Десять лет назад наш детский сад №2382 «Дубравушка» впервые открыл свои двери для малышей. Тогда это был типичный сад-новостройка. На участке несколько тонких, больше похожих на прутики, деревьев, чахлые кустики и почва – сплошная глина вперемешку со строительным мусором. И, тем не менее, уже через два года в совершенно, казалось бы, не приспособленных условиях мы решили начать более углубленную работу по экологическому воспитанию и образованию наших воспитанников. Конечно, наиболее эффективной считается работа с дошкольниками в условиях обогащенной развивающей среды. Но кто сказал, что процесс создания такой среды и тем более участие в этом процессе оказывают меньшее развивающее воздействие на ребенка? Экологическое образование и воспитание в нашем детском саду стало одним из приоритетных направлений в работе – как непременное условие становления гармонично развитой личности.
С момента принятия решения о более углубленной работе по экологическому образованию детей у нас не было сомнений в выборе программы. С 2004 года и по сегодняшний день детский сад активно участвует в работе экспериментальной площадки по экологическому воспитанию дошкольников Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Натальи Рыжовой. За время работы коллектив накопил интересный опыт, который активно транслируется на семинарах (например, проблемный семинар «Интеграция – основа экологического образования» в 2009 году), «круглых столах» (например, «круглый стол» «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» в 2009 году), на таких мастер-классах, как «Игры в экологическом образовании дошкольников» в рамках «Седьмого педагогического марафона учебных предметов» (2007 год). С 2007 года наш детский сад тесно взаимодействует с ресурсным центром «Мы и природа», ЦРР – детским садом №2337 «Дельфиненок» в рамках пилотного проекта Москвы и ЮНЕСНО «Московское образование: от младенчества до школы». Коллектив участвует во всех мероприятиях по обмену опытом в рамках сетевого взаимодействия.
Опыт работы нашего детского сада был рассмотрен в 2008 году на заседании коллегии Северо-Западного окружного управления образования («Инновационный детский сад» (2008 год). С 2004 по 2009 год ежегодно проводится открытое занятие для педагогов России в рамках семинара по программе «Наш дом – природа».
За десять лет наш детский сад значительно преобразился. На территории появились экологические зоны наблюдений: миниатюрных размеров хвойный бор, березовая роща, фруктовый сад, сливовый сад, зона смешанного леса, разбиты пышные цветники, которые охраняют добрые гномы, создан сухой ручей, в пышных прибрежных зарослях которого притаились цапля и лягушка, выделена зона деревенского подворья с мини-огородом, начинает благоустраиваться аптекарский огород. И ни в одном своем начинании мы не обходились без помощи детей.
Непосредственный контакт с природой – основное кредо детского сада. Нисколько не умаляя значения традиционных занятий в специально оборудованном кабинете, мы считаем, что совершенно необходимо использовать любую возможность наблюдения за объектом в естественных для него условиях. Поэтому все экологические зоны, появившиеся на нашей территории, были объединены в единую экологическую тропу, на которой регулярно проводятся занятия с детьми, объект для наблюдений можно порой найти в самом непримечательном и неожиданном месте. Вот камень, валяющийся в траве. Давайте перевернем его, а из-под него стремглав, в разные стороны бросаются разнообразные насекомые. А почему их под камнем так много? Да и трава под камнем не прорастает. Почему? Муравьи по дорожкам снуют, а муравейника-то поблизости нет. А где их домик? Может, насыпать в укромном местечке сахар – пусть муравьи покажут, где их домик. Враг цветочной клумбы – пырей ползучий. Ишь, как корни разрастаются – прямо, как паук паутину ткет под землей да клумбовые цветы ими душит. Да только враг-то он лишь на клумбе, на лугу он самый ценный житель. Да мало ли вопросов может найтись у малыша при непосредственном общении с природой? Иной раз запланируем занятие, а приходится идти за интересом детей. Вот, например, запланировано наблюдение за дубом на лесной тропе, а тут белка, и не до дуба теперь.
Кстати, о лесной тропе. Нашему детскому саду очень повезло – он находится в непосредственной близости от леса. Вот уж где таятся вопросы, в буквальном смысле, под каждым кустом. И, тем не менее, есть у нас определенные, самые интересные точки для наблюдений. Например, уникальная зона, где, стоя на одном месте и лишь поворачивая голову то вправо, то влево, мы можем сравнивать смешанный лес с темным мрачным ельником. В таком месте особо хорошо демонстрируется борьба растений за свет. А ведь для дошкольника именно наглядность важна больше тысячи правильных слов.
Когда у нас проводятся занятия около деревьев, пораженных жуками-короедами, нередко рядом останавливаются прохожие и удивленно качают головами: «Надо же, не знали!» Кульминация такого занятия – снятие копий узоров, оставленных жуками на стволах деревьев с помощью восковых мелков. Очень радуют рассказы родителей о том, что после таких занятий дети приводят их в лес и проводят экскурсию по самым интересным местам.
С приходом более холодных дней занятия переносятся в помещение. К сожалению (а может, наоборот, на удачу!), у нас не было возможности обустроить большой и удобный кабинет экологии. Тем не менее в нашем маленьком кабинете собран весь необходимый материал для работы с детьми. Это и индивидуальные наборы на каждого ребенка для самостоятельного проведения опытов и экспериментов, и коллекции по самым разнообразным темам, большое количество дидактических пособий и игр, как широко известных, так и собственных разработок.
Недостаток помещений, небольшая площадь экологического кабинета, с одной стороны, и большой творческий потенциал, желание обогатить развивающую экологическую среду, с другой стороны, вынудили нас на поиск дополнительных ресурсов. Коллектив нашего детского сада постоянно находится в поиске новых, эффективных форм работы с детьми, таким образом, в нашей «Дубравушке» появились мобильные мини-музеи экологического содержания. За четыре года в детском саду были созданы более 10 нестандартных мини-музеев: «Волшебница-вода», «Музей воздуха», «Музей солнца», «Волшебный мир камня», «Музей древесной коры», «Музей бересты»», «Музей птицы», «Музей дерева», «Музей коровки-буренки», «Музей Курочки Рябушечки», «Музей овечки», «Музей лошадки», музей «Коричневый цвет в природе», музей «Опавшие листья» и другие. Для каждого музея разработана система работы с детьми. Методические рекомендации по организации и системе работы в мини-музеях представлены в книге Н.Рыжовой, Л.Логиновой, А.Данюковой «Мини-музеи в детском саду».
В создании таких музеев, в подборе экспонатов, в их изготовлении обязательно принимают участие дети и их родители. Основная задача такого музея – показать изучаемый объект во всем его разнообразии. Во время работы над созданием музея с детьми проводятся разнообразные занятия, посвященные выбранной теме. Так, например, при работе над «Музеем воздуха» с детьми проводятся занятия по изучению свойств воздуха. Для закрепления знаний в музее выделяется место для повторения опробованных на занятиях опытов с воздухом. А экспонаты, собранные в музее, помогут проиллюстрировать беседы о том, как человек научился использовать силу и свойства воздуха (воздушный шар, парашют, насосы, надувные игрушки и так далее). На занятиях по рисованию можно изобразить лес в ветреную погоду, на занятиях по ручному труду изготовить вертушку, на занятиях по математике можно использовать в качестве счетного материала семена крылатки.
Одним из самых интересных направлений работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду мы считаем совместный детско-родительский проект «Напиши письмо животному». Суть проекта заключается в том, что дети сами или при участии родителей пишут письмо любому животному, а оно им отвечает. Причем независимо от того, насколько большим было письмо (это вообще может быть рисунок), ответ приходит очень обстоятельный. В нем животное не только описывает самые интересные факты из своей жизни, но и как бы приглашает ребенка встать на позицию самого животного, увидеть мир его глазами. Так, например, пантера советует ребенку хранить мясо на высоком дереве, чтобы койоты его не украли, заяц рекомендует обязательно поменять на зиму цвет шерсти. Детям очень нравится участие в таком проекте. Он гораздо более эффективен, нежели обычный рассказ воспитателя о жизни животных. Еще бы, ведь это чудо – животное лично обратилось к ребенку, а любой ребенок так хочет верить в чудо! Надо ли говорить, что интерес к жизни животных, к условиям их обитания, понимание повадок животного, его образа жизни все время значительно увеличивается. А как менятся отношение к некоторым привычным и незаметным в обыденной жизни нашим маленьким соседям. Вот что, к примеру, пишут дети дождевому червяку: «Прости нас за то, что мы иногда на тебя наступаем!», «Я теперь буду очень осторожна, но и ты сам будь внимателен, не попадайся под ноги».
Конечно, дошкольный возраст обладает особой спецификой, нам очень трудно оценить и тем более отследить, насколько усвоены и применяются в жизни те знания, которые мы вкладываем в наших детей. Возможно, многие дети забывают и уже в школе открывают для себя вновь то, о чем мы беседовали в детском саду. Но знания это не главное. Основное – тот положительный эмоциональный фон, на который в будущем будут ложиться более крепкие знания. Мы надеемся, что в нашем детском саду созданы все условия для гармоничного воспитания детей, формирования такого положительного эмоционального фона на всю их последующую жизнь.
Татьяна КОСТЕРЕВА, заведующая детским садом №2382
Комментарии