой не только духовные сочинения, но и рождественские колядки, несложные, адаптированные для детей песнопения), ссылаясь на то, что для них такая музыка представляет особую исполнительскую трудность. Однако, как показывает практика, в таких случаях оказывается, что и светские произведения эти коллективы поют недостаточно качественно. Если смотреть широко, среди задач, стоящих перед исполнителями духовной музыки, нет таких, которые не распространялись бы на хоровое искусство в целом.

Нельзя упускать из виду, что процесс освоения духовной музыки воспитанниками детского или юношеского хорового коллектива, понимание учащимися ее содержания находятся в тесной связи с ростом исполнительского мастерства хора и личностным развитием его воспитанников. Неряшливое по интонации, артикуляции исполнение сочинений духовной музыки, естественно, не будет способствовать раскрытию содержательной стороны этих сочинений. С другой стороны, чисто хормейстерская работа тоже не даст должного результата, если в основу ее не будет положено внимание к содержанию песнопения, красоте его образа. А раскрытию этого образа может и должен послужить разговор с учащимися об отечественной истории и культуре, о роли русских подвижников в объединении русских земель, о русском зодчестве, иконописи, религиозных сюжетах в отечественном искусстве – поэзии, литературе, живописи.

С точки зрения чисто музыкального и певческого образования обучение исполнению духовной музыки вообще можно рассматривать как основу качественного развития хорового коллектива любого состава и возраста. Духовные хоровые сочинения незаменимы в решении вопросов ладового воспитания хористов, обучения их правильной и осмысленной артикуляции, равномерному дыханию, «округлению» звука, развитию полифонического и гармонического слуха. Не случайно отличительной чертой русской вокально-хоровой школы является как раз культура звука, методически связанная с особенностями дыхания и звукообразования.

Интересный и всегда открытый вопрос – допустимая мера эмоциональной выразительности при исполнении детьми произведений духовной музыки. Понимание духовной музыки, содержания песнопений, конечно, невозможно без верной расстановки смысловых ударений, знакомства со значением церковнославянских слов, с евангельской историей. Однако применительно к работе с детьми и подростками это понимание нельзя представить без эмоциональной составляющей, которая чаще всего и трогает ребят. Для детско-юношеского хорового коллектива синонимом осмысленного исполнения становится исполнение именно выразительное, проникающее в сердца.

Русская духовная музыка для любого детско-юношеского хорового коллектива – бесценная сокровищница методического, художественного, жизненного и духовного опыта. Насколько эта сокровищница откроется для подрастающего поколения, зависит от педагогов-хормейстеров и учителей музыки, призванных и в XXI веке знакомить детей и подростков с тайной музыкального сотворчества, с подлинно объединяющей людей сердечной и духовной радостью.

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», исполнительный директор программы «Поют дети Москвы», заслуженная артистка России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте