search
main
0

Дух демократии. Использование компьютерных технологий в преподавании общественных дисциплин

Существовавшее в ХХ веке деление на «физиков» и «лириков», гуманитариев и технарей в наше время становится все более условным, потому что компьютеры и интернет прочно вошли в жизнь современного человека независимо от его профессиональных склонностей, интересов, способностей и отношения к технике. Интернет стремительно врывается в нашу повседневную жизнь. То, что еще десять лет назад казалось фантастикой, теперь стало реальностью благодаря существованию глобальной компьютерной сети.

Оснащение школ современной техникой идет сегодня в основном путем создания компьютерных классов. Редко компьютеры используются в кабинетах по различным учебным предметам. В российской системе образования пока еще преобладают традиционные источники информации – учитель, книга, словари, энциклопедии и т.п. Особенно это касается дисциплин гуманитарного цикла. Не хватает навыков общения с техникой и самим учителям, которые пока в своей основной массе не воспринимают компьютер помощником и скорее опасаются его, чем стараются использовать открывающиеся новые образовательные перспективы. Школьники же видят в компьютере скорее источник развлечений, чем способ облегчить путь к поиску новых знаний.

В связи с этим новый российско-канадский проект «Дух демократии» является важным шагом по пути расширения источников информации в общественных дисциплинах, так как современному школьнику уже недостаточно одних учебников и учебных пособий. Его итогом стали разработки по использованию компьютеров и интернета в кабинете истории и обществознания.

В пилотном проекте участвовали три российские территории – Самарский регион, Орел и Орловская область, Москва и Московская область – 10 базовых школ. Школы и учителя получили компьютеры с условием, что техника будет находиться в кабинете истории и общественных дисциплин, а преподаватели в разработку своих занятий будут включать ресурсы интернета. В течение пяти лет школы получили возможность бесплатной работы в интернете.

Параллельно шла работа по подготовке сайта для преподавателей с материалами по основным темам, связанным с основополагающими принципами демократии, проводились семинары для учителей по содержанию преподавания, методическому мастерству и техническим умениям в обращении с компьютером в учебном процессе. Преподаватели смогли разработать собственные занятия, материалы для которых они нашли в интернете и творчески их использовали.

И каков результат? Прежде всего появились дополнительные возможности сделать занятия разнообразными и интересными; они стали доступны каждому, кто технически владеет интернетом и обладает умением обращения с компьютерами. Действует обновляемая страница в интернете, посвященная проекту (www.spiritof-democracy.com) .

Использование компьютерной техники на уроке обществознания

Таким образом, предлагается новый подход – размещение и использование компьютеров в кабинете истории, обществознания, граждановедения. В идеале один компьютер с модемом, принтер и сканер предоставляются учителю для подготовки к урокам. Модем дает возможность учителю пользоваться ресурсами интернета – веб-сайтом проекта и другими материалами, общаться с преподавателями в других школах и регионах.

В классе размещаются два компьютера (один из них с модемом), соединенные в локальную сеть, а также принтер. Можно использовать один компьютер.

Компьютеры необходимы для решения следующих задач:

– работа учащихся с материалами веб-сайта;

– поиск материалов в интернете по той или иной теме занятия;

– ввод текста при выполнении различных заданий и распечатка его на принтере;

– общение учащихся со сверстниками из других школ и регионов.

Как это происходит в реальной практике?

После вводной части урока, мотивации или представления ситуации класс делится на три группы. При изучении темы одна группа (4-5 учащихся) работает с одним компьютером, занимаясь поиском необходимой информации на веб-сайте проекта. Вторая группа работает на втором компьютере, занимаясь поиском информации в интернете. Эти занятия требуют предварительной подготовки учащихся. Опыт показывает, что ученики быстро осваивают навыки работы на компьютере. После 20-30-минутного поиска информации учащиеся распечатывают материалы, необходимые для занятия. Третья группа работает с печатными материалами, подготовленными для занятия преподавателем (Конституция РФ, законы, декларации, материалы прессы и др.).

Если в классе имеется лишь один компьютер, учитель дает задание одной группе (от двух до пяти человек) по поиску информации на веб-сайте проекта или в интернете. Другие учащиеся в это время работают с печатными материалами. Через 20-30 минут группа, работавшая с компьютером, сообщает о результатах поиска информации.

Как в случае работы в классе с одним, так и с двумя компьютерами, после работы в группах следует дискуссия или ответы на вопросы учителя, которые завершаются подведением итогов.

Возможны и другие формы работы – на дополнительных занятиях после уроков, на факультативах, в клубах и кружках.

Для того чтобы все учащиеся овладели навыками поиска информации в интернете, необходимо менять состав групп, работающих с компьютером.

Представляем разработки уроков, которые были подготовлены преподавателями – участниками этого проекта. Более подробно с результатами и материалами проекта можно познакомиться на нашем сайте.

Урок «Право на частную жизнь»

Автор Жиронкина Л.Н. (Орел)

Мотивация. Продемонстрируйте школьникам рисунок:

«Возьмите, пожалуйста, еще и это».

Попросите учеников ответить на вопросы:

1. Что изображено на рисунке?

2. Как вы думаете, почему мальчик хочет подарить скрипку вору?

3. Чьи интересы, желания не совпали в данной ситуации?

4. Можно ли считать этот случай нарушением права частной жизни? Почему?

Предложите учащимся в парах или группах обсудить следующие ситуации и выделить те, в которых нарушено право на частную жизнь:

1. В классе психолог проводил анкетирование. Ученик отказался отвечать на вопрос анкеты: «Ссорятся ли твои родители? Как часто?»

2. Ученик опоздал на урок. Учитель публично потребовал объяснения. Ученик отказался отвечать.

3. Учитель, просматривая журнал, выясняет, что ученик пропустил много занятий. «Я много болел», – объяснил ученик. «Ты болеешь подозрительно много», – заключил учитель.

4. Ученик забыл сменную обувь. Дежурный учитель у входа делает замечание: «Разве родители не могут купить тебе обувь?»

5. Ученик не смог ответить на вопрос учителя. Соседка по парте комментирует: «Наверное, вчера на дискотеке урок учил?»

7. Витя не любил биологию. «Пора уже изменить свое отношение к предмету», – посоветовала одноклассница.

8. Соседка спросила Инну о том, где работает ее мама.

Задайте учащимся вопросы:

1. Какие ситуации можно считать вмешательством в частную жизнь? Почему?

2. Кто чаще всего нарушает право на частную жизнь?

3. Что в каждой ситуации герои хотели сохранить как неприкосновенное, личное?

4. Что в международных и российских правовых документах понимается под правом на частную жизнь?

Теперь предстоит работа с вебсайтом www.spiritofdemocracy.com или с интернетом, где нужно найти следующие документы. Предложите учащимся рассмотреть, каким образом закон защищает гражданина от вмешательства в его частную жизнь:

– Всеобщая декларация прав человека (ст. 12);

– Конвенция о правах ребенка (ст. 16);

– Конституция Российской Федерации (ст. 23- 29, 51)

Комментарий. Каждый человек имеет свои симпатии и антипатии, привычки, тайны, мечты, желания, увлечения и многое другое, что можно определить одним словом – частная жизнь. Всем известно, что недостойно подслушивать чужие разговоры, читать чужие письма. У каждого из нас есть часть жизни, которую мы хотим и имеем право оставить закрытой. Это может быть и то, что происходит в душе, и то, что происходит в семье, в доме. Человек имеет право на личную и семейную тайну.

Продемонстрируйте школьникам следующий рисунок:

Рисунок Риты Старых (лицей № 4 г. Орла, 8-й класс)

«Опять весь день – у экрана? Когда закончится этот компьютерный беспредел?»

1. Что изображено на картинке?

2. Из-за чего чаще всего возникают конфликты с родителями во время вашей работы за компьютером?

3. Как чаще всего завершается общение на эту тему?

4. Может ли быть в этой ситуации другое решение? Чье мнение может быть другим?

Разделите класс на группы и предложите им проанализировать данную ситуацию, ее возможное развитие с точки зрения:

1 группа – врачей;

2 группа – учителей;

3 группа – родителей;

4 группа – друзей.

Обсудите с учениками проблему: где может возникать противоречие между правом человека на частную жизнь и интересами общества?

Школьники могут называть свои примеры или обратиться к ситуациям, с которыми они работали в парах (группах). Используйте материалы сайта – http://www.unb.ca/democracy/russia/4workArea/rus/A01005.html.

Предложите школьникам написать не менее трех правил, которые, на их взгляд, помогут защитить право на частную жизнь а) дома; б) в школе; в) от незаконного вмешательства государства.

«Основные демократические ценности: толерантность, консенсус, компромисс»

Классный час для 4-х классов

Автор Первеева В.В. (Москва, Зеленоградский округ)

Основные задачи классного часа:

познакомить детей с такими понятиями, как «толерантность», «консенсус», «компромисс»;

воспитывать в детях терпимость по отношению друг к другу;

обучать детей умению поступиться своими интересами ради решения общих проблем;

приучать детей решать возникающие в жизни проблемы в согласии и уважении друг к другу.

Проект классного часа.

1. Вступительное слово учителя

– Дорогие ребята! Мы снова собрались с вами поговорить о нашей школьной жизни. За прошедшее время в нашем классе произошло много важных событий. Не все у нас получилось так, как мы хотели. Сегодня мы попытаемся проанализировать наши ошибки, чтобы учесть их в дальнейшей жизни. Ведь самое важное и интересное, как всегда, – впереди. Согласны?

2. Работа в группах

Каждая группа попытается проанализировать одну из ситуаций, т. е. попытается понять, почему все получилось не так, как мы планировали, и что нам необходимо учесть на будущее.

Задания для групп:

1-я группа.

Часто на уроке возникает спор по поводу способа решения задачи. Одни дети хотят решать задачу арифметическим способом, другие – алгебраическим. Разрешите эту спорную ситуацию и попытайтесь найти правильное, на ваш взгляд, решение.

2-я группа.

Мы много спорили по поводу того, какие цветы посадить на нашу клумбу, чтобы она радовала нас своим цветением как можно дольше. Решение так и не было найдено. Попытайтесь найти такое решение, чтобы оно устраивало всех.

3-я группа.

Не так давно в нашем городе проходили предметные олимпиады. Было очень сложно собрать школьную команду, так как это был субботний день. Почему так произошло, и что необходимо учесть на будущее?)

– Информационно-аналитический отдел в лице Жени попытается найти на страничках сайта «Дух демократии» (www.spiritofdemocracy. com) понятия, относящиеся к анализируемым ситуациям.

(Дети начинают работу в группах и через некоторое время делятся своими суждениями по данным ситуациям. Женя находит такие понятия, как «толерантность», «консенсус», «компромисс» и дает их определение.)

3. Заключение.

Из «слов» собирается дом:

В заключение учитель говорит: Ведь недаром говорят, сколько людей, столько и мнений. Уважая мнения других людей, мы всегда можем найти оптимальное решение какой-либо возникшей проблемы. Таким образом, только соблюдая права и свободы человека, уважая основные демократические ценности, такие, как терпение, согласие, компромисс, мы можем счастливо жить в нашем доме, название которому демократическое общество.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ, первый вице-президент Межрегиональной общественной организации «За гражданское образование», кандидат педагогических наук; Андрей ИОФФЕ, доцент Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте