search
main
0

Дух солидарности. Формирование толерантного поведения в подростковой среде

Актуальность работы – в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель работы – создание эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей.Объект исследования – дети подросткового возраста (13-14 лет).Задачи:1) раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;2) создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;3) поиск способов диагностики толерантности.Для решения данных задач используются следующие исследовательские методы: анализ литературы, тестирование, опрос, тренинговые упражнения. Практическая частьВ работе мы опирались на исследование уровня установок толерантности у учащихся седьмых классов средней школы №29 города Сызрани с целью поиска способов диагностики толерантности у подростков и создания эффективного тренинга формирования толерантного поведения для подросткового возраста.По результатам исследования толерантность находится на низком уровне. Низкий уровень толерантности у подростков проявляется по отношению к людям другой национальности, часто корни нетерпимости уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Нетерпимость часто связана с гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием: личным, национальным или религиозным. Эти представления формируются в раннем возрасте, дети опираются на опыт родителей, старших братьев и сестер.У подростков седьмых классов уровень терпимости по отношению к людям без определенного места жительства и безработным также очень низок, только 30% всех опрошенных учеников выразили сочувствие и готовность предложить помощь этим группам населения.В демографической культуре существует терпимость к позиции тех членов общества, которые выступают с несколько отличными политическими, религиозными, экономическими лозунгами. В современном обществе среди молодежи появляется огромное количество субкультур, таких как готы, эмо, скинхеды. 40% опрошенных подростков не понимают социального направления данных групп, относятся к ним с некоей толикой страха и как следствие отвергают людей, входящих в данную группу, а в некоторых случаях применяют к ним силовые приемы воздействия.Из 25 опрошенных учащихся 7-го  «А» класса 10 человек интолерантно относятся к американцам. Здесь, наверное, сказалось то, что подростки смотрят фильмы, играют в компьютерные игры, где в образе главного врага предстает американский солдат или человек, «очень похожий» на американского солдата. Китайцев и вьетнамцев тоже не очень жалуют – 6 человек отрицательно относятся к этим национальностям. 9 человек интолерантно относятся к кавказцам. Чем старше становятся дети, тем непримиримее они относятся к другим национальностям.Если говорить о социальных группах, наиболее толерантно учащиеся относятся к рабочим – 84 человека, к людям, работающим в бюджетных организациях, – 65 человек, интеллигенции – 67 человек, хуже всего отношение к бизнесменам. Это объясняется социальным статусом большинства семей, уровень которых определяется термином «малоимущие».Тренинг толерантностиПеред началом тренинга следует сообщить детям следующие правила:- уважительное отношение к участникам игр;- уважение к говорящему;- обращение друг к другу по именам.Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями» (10 минут)Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.1. Попросите участников встать в круг.2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с возможно большим количеством членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками. Упражнение №2. «Сходства и различия»На доске записывается слово «ЛЮДИ», и далее доска делится на две половины, одна из которых называется «СХОДСТВА», другая – «РАЗЛИЧИЯ».Ученики называют, а ведущий записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.Вопросы для обсуждения1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?4. Какие религии вы знаете?5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?7. Как общаются между собой старые и молодые люди?Ведущий делает вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Оно возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?Упражнение №3. «Давайте пофантазируем…»Ведущий: Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?2. Хорошо или плохо, что мы все разные?3. Как жить в реальном мире, где столько разных людей?Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.Упражнение №4. «Воображаемый мяч» (15 минут)Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность. 2. Из участников группы выбирается игрок №1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.5. После игры обсуждаются следующие вопросы:а) Как идет в группе совместная работа?б) Все ли участники были задействованы в этой игре?в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?е) Все ли игроки старались одинаково?ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?з) Как можно улучшить совместную работу?Упражнение №5. Повышение самооценки. «Мой вклад» (30 минут)Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длиной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь необязательно должна идти о данной игре. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечая на следующие вопросы:а) Какой опыт принес я с собой в группу?б) Что я умею делать?в) Как я могу способствовать общей работе?Постепенно из отдельных нитей образуется длинная лента. На выполнение задания отводится 10 минут.2. Следующий этап игры – получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, какую долю он хочет внести в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.4. В заключение тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает не только свой кусок пряжи, но и отрезок «чужой». Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, когда различные ресурсы объединяются друг с другом.Упражнение №6. Настройка на группу. «Передача ритма» (10 минут)1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.2. Участники легко держат друг друга за руки.3. Каждый участник один раз сжимает руку своего соседа справа.4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.6. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.Упражнение №7. Диагностика достигнутого уровня доверия в группе. «Тест на доверие» (15 минут)1. На середину круга кладется какой-либо предмет, например ваза или книга. Группе объясняется, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Тот, кто встает вплотную к нему, тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние.2. Тренер просит участников поэкспериментировать с различными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно.3. Когда все найдут свои места, тренер предлагает всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию.4. Теперь каждый кратко объяснит, что хотел выразить своим выбором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.5. В заключение можно подытожить результаты игры: доверие в группе не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может принудить другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно, оно связано с конкретным опытом. С другой – доверие очень легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей.Диагностика формирования толерантного поведения подростковОпределить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, не похожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников – сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений. Суть опросника такова: школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями.Опрос по теме «Толерантность»Опросник составила психолог Российской государственной юношеской библиотеки Юлия Овчинникова.Участники опроса отмечают крестиком нужный вариант ответа. Каждому ответу присваивается 1 балл. Отдельно подсчитывается число баллов в каждой колонке. Максимальное число баллов – 15. Последняя графа ответов составлена так, что удовлетворяет требованиям авторитарной личности. Первая графа ответов соответствует человеку толерантного склада. Опросник позволит определить лиц, склонных к авторитарному типу поведения, и процент таких учащихся в группе. (См. табл. 1.)Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». Опрос проводится среди учащихся 9-х классов (подростки 14-15 лет).Инструкция: предлагается оценить, насколько учащиеся согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставить галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. (См. табл. 2.)Обработка результатовДля количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.ВыводыТолерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.Толерантность необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.Воспитание – наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с объяснения, каковы общие права и свободы людей, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.Прим. ред. Теоретическая часть воспитательной системы, список литературы, приложения опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1011. ​Татьяна КОНОВАЛЕНКО, учитель биологии средней школы №29 города Сызрани Самарской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте