Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дуальная стратегия. Интеллектуальную рабочую элиту готовят за партами и на производстве

Учительская газета, №21 от 24 мая 2016. Читать номер
Автор:

Надежда общества – школа. Надежда промышленности – профтехобразование, конкретно – колледж. Что нужно, для того чтобы технический колледж выпускал высококлассных специалистов? Каждый, причастный к этой проблеме, назовет необходимые условия: у учебного заведения должны быть заинтересованные партнеры; квалифицированные, многоопытные преподаватели; не просто хорошая, а самая современная учебно-производственная база. Вот три кита, на которых держится подготовка специалистов среднего звена.

Казанский радиомеханический колледж держится на… двух китах. Есть и замечательные партнеры, и высококвалифицированный коллектив преподавателей. А вот база хромает. Чтобы растить кадры, отвечающие мировым требованиям, в колледже недостает одного, и очень важного, условия – отсутствует самая современная учебная база.Без модернизации базы невозможно создание инновационной модели учреждения среднего профобразования.- Сейчас планка требований к рабочим и специалистам среднего звена поднимается все выше и выше, – говорит директор Камиль Мухаметов. – Электроника развивается семимильными шагами. И если у нас не будет самого новейшего оборудования, мы окажемся на задворках производства, наши ребята не смогут стать конкурентоспособными, не будут востребованы на рынке труда. В 90-х многие профтехучилища перестали выпускать рабочих. Казанский радиомеханический колледж сумел сохранить  два уровня подготовки: рабочих с учетом современных технологических требований и специалистов среднего звена. Были сохранены учебно-производственные мастерские. Студенты не только овладевают будущей профессией, но и получают знания в объеме средней школы. При поступлении в вуз они показывают более основательные, глубокие знания, скажем, по физике, математике, чем выпускники школы. Они к тому же умеют применять их на практике, рабочие, мастера и инженеры из них получаются толковые.Как же удалось преподавательскому коллективу колледжа сохранить высокий уровень подготовки студентов, имея базу, не соответствующую современным требованиям? Государственное автономное образовательное учреждение собственных средств для модернизации базы не имеет, и директор давно стучится во все двери. Но дело продвигается медленно. Правда, кое-что уже сделано. Совместно с государственной корпорацией «Ростех» составлен план реализации проекта по созданию современного учебного центра на базе Казанского радиомеханического колледжа, который призван готовить специалистов для нужд предприятий радиоэлектронной и оптоэлектронной промышленности, в том числе предприятий робототехники, расположенных в Республике Татарстан. Есть понимание, что такой центр необходим для подготовки специалистов, способных участвовать в разработке и производстве высокотехнологичной наукоемкой продукции мирового уровня, особенно в таких важнейших областях, как ракетно-космическая техника, машиностроение, энергетическое оборудование. Предприятия заняты реализацией проектов, связанных с перевооружением предприятий и импортозамещением. Создание центра задерживается из-за отсутствия средств, сроки сдвигаются. Возникает парадокс – денег на создание учебного центра нет, потому что они уходят на импортозамещение, но ведь эту архиважную проблему не решить без специалистов, которые способны работать на сверхсовременном оборудовании. Тем не менее руководство колледжа не опускает руки, находит выход в тесном взаимодействии с партнерами, в их числе лидеры индустрии Республики Татарстан – АО «Радиоприбор», АО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» им. В.И.Шимко», Казанский электротехнический завод, КЗ «Электроприбор», АО «Научно-производственное объединение «Государственный институт прикладной оптики», Казанский оптико-механический завод.Несмотря на изменения, произошедшие в системе образования, Казанский радиомеханический колледж никого не дублирует. Здесь учат по специальностям «радиотехнические информационные системы», «электронные приборы и устройства», «монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «технология машиностроения». Сегодня машиностроение – самое востребованное направление, основа основ. По словам Камиля Мухаметова, главные партнеры колледжа – «это университеты нашего профиля». Среди них: Казанский авиационный завод им. С.П.Горбунова, Казанский научно-исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева (знаменитый КАИ) – Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций. Авиационный завод после разрушительных 90-х годов модернизировался. Теперь он остро нуждается в специалистах, без которых ни один самолет не полетит, ни один корабль не поплывет, просто они не будут построены. Этих специалистов готовит колледж. Так сложилась стратегия Казанского радиомеханического колледжа – использовать в качестве учебной базы предприятия-партнеры. Пять лет назад колледж вошел в научно-образовательный кластер КАИ и совместно с партнерами – заводами и институтами – развивает сетевую подготовку студентов по дуальным  планам. Учебная программа перестроена так, чтобы у студентов была возможность и учиться, и работать. У них это получается. Работая на предприятии, студенты видят свою перспективу, демонстрируют свои умения. В итоге сложились и реализуются две модели, которые выбирают студенты: «колледж – предприятие – вуз» или «колледж – вуз – предприятие». Большинство окончивших колледж сразу находят работу и трудятся на предприятиях города, а впоследствии продолжают образование в вузе. Но немало выпускников колледжа выбирают университет и продолжают учиться, чтобы прийти на предприятие инженерами. Впрочем, те, кто выбрал завод и профессию современного рабочего, настолько хорошо подготовлены к работе со сложным оборудованием, что их трудно отличить от инженеров. За компьютером они выполняют поистине инженерную работу.Специальности, по которым готовят студентов колледжа, раньше можно было получить только в вузах: настолько основательным и сложным становится образование, которое дает колледж. Скажем, монтажник радиоэлектронной аппаратуры должен иметь навыки инженера. Как сказал Камиль Баязитович, колледж выпускает рабочую элиту с высокими интеллектуальными данными. Радиомонтажник – специальность для гибкого и разностороннего  ума. Не всем она дается. Работа с мелкими деталями требует от радиомонтажников и радиотехников умения сосредоточиться, хорошего глазомера, координации движений, высокой тактильной чувствительности пальцев, умения дозировать свои усилия, развитого пространственного мышления, аккуратности, дисциплинированности и ответственности.Растить таких специалистов помогает созданный в колледже специализированный центр компетенций по направлению «Электроника», который предоставляет стажировочную площадку всем желающим, тем, кому необходимо повысить свои компетенции. Совсем недавно в колледже состоялось торжественное открытие новой монтажной мастерской на 20 рабочих мест. Теперь учебная практика для студентов радиотехнического отделения по сборке и монтажу радиоэлектронной аппаратуры будет проводиться с использованием новейшего оборудования. Именно там будут проходить тренировочные занятия по подготовке к конкурсу профессионального мастерства WorldSkills Russia по компетенции «Электроника». Это значимое событие для колледжа стало возможным благодаря стараниям руководства колледжа и партнерам, которые оказали помощь в оснащении мастерской. Одним из показателей высокого профессионализма студентов колледжа стали их победы на олимпиадах и в конкурсах разного уровня, в том числе и международных. Вот уже пять лет совместно с заводом «Радиоприбор» колледж проводит республиканский конкурс среди студентов «В наших руках – будущее!». Студенты колледжа заняли первое место в другом республиканском конкурсе – «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», в номинации «Перспектива». В прошлом году на Всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде Айнур Мингараев вошел в тройку лидеров Всероссийской олимпиады профессионального мастерства.В 2016 году студент колледжа по специальности «радиотехнические информационные системы» Артем Гилемянов стал победителем открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) РТ  по компетенции «Электроника» и вошел в сборную команду от Республики Татарстан для участия в  полуфинале национального чемпионата  (WorldSkills Russia) 2016 году в Саранске. Выпущенные колледжем специалисты в Казани нарасхват. Востребованность выпускаемых специалистов – сильная сторона колледжа. Среди выпускников есть руководители предприятий, ученые, преподаватели, известные спортсмены.За многие годы в колледже сложился творческий коллектив талантливых преподавателей, исключительно преданных своему делу. Когда говорят об учителях, непременно упоминают их невысокую зарплату. Так вот у преподавателей государственного технического колледжа она ниже, чем у школьного учителя. Но никто не уходит, потому что это люди долга. Каждый считает себя лично ответственным за то, какими тружениками будут завтра их сегодняшние студенты. Многие из преподавателей имеют ученые степени, правительственные награды. Среди них заслуженный машиностроитель Татарстана Георгий Одиноков, мастер производственного обучения, награжденная знаком «За заслуги в образовании» Равиля  Бикмухаметова, 5 кандидатов технических и педагогических наук. Их дело – растить квалифицированные кадры, от этого во многом зависит, как будет развиваться промышленное производство в республике и в стране в целом.Казань


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту